Файл: ekonomicheskaya_teoria_Voprosy_i_otvety.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2019

Просмотров: 1339

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве экономических причин, порождающих безработицу, можно выделить следующие:

1) развитие современных технологий, появление нового оборудования, машин приводят к высвобождению части работников, которым требуется переподготовка или переквалификация;

2) сокращение управленческого аппарата;

3) экономический спад, в результате которого снижаются потребности экономики в ресурсах, в том числе и трудовых;

4) структурные сдвиги в экономике, проводящие к исчезновению устаревших отраслей и предприятий и отраслей и предприятий и появлению новых;

5) сезонные изменения в спросе на рабочую силу в связи со спецификой производства (например, сельское хозяйство, строительство, туризм и т. д.).








Вопрос 29 Социально-экономические последствия безработицы ++++++

Социальными последствиями цикличной безработицы являются: падение социального статуса человека, потеря квалификации, упадок моральных устоев, утрата авторитета в семейно-бытовых отношениях, распад семьи, потеря жизненной перспективы и др.

Безработица носит негативный характер и для экономики имеет следующие последствия:

1) сокращаются производства и доходы населения, то есть происходит отставание объемов валового национального продукта. Эту взаимосвязь выражает закон А. Оукена. Он доказал, что соотношение каждый 1% прироста безработицы сверх ее естественного уровня приводит к отставанию объема ВВП на 2,5% (естественный уровень безработицы – это сумма фрикционной и структурной безработицы).

Это значит, что если безработица превышает естественный уровень на 1%, то отставание объема валового национального продукта составит 2,5% - 3,2%, если на 2% – то 5% - 6,4% и т. д.;

2) снижаются поступления от налогов в бюджеты всех уровней;

3) снижается уровень жизни не только самого безработного, но и его семьи;

4) возрастает преступность и количество психических заболеваний.

Хотя безработица – это неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования, сама она с безработицей справиться не в состоянии. Необходимо государственное регулирование занятости населения. Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда:

  • во-первых, это программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;

  • во-вторых, программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

  • в-третьих, программы содействия найму рабочей силы;

  • в-четвертых, программы по социальному страхованию безработицы.

Кроме того, существует косвенное регулирование рынка труда с помощью:

  • налогов;

  • денежно-кредитной политики;

  • амортизационная политика.

Меры косвенного регулирования рынка рабочей силы одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования и воздействуют на динамику занятости и безработицу.

В соответствие с Основными направлениями социально- экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. главным направлением государственной политики в сфере регулирования рынка труда будет достижение полной, продуктивной и свободно избранной профессиональной занятости населения, удержание безработицы в пределах социально допустимого уровня. Основные задачи регулирования занятости: расширение спроса на рабочую силу посредством повышения размера инвестиций на создание и модернизацию рабочих мест: развитие широкой системы профориентации и переподготовки кадров по профессиям стабильного и перспективного спроса; совершенствование стимулирования развития малого бизнеса; включая, прежде всего, инноваций; повышение эффективности системы содействия трудоустройству незанятого населения; углубление и расширение социальной защиты населения от безработицы.








Вопрос 30 Инфляция: ее причины и формы +++++++++++++++++

Инфляция – это процесс обесценивания денег в результате несоответствия объемов денежной и товарной масс в экономике.

Каналы обращения переполняются избыточными бумажными деньгами, которые не обеспечены соответствующим ростом товарной массы. Внешне эта ситуация проявляется в повышении общего уровня цен и снижении покупательной способности денежной единицы.

Инфляция может вызываться разными причинами, однако наиболее важными являются те, которые можно вывести на основе закона денежного обращения. Закон денежного обращения регулирует количество денег в обращении и описывается формулой: MV = PY ,

где M – денежная масса, Y – реальный объем производства,

V – скорость обращения денег, Р – уровень цен в экономике


Тогда уровень цен можно определить: Р = MV

Y

Следовательно, инфляция может быть результатом увеличения денежной массы М или сокращения производства Y.

Выделяют внешние и внутренние причины инфляции.

К внешним причинам инфляции относятся:

интернационализация хоз-х связей, которая способствует переносу инфляции через мировую торговлю;

падение курса национальной валюты, которое приводит к росту цен на импортные товары, а обмен иностранной на национальную валюту требует дополнительной денежной эмиссии.

Внутренние причины инфляции это:

рост государственных расходов, для финансирования которых государство часто прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения;

сокращение реального объема национ-го произ-ва, кот-е при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, т. к. меньшему объему товаров и услуг соответ-ет прежнее кол-во денег;

монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;

монополия крупных фирм на определение цены и собственных издержек производства, особенно в сырьевых отраслях.

