ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.12.2019
Просмотров: 496
Скачиваний: 3
1.Базы данных и СУБД. Под базой данных понимается множество взаимосвязанных элементарных групп данных (информации), которые могут обрабатываться одной или несколькими прикладными системами. Трехуровневая архитектура базы данных. Внутренний уровень – это уровень, определяющий физический вид базы данных, наиболее близкий к физическому хранению и связан со способами сохранения информации на физических устройствах хранения.Концептуальный уровень – структурный уровень, определяющий логическую схему базы данных. На данном уровне выполняется концептуальное проектирование базы данных. Результатом концептуального проектирования является концептуальная схема, логическое описание всех элементов данных и отношений между ними.Внешний уровень – структурный уровень БД, определяющий пользовательские представления данных. Каждая пользовательская группа получает свое собственное представление данных в БД. Каждое такое представление данных дает ориентированное на пользователя описание элементов данных, из которых состоит представление данных, и отношений между ними. Его можно напрямую вывести из концептуальной схемы.Систе́ма управле́ния ба́зами да́нных (СУБД) — совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, обеспечивающих управление созданием и использованием баз данных. Основные функции СУБД-управление данными во внешней памяти (на дисках);управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;поддержка языков БД (язык определения данных, язык манипулирования данными). Обычно современная СУБД содержит следующие компоненты:ядро, которое отвечает за управление данными во внешней и оперативной памяти, и журнализацию,процессор языка базы данных, обеспечивающий оптимизацию запросов на извлечение и изменение данных и создание, как правило, машинно-независимого исполняемого внутреннего кода,подсистему поддержки времени исполнения, которая интерпретирует программы манипуляции данными, создающие пользовательский интерфейс с СУБД а также сервисные программы (внешние утилиты).
2.Модели представления данных. Модель данных – это не результат, а инструмент моделирования, то есть совокупность правил структурирования данных, допустимых операций над ними и видов ограничений целостности, которым они должны удовлетворять. В иерархической модели связи между данными можно описать с помощью упорядоченного графа (или дерева).Тип «дерево» является составным. Он включает в подтипы, каждый из которых является типом «дерево» /Сетевая модель данных позволяет отображать разные взаимосвязи элементов данных в виде произвольного графа, обобщая таким образом иерархическую модель данных. Для описания схемы сетевой БД используют две группы типов: «запись» и «связь» Реляционная модель данных основана на понятии отношение (relation). Отношение - это множество элементов. Наглядной формой представления отношения является двумерная таблица. Постреляционная модель данных представляет расширенную реляционную модель, решающую проблему делимости хранящихся в записях таблиц данных. Постреляционная модель данных допускает многозначные поля. Набор значений многозначных полей считается самостоятельной таблицей, встроенной в основную таблицу. При этом на длину полей и количество полей в записях таблицы требование постоянства не накладывается. Это означает, что структура данных и таблиц обладает большой гибкостью. Структура объектно-ориентированной БД графически представима в виде дерева, узлами которого являются объекты.Еще имеются обьективно-реляционная и многомерная модели.
3.Характеристика и особенности реляционной Бд. Реляционная база данных — это совокупность взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа. Строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, товаре, клиенте), а столбцы таблицы описывают различные характеристики этих объектов — атрибутов (например, наименование, код товара, сведения о клиенте). Записи, т. е. строки таблицы, имеют одинаковую структуру — они состоят из полей, хранящих атрибуты объекта. Каждое поле, т. е. столбец, описывает только одну характеристику объекта и имеет строго определенный тип данных. В реляционной базе данных каждая таблица должна иметь первичный ключ — поле или комбинацию полей, которые единственным образом идентифицируют каждую строку таблицы. Если ключ состоит из нескольких полей, он называется составным. Ключ должен быть уникальным и однозначно определять запись. По значению ключа можно отыскать единственную запись. Таблицы реляционной БД должны отвечать требованиям нормализации отношений. Нормализация отношений — это формальный аппарат ограничений на формирование таблиц, который позволяет устранить дублирование, обеспечивает непротиворечивость хранимых в базе данных, уменьшает трудозатраты на ведение базы данных.
