Файл: ekonomicheskaya_teoria_Voprosy_i_otvety.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2019

Просмотров: 1380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

, где Р – уровень цен; Q – количество товаров; V – скорость оборота денег.

Совокупный спрос на деньги – это общее количество денег, которое домохозяйство, бизнес, правительство желают иметь в данный момент в связи с тем, что деньги выполняют функции средства обращения и средства сбережения.

Таким образом, в экономической теории выделяются два основных мотива спроса на деньги: для сделок (для покупки товаров и услуг) и для сбережений (сохранения богатства в форме вкладов, покупки ценных бумаг, недвижимости, антиквариата и т.д.)

Количество денег необходимое для сделок зависит от суммы цен товаров и услуг, которые хотят и могут купить, и от скорости оборота денег

().

Количество денег, которые хотят сберечь, зависит от процентной ставки по вкладам и по ценным бумагам. Чем выше процентная ставка, тем большее количество денег сберегается и меньше спрос на наличные деньги.

Оптимальным для денежного рынка является состояние равновесия, т.е. равенства между совокупным спросом на деньги и совокупным предложением. Равновесие денежного рынка может нарушаться вследствие изменения предложения денег, спроса на деньги и цены денег (процентной ставки).

Предположим, увеличение ВВП привело к росту спроса на наличные деньги. Если спрос больше предложения, цена денег (ставка процента) начнет расти, что побудит население больше сберегать в форме вкладов, покупки ценных бумаг. По мере роста сбережений, спрос на наличные деньги начнет уменьшаться и ставка процента начнет снижаться.

Таким образом, нарушения равновесия на денежном рынке приводят к колебаниям процентной ставки (цены денег). Изменяясь, она влияет на спрос на деньги и восстанавливает равновесие на рынке денег.




Вопрос 34 Денежно-кредитная система и ее структура. Функции Центрального и коммерческих банков+++

Совокупность банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений образует банковскую и кредитную систему.

Банк – кредитно-финансовое учреждение (финансовый посредник), аккумулирующее денежные средства и предоставляющее на их основе кредиты своим клиентам, осуществляющее денежные расчеты и другие операции.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства – это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Кредитно-финансовая система развитых стран включает следующие виды банков: Центральный (в Республике Беларусь - Национальный банк)-, коммерческие банки и специализированные кредитно-финансовые учреждения (сберегательные, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные, лизинговые компании и т. д.).

Особое место занимает Центральный банк, так как он выполняет важнейшие функции:


1) осуществляет денежно-кредитную политику страны, регулируя количество денег в обращении;

2) контролирует и регулирует деятельность коммерческих банков, а так же других финансовых учреждений.

Коммерческие банки являются основой кредитной системы, ее «нервными» центрами. Они выполняют следующие функции: прием и хранение депозитов; выдача средств со счетов и выполнение перечислений; размещение аккумулированных денежных средств путем выдачи ссуд, покупки ценных бумаг и т. д.

Операции банков делятся на пассивные (привлечение средств, т. е. все операции, по которым банк платит процент), активные (размещение средств, т. е. операции, по которым банк взимает процент), посреднические (выполнение операций по поручению клиентов: по этим операциям банк может и взимать процент, и платить).

Фактические резервы банка состоят из собственных денежных средств и заемных (депозитов). Часть депозитов (за минусом обязательных резервов) и собственные резервы могут выдаваться в кредиты и называются избыточными резервами.

Обязательные резервы – та часть депозитов (вкладов), которую банки откладывают в форме сейфовой наличности или беспроцентных депозитов в Центральном банке.

,

устанавливает Центральный банк.

Эти неиспользуемые денежные средства нужны для покрытия обязательств коммерческих банков перед вкладчиками, чтобы гарантировать вкладчику выплату денег при каждом его требовании и на случай банкротства. Норма обязательных резервов обычно колеблется от 1 до 14% от суммы вкладов.

В Республике Беларусь существует двухуровневая банковская система. Она включает Национальный банк, который является центральным банком страны, и сеть коммерческих банков (Беларусбанк, Агропромбанк, Белпромстройбанк, Приорбанк, Белвнешэкономбанк и др.).