милитаризация экономики.

Инфляция измеряется с помощью индекса цен, под которым понимают отношение стоимости определенного набора товаров и услуг в данном году и их стоимости в базисном году.

Опыт показывает, что почти во всех странах инфляция порождается дефицитом государственного бюджета, толкающим государство на выпуск дополнительных денег. Рост денежной массы может быть также следствием кредитно-денежной политики Центрального банка. Увеличение денежной массы приводит к инфляции спроса. Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем совокупный спрос в экономике.

Сокращение реального объема национального производства может быть обусловлено ростом издержек производства в результате удорожания сырья, топлива, необоснованного роста заработной платы, циклическим спадом в экономике, разрывом хозяйственных связей и т.д. Сокращение реального объема производства при неизменном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг противостоит прежнее количество денег. Падение производства вызывает инфляцию издержек (предложения).


Инфляция измеряется с помощью индекса цен, под которым понимают отношение стоимости определенного набора товаров и услуг в данном году и их стоимости в базисном году.

Инфляция измеряется в темпах прироста уровня цен за год:

где I – темпы инфляции; Р1 – индекс цен данного года;

Р0 – индекс цен базисного года.

. В качестве показателя уровня цен используется дефлятор ВВП, а также индекс потребительских цен.

Открытая инфляция может протекать с разной скоростью. В зависимости от темпов роста различают:

1. Ползучую, или умеренную, инф-ию, когда рост цен сост-ет менее 10% в год. Западные экономисты рассм-ют ее как элемент нормального развития эк-ки, не вызывающи особого беспокойства;

2. Галопирующую инфляцию – годовой рост цен составляет десятки и сотни процентов. Такая инфляция опасна для экономики и требует антиинфляционных мер;

3. Гиперинфляция – цены растут астрономич-ми темпами, достигая нескольких тысяч %-в в год. Такая инф-я парализует хоз-ый механизм, разрушает эк-кие связи, при ней переход к бартерному обмену.










Вопрос 31 Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика в РБ+++++++

Инфляция приводит к серьезным социально-экономическим последствиям, вызывая в частности:

снижение реальных доходов населения, обесценивание сбережений населения;

ухудшение условий жизни социальных групп с фиксированными доходами, снижение доверия населения к правительственным программам;

снижение экономической эффективности, трудности с долгосрочным планированием, повышение риска инвестирования;

«бегство от денег», в результате чего деньги перестают выполнять свои функции;

усиление социальной напряженности в обществе.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить антиинфляционную экономическую политику.

Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается ограничению, поскольку ее нельзя измерить. Первым шагом в борьбе с подавленной инфляцией должен быть ее перевод в открытую инфляцию.

В основе антиинфляционной программы должны лежать анализ причин и факторов, набор мер экономической политики, способствующих снижению уровня инфляции.

Существует два подхода к управлению экономикой в условиях инфляции:

1) адаптационная политика;

2) попытка снизить инфляцию антиинфляционными мерами.

Адаптационная политика означает, что экономика должна быть приспособлена к условиям инфляции. К адаптационным механизмам относятся:

1) политика цен и доходов, означающая, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда;


2) повышение учетной ставки (ставки рефинансирования).

Комплекс государственных мер по борьбе с инфляцией включает:

1) ограничение денежной массы, которую можно сокращать резко (методом шоковой терапии) или постепенно (методом градуалирования), которое можно назвать успешным, если рост денежной массы и уровня цен не превышает 20–30% в год;

2) повышение нормы обязательного резервирования;

3) сокращение государственных расходов и социальных программ;

4) совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет;

5) отказ от финансирования дефицита государственного бюджета путем дополнительных эмиссий денег;

6) предотвращение «импорта инфляции».





Вопрос 32 Сущность и функции денег. +++++

Современные деньги – это вид финансовых активов, которые могут быть использованы для сделок, это такой товар, который обладает наибольшей способностью к обмену, т. е. обладает абсолютной ликвидностью и является общепризнанным средством обмена и платежа. «Ликвидность» означает легкореализуемость, так как это обладает непосредственной покупательной силой. Современные деньги имеют декретный характер, так как правительство, Центральный банк объявляют, что именно считать деньгами, и люди это признают.

В экономической теории рассматриваются две концепции возникновения денег:

1. рационалистическая, согласно которой происхождение денег – это результат соглашения между людьми;

2. эволюционная, сторонники которой считают, что деньги связаны с длительным историческим процессом развития обмена и что деньги – это товар, играющий роль всеобщего эквивалента.