4.Этапы проектирования реляционной БДОсновная причина сложности проектирования базы данных заключается в том, что объекты реального мира и взаимосвязи между ними вовсе не обязаны иметь и, как правило, не имеют структуры, согласованной с реляционной моделью данных. Разработчик при проектировании должен придумать представление для реальных объектов и их связей в терминах таблиц, полей, атрибутов, записей и т. п., то есть в терминах абстракций реляционной модели данных.Этапы-1. Этап 1-й. Концептуальное проектирование – создание представления (схемы, модели) БД, включающего определение важнейших сущностей (таблиц) и связей между ними.).Процедура конц.проек.-1.определение обьектов сущности БД.2.Установление связей между обьектами.3.Построение концептуальной модели виде ЕР диаграммы..Этап 2-й. Логическое проектирование – развитие концептуального представления БД с учетом принимаемой модели (иерархической, сетевой, реляционной и т.д.).Процедура логич.проект.-1.представление обьектов сущности виде таблиц.2.Установление связи между ними т.е.таблицами.Таблицы соединяются с помощью линий.3.создание списка полей в таблицах.4.Нормализация таблиц-устранение излишней избыточности.5.задание ключей.6.Задание типов данных и размеров полей таблиц.Этап 3-й. Физическое проектирование – развитие логической модели БД с учетом выбранной целевой СУБД.1.Создание таблиц БД.2.Установление связей между таблицами.3.Создание форм для ввода данных в таблицы базы.4.Заполнение таблиц БД.- ввод непосредственно в таблицу или ввод данных в таблицы с помощью форм.5.Формирование запросов в базе для извлечения необходимых данных.6.Создание отчетов из БД для последующей печати и анализа.7.Установление защиты БД.
5.Нормализация отношений в базе данных.Виды нормальных форм. Процесс преобразования отношений базы данных (БД) к виду, отвечающему нормальным формам, называется нормализацией. Нормализация предназначена для приведения структуры БД к виду, обеспечивающему минимальную логическую избыточность, и не имеет целью уменьшение или увеличение производительности работы или же уменьшение или увеличение физического объёма БД. Конечной целью нормализации является уменьшение потенциальной противоречивости хранимой в базе данных информации. Нормальная форма — свойство отношения в реляционной модели данных, характеризующее его с точки зрения избыточности, которая потенциально может привести к логически ошибочным результатам выборки или изменения данных. Первая нормальная форма 1НФ- таблица находится в 1 НФ если в ней все поля содержат только 1 значение т.е. являются неделимыми. Вторая нормальная форма (2NF)- она удовлетворяет требованиям 1НФ каждое неключевое поле целиком определяет первичным ключем и само не является частью первичного ключа. Третья нормальная форма (3NF)- когда удовлетворяет требованием 2НФ или ни одно из неключевых полей не опред. Другое неключевое поле.
6.Типы и характеристика обьектов реляционной БД. Реляционная база данных — это совокупность взаимосвязанных таблиц, каждая из которых содержит информацию об объектах определенного типа. Строка таблицы содержит данные об одном объекте (например, товаре, клиенте), а столбцы таблицы описывают различные характеристики этих объектов — атрибутов (например, наименование, код товара, сведения о клиенте). Записи, т. е. строки таблицы, имеют одинаковую структуру — они состоят из полей, хранящих атрибуты объекта. Каждое поле, т. е. столбец, описывает только одну характеристику объекта и имеет строго определенный тип данных. В реляционной базе данных каждая таблица должна иметь первичный ключ — поле или комбинацию полей, которые единственным образом идентифицируют каждую строку таблицы. Если ключ состоит из нескольких полей, он называется составным. БД может содержать разные типы объектов. Каждая СУБД может реализовывать свои типы объектов. Таблицы - основные объекты любой БД, в которых хранятся все данные, имеющиеся в базе, и хранится сама структура базы (поля, их типы и свойства). Отчеты - предназначены для вывода данных, причем для вывода не на экран, а на печатающее устройство (принтер). В них приняты специальные меры для группирования выводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных для печатных документов (верхний и нижний колонтитулы, номера страниц, время создания отчета и другое). Страницы или страницы доступа к данным - специальные объекты БД, выполненные в коде HTML , размещаемые на web -странице и передаваемые клиенту вместе с ней. Сам по себе объект не является БД, посетитель может с ее помощью просматривать записи базы в полях страницы доступа. Т.о., страницы - интерфейс между клиентом, сервером и базой данных, размещенным на сервере. Макросы и модули - предназначены для автоматизации повторяющихся операций при работе с системой управления БД, так и для создания новых функций путем программирования. Макросы состоят из последовательности внутренних команд СУБД и являются одним из средств автоматизации работы с базой. Модули создаются средствами внешнего языка программирования.
7.Файл-серверные и клиент-серверные БД.Сервер- многопользоватекльский компьютер выделенный для обработки запросов от всех рабочих станций сети.Рабочая станция – подключенный к сети компьютер через который пользователь получает доступ к ее ресурсам.(типы рабочей станции- с несколькими дисками,бездисковая,удаленная рабочая станция). Файл-серверные В файл-серверных СУБД файлы данных располагаются централизованно на файл-сервере. Ядро СУБД располагается на каждом клиентском компьютере. Доступ к данным осуществляется через локальную сеть. Синхронизация чтений и обновлений осуществляется посредством файловых блокировок. Преимуществом этой архитектуры является низкая нагрузка на ЦП сервера, а недостатком — высокая загрузка локальной сети.На данный момент файл-серверные СУБД считаются устаревшими. Они могут применяться для обучения работе с базами данных (чаще всего для этого используется MS Access) или для хранения информации в небольших информационных системах.Примеры: Microsoft Access, Paradox, dBase. Клиент-серверные Такие СУБД состоят из клиентской части (которая входит в состав прикладной программы) и сервера . Клиент-серверные СУБД, в отличие от файл-серверных, обеспечивают разграничение доступа между пользователями и мало загружают сеть и клиентские машины. Недостаток клиент-серверных в самом факте существования сервера (что плохо для локальных программ — в них удобнее встраиваемые СУБД) и больших вычислительных ресурсах, потребляемых сервером.Клиент-серверные СУБД предоставляют больше возможностей для профессиональной работы с данными, поэтому они чаще всего используются в крупных предприятиях и организациях. Они больше всего подходят к крупным информационным ситемам с одним или несколькими серврами, обладающими большой производительностью. Даже в случае большого количества пользователей, работающих с ними, они не оченьсильно загружают сеть.Примеры: Firebird, Interbase.
8.Назначение и виды запросов.способы создания запросов. Запрос – это требование на получение определенной информации. Запросы позволяют сфокусировать внимание именно для тех данных, которые нужны для решения текущей задачи.Используя запросы, можно проверять данные любым образом, который мы в состоянии представить. Результат работы запроса называется выборкой. Выборка не сохраняется в базе данных; она создается заново каждый раз при выполнении запроса и уничтожается при его закрытии. Способы создания.Режим «Конструктор» – «ручное» создание запроса:Можно создавать в режиме «Конструктор» – «ручное» создание запроса на основе одной или нескольких таблиц.
На вкладке «Запросы» нажимаем кнопку «Создать». Выбираем режим «Конструктор»; Выбираем таблицу, связанный с запросом справочник или базу данных и нажимаем кнопку «Закрыть». Режим «Простой запрос» – ( для показа суммирования в одной колонке):На вкладке «Запросы» нажимаем кнопку «Создать». Выбираем режим «Конструктор» Выбираем таблицу или Запрос, указываем поля (все или выборочно). Далее нужно указать: подсчет для всех или Итоги. Режим «Перекрестный запрос» – ( для создания всевозможных подсчетов на базе Схемы данных): Режим «Повторяющиеся записи» –( для повторов данных в таблицах):Режим «Не имеющие подчиненных» – ( для показа записей, не имеющих связей):Например, клиенты, не имеющие заказов. может быть создано несколько видов запроса:запрос на выборку — выбирает данные из взаимосвязанных таблиц и других запросов. Результатом является таблица, которая существует до закрытия запроса. На основе такого запроса могут строиться запросы других видов. Таблицу с результатами запроса на выборку можно использовать для работы с данными в таблицах, на которых построен запрос. Например, через таблицу запроса можно корректировать данные в исходных таблицах базы данных. Запросы могут служить источниками записей для форм, отчетов и страниц доступа к данным.запрос на создание таблицы — также выбирает данные из взаимосвязанных таблиц и других запросов, но, в отличие от запроса на выборку, результат сохраняет в новой постоянной таблице.запросы на обновление, добавление, удаление — являются запросами действия, в результате выполнения которых изменяются данные в таблицах.
9.Назначение и виды форм способы их создания. Форма в БД - это структурированное окно, которое можно представить так, чтобы оно повторяло форму бланка. Формы создаются из набора отдельных элементов управления.Внешний вид формы выбирается в зависимости от того, с какой целью она создается. Формы Access позволяют выполнять задания, которые нельзя выполнить в режиме таблицы. Формы позволяют вычислять значения и выводить на экран результат. Источником данных для формы являются записи таблицы или запроса. Форма предоставляет возможности для:ввода и просмотра информации базы данных,изменения данных,печати,создания сообщений. Способы создания форм:Конструктор форм (предназначен для создания формы любой сложности)Мастер форм (позволяет создавать формы различные как по стилю, так и по содержанию)Автоформа: в столбец (многостраничная – поля для записи выводятся в один столбец, в форме одновременно отображаются данные для одной записи)Автоформа: ленточная (все поля записи выводятся в одну строку, в форме отображаются все записи)Автоформа: табличная (отображение записей осуществляется в режиме таблица)Автоформа: сводная таблицаАвтоформа: сводная диаграммаДиаграмма (создается форма с диаграммой, построенной Microsoft Graph)Сводная таблица (создается форма Access, отображаемая в режиме сводной таблицы Excel)Алгоритм создания форм следующий: Открыть окно БД /В окне БД выбрать вкладку Формы.Щелкнуть на пиктограмме Создать, расположенной на панели инструментов окна БД.В появившемся диалоговом окне «Новая форма» Выбрать способ создания формы и источник данных.Щелкнуть на кнопке ОК.
10.Назначение и виды отчетов.Способы создания отчетов. Отчет – это форматированное представление данных, которое выводится на экран, в печать или файл. Они позволяют извлечь из базы нужные сведения и представить их в виде, удобном для восприятия, а также предоставляют широкие возможности для обобщения и анализа данных. Подробный отчет включает всю информацию из таблицы или запроса, но содержит заголовки и разбит на страницы с указанием верхних и нижних колонтитулов. Способы создания отчета Конструктор.Мастер отчетов.Автоотчет: в столбец.Автоотчет: ленточный.Мастер диаграмм.Почтовые наклейки. Мастер позволяет создавать отчеты с группировкой записей и представляет собой простейший способ создания отчетов. Он помещает выбранные поля в отчет и предлагает шесть стилей его оформления. После завершения работы Мастера полученный отчет можно доработать в режиме Конструктора. Воспользовавшись функцией Автоотчет, можно быстро создавать отчеты, а затем вносить в них некоторые изменения виды отчетов.Одноколонный отчет (в столбец) — длинный столбец текста, содержащий надписи полей, их значения из всех записей таблицы или запроса.Многоколонный отчет — сездается из отчета в одну колонку и позволяет вывести данные отчета в несколько колонок.Табличный отчет — отчет, имеющий табличную форму.Отчет с группировкой данных и подведением итогов — создается из табличного отчета объединением данных в группы с подсчетом итогов.Перекрестный отчет — строится на основе перекрестных запросов и содержит итоговые данные.Составной отчет — отчет, имеющий сложную структуру, включающий один или несколько отчетов.Отчет, полученный слиянием документов с Word (составной документ).Почтовые наклейки — специальный тип многоколонного отчета, предназначенный для печати имен и адресов групп.Отчет по связанным таблицам — отчет, позволяющий выводить данные из нескольких таблиц, имеющих связь один-ко-многим.