Центральный банк осуществляет денежно-кредитную политику, направленную на обеспечение устойчивых темпов экономического роста, стабильности цен, высокого уровня занятости, равновесного платежного баланса.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются: операции с ценными бумагами на открытом рынке; изменение учетной ставки (ставки рефинансирования); изменение нормы обязательных резервов.

Операции на открытом рынке – покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг. Тем самым Центральный банк регулирует количество денег в обращении, влияет на процентную ставку и банковские резервы. Если надо увеличить количество денег в обращении, Центральный банк покупает государственные ценные бумаги и, наоборот, продавая государственные ценные бумаги, уменьшает количество денег в обращении.

Учетная ставка (ставка рефинансирования) – это процент, который платят коммерческие банки Центральному банку за предоставляемый им кредит. Центральный банк может изменять ее. При повышении учетной ставки, спрос на ссуды Центрального банка со стороны коммерческих банков уменьшается, т.е. замедляется прирост резервов коммерческих банков и предложение денег в экономике падает. При понижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды, их резервы растут, предложение денег в экономике увеличивается, что стимулирует развитие производства.


Изменение нормы обязательных резервов позволяет Центральному банку регулировать предложение денег. Чем больше норма обязательных резервов, тем меньше предложение денег в экономике и, наоборот.

Различают следующие виды денежно-кредитной политики, применяемые в зависимости от состояния экономики страны:

политика «дорогих денег» (рестрикционная, сдерживающая);

политика «дешевых денег» (экспансионистская, стимулирующая).

Политика «дорогих денег» направлена на сокращение количества денег в обращении и позволяет снизить уровень инфляции. Она проводится следующими методами: Центральный банк продает государственные ценные бумаги, увеличивает учетную ставку и увеличивает норму обязательных резервов.

Политика «дешевых денег» направлена на увеличение количества денег в обращении, когда необходимо стимулировать деловую активность. Ее методы: Центральный банк покупает государственные ценные бумаги, понижает учетную ставку и уменьшает норму обязательных резервов.



Вопрос 35 Финансы и их функции. +++++

Финансы как экономическая категория представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей.

Финансы выполняют две основные функции:

  1. распределительную – она связана с распределением и перераспределением части стоимости общественного продукта. В ходе этого процесса формируются и используются целевые денежные фонды субъектов хозяйствования, государства, доходы населения.

  2. Контрольная- обусловлена тем, что движение денежных средств может количественно отображаться различными финансовыми показателями, которые сообщают как распределяются и используются финансовые ресурсы

Совокупность денежных отношений, возникающих по поводу формирования и расходования денежных фондов, образует финансовые отношения.

Следует уяснить, что финансовые отношения - понятие более узкое, чем денежные отношения; они являются их составной частью. Если денежные отношения охватывают все экономические отношения, связанные с выполнением функций денег, то финансовые отношения связаны с движением фондов денежных средств производственного и непроизводственного назначения.

В финансовые отношения не входят денежные отношения, связанные с товарным и денежным обращением в розничной торговле; с оплатой транспортных, бытовых, коммунальных, зрелищных и прочих услуг, с движением денег при их дарении и наследовании.

Совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений образует финансовую систему. К финансовым учреждениям относятся центральные и коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские посредники, государственные финансовые органы, подразделения налоговой службы и т.д.


Финансовая система состоит из следующих элементов: 1) государственные финансы, 2) финансы хозяйствующих субъектов.

Основная задача государственных финансов состоит в обеспечении государства денежными средствами, которые ему необходимы для выполнения экономических и политических функций. В их состав входят следующие звенья: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. Государственные финансы функционируют на разных уровнях управления: общегосударственном, региональном, местном.

Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений и т.д.) являются основой финансовой системы, так как они обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, здесь формируется основная масса финансовых ресурсов страны. Задача финансов хозяйствующих субъектов заключается в обеспечений воспроизводственного процесса на микроуровне. Кроме того, они служат основным источником денежных средств для государства. Финансы предприятий, учреждений децентрализованы, т.е. хозяйствующие субъекты самостоятельно формируют и используют свои денежные фонды.

Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократического централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти права на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип фискального федерализма означает распределение функций между отдельными звеньями финансовой системы. Правительство призвано обеспечивать общенациональные цели (национальную оборону, , внешние государственные отношения и т.д.). Источником их финансирования является государственный бюджет. Местные органы власти осуществляют финансирование школ, жилищного строительства, охрану общественного порядка и т.д.

Мероприятия государства по аккумуляции финансовых ресурсов, их распределению и использованию составляют финансовую политику. Она включает фискальную политику, т.е. деятельность государства в области регулирования государственных расходов и налогообложения, и бюджетную политику, направленную на регулирование бюджета. Финансовая политика осуществляется с помощью различных финансовых инструментов: субсидий, дотаций, трансфертов, налогов, таможенных пошлин.

Вопрос 36 Государственный бюджет.

Государственный бюджет представляет собой ежегодно составляемую смету доходов и расходов государства, его основной финансовый план. В Республике Беларусь бюджет состоит из республиканского бюджета и местных бюджетов. К местным бюджетам относят бюджет областей, городов, районов, сельский и поселковые бюджеты. Республиканский бюджет принимается на каждый календарный год Национальным собранием и утверждается Президентом Республики Беларусь в форме законов. Он обязателен к выполнению. Местные бюджеты принимаются местными Советами депутатов. Главными целями республиканского бюджета являются: финансирование социально-экономического развития Республики Беларусь и государственных органов управления. За счет местного бюджета финансируются социально-экономическое развитие территории и местные органы управления.


Государственный бюджет включает доходы и расходы. Доходная часть бюджета состоит из статей доходов. В них отражены источники финансирования доходов бюджета. Доходы республиканского бюджета на 2007 год формируются за счет налогов, сборов (пошлин), других доходов, доходов свободных экономических зон. В законе «О бюджете Республики Беларусь на 2007 год» приоритетными направлениями расходов республиканского бюджета определены повышение благосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования, строительства жилья, финансирование мероприятий, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Это говорит о социальной направленности республиканского бюджета на 2007 год. Расходы на реализацию социальной политики государства в доходной части республиканского бюджета на 2007 год составят около 70% и возрастает из года в год.

Государственный бюджет может быть профицитным, сбалансированным, дефицитным. Если доходы бюджета превышают его расходы, то такой бюджет является профицитным. Сбалансированным является бюджет, в котором доходы и расходы равны. Если расходы бюджета превышают доходы, то такой бюджет называют дефицитным. Государство стремится к принятию сбалансированного бюджета. С этой целью, с одно стороны, оно увеличивает его доходную часть, с другой – уменьшает расходы.

В случае, когда возникает дефицит государственного бюджета, он может быть профинансирован тремя способами:

- за счет эмиссии денег (монетизация дефицита);

- за счет займа у населения своей страны;

- за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).

Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего и внешнего займов является причиной появления государственного долга.



Вопрос 37 Бюджетный дефицит и способы его финансирования.

Важной характеристикой государственного бюджета является соотношение доходов и расходов. Периоду классического капитализма была присуща тенденция к их сбалансированности (установлению равновесия между поступлениями и затратами).

Бюджетный дефицит-это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.

Но резкое возрастание экономической роли государства и огромное увеличение его расходов привели к хроническому бюджетному дефициту (превышению затрат над поступлениями).

Различают;

Структурный дефицит- дефицит заложенный в структуру доходов и расходов при формировании бюджета.( причиной его является политика государства)

Циклический дефицит-разность между реальным и структурным дефицитом.( вызван изменениями в промышленном цикле)

Если реально наблюдаемый дефицит бюджета меньше структурного, разница между структурным и реальным дефицитом называется циклическим излишком.

В случае когда при формировании бюджета закладывается превышение доходов над расходами, то это излишки доходов бюджета.