Ценность современных денег определяется не их золотым содержанием (его нет), а их покупательской способностью количеством благ, которые можно купить на одну денежную единицу (рубль, доллар и т.п.) в определенный период (месяц, год). Чем выше цены на товары, тем меньше ценность (стоимость) денежной единицы и наоборот.

Устойчивость современных денег определяется законом обращения денег. Этот закон фиксирует зависимость между количеством денег в обращении и суммой цен товаров, которые в течение года продаются и покупаются.

В упрощенном варианте этот закон можно выразить формулой:

,

где Р – средний уровень цен;

Q – количество товаров;

V – скорость оборота денежной единицы.


Деньги в национальной экономике выполняют ряд функций.

Функция меры стоимости – это способность денег измерять стоимость любого товара.

Функция денег как средство обращения означает, что деньги являются посредником при обмене товаров по схеме ТДТ.

Функция денег как средство накопления. Раздвоение товарного обращения ТДТ на два самостоятельных акта ТД (продажа) и ДТ (покупка) создает возможность и необходимость накопления денег.

Функция денег как средство платежа выражает кредитные отношения, когда акты продажи и оплаты товаров не совпадают во времени, а также выражает отношения при выплате зарплаты и всякого рода финансовых обязательств (займы, налоги и т. д.). Эта функция приводит к появлению новой формы денег – кредитных: векселя, банкноты, чеки.


Функция денег как мировые деньги выражает товарно-денежные отношения между странами.

Для определения предложения денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называются денежными агрегатами М1, М2, М3, L. В основе их деления лежит степень ликвидности компонентов, входящих в денежный агрегат. Наиболее ликвидным является агрегат М1, который в себя включает:

  1. наличные деньги (монеты, бумажные деньги);

  2. вклады до востребования, т.е. вклады, на которые в любой момент могут быть выписаны чеки.

Следовательно, М1 – это деньги, используемые в качестве средства обращения. В экономической теории под деньгами традиционно понимают М1.

М2 – включает в себя М1, а так же мелкие срочные вклады.

М3 – включает в себя М2 и крупные срочные вклады.

L – включает в себя М3 и некоторые виды высоколиквидных ценных бумаг.

Предложение денег в экономике контролируется центральным банком в процессе осуществления денежно-кредитной политики.





Вопрос 33 Денежный рынок. Равновесие денежного рынка +++++++

Денежный рынок – это система товарно-денежных отношений между субъектами экономики по поводу купли продажи денег, а точнее финансовых актов, т.е. денег, облигаций, акций.

Этот рынок состоит из:

      1. финансовых институтов (банков, пенсионных фондов, фондовых бирж и т.д.);

      2. денежных потоков, которые входят и выходят из финансовых институтов.

    Денежный рынок имеет механизм функционирования, элементами которого являются спрос на деньги, предложение денег, цена денег.

    Цена денег – это процентная ставка, которую платит покупатель денег (банку, когда берет деньги в кредит; вкладчику, когда банк принимает депозит; государство населению по облигациям, когда продает их населению и т.д.).

    Совокупное предложение денег – это определенное количество денег, находящееся в обращении в определенный период. В современной рыночной экономике предложение денег создается банковской системой: центральным и коммерческими банками страны.

    Центральный банк выпускает в обращение монеты, бумажные деньги в форме банкнот различного достоинства. Коммерческие банки создают деньги путем предоставления ссуд предпринимателям, населению.

    Для определения предложения денег денежную массу разбивают на несколько групп, которые называются денежными агрегатами М1, М2, М3, L. В основе их деления лежит степень ликвидности компонентов, входящих в денежный агрегат. Наиболее ликвидным является агрегат М1, который в себя включает:

    1. наличные деньги (монеты, бумажные деньги);

    2. вклады до востребования, т.е. вклады, на которые в любой момент могут быть выписаны чеки.

    Следовательно, М1 – это деньги, используемые в качестве средства обращения. В экономической теории под деньгами традиционно понимают М1.

    Центральный банк определяет необходимое количество денег в обращении (предложение денег), исходя из состояния экономики страны, в соответствие с законами денежного обращения и вне связи с ценой денег (уровнем процентной ставки). Поэтому в краткосрочном периоде предложение денег абсолютно неэластично и зависит от потребности денег в качестве средства обращения. Закон денежного обращения фиксирует зависимость количества денег в обращении от суммы цен товаров, с учетом скорости оборота денежной единицы, что выражается формулой: