ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2019
Просмотров: 4443
Скачиваний: 3
На территории Великого Княжества Литовского в 15-16 векахна главных торговых дорогах были созданы Главные Коморы: Берестейская; Ковенская; Луцкая; Володимерская; Менская; Новогородская; Смоленская; Киевская; Путивльская и Брянская. На ответвлениях от главных дорог были созданы Коморы и Прикоморки.
Таможенной службой руководили Подскарбии земские, позднее – Подскарбии великие. В ноябре 1536г. Король Польский и Великий князь Литовский Жигимонт 1 назначил королеву Бону главным администратором всех таможенных постов (“Таможня и ВЭД” №3, 2006г.).
Следует подчеркнуть, что политика любого государства во внешней торговле всегда соответствовала научным концепциям экономического поступательного развития. Например, показательно, первой экономической школе – меркантилизму (от итал. – торговец, купец) [ ]. Так, меркантилисты считали основным источником богатства - торговлю. А деньги, золото, серебро и драгоценности – истинными сокровищами. Меркантилисты пришли к выводу, что и государство тем богаче, чем больше денег оно имеет. Накопление же денежного богатства может быть достигнуто с помощью государственной власти. Поэтому представители школы меркантилизма обосновывали необходимость активной государственной политики. В том числе, естественно, во внешней торговле. Соответственно, уделялось должное внимание развитию и становлению таможенного дела и права. Настолько, что Таможенные органы в то время были активными участниками реализации теории раннего (или денежного) меркантилизма, предлагавшего государству осуществить систему мер, направленных на удержание денег в стране. Среди этих мер были: запрещение вывоза денег за границу; введение государственной монополии на торговлю валютой; создание «складочных мест» для торговли иностранными товарами; все вырученные от продажи средства иностранцы были обязаны истратить на покупку изделий местного производства.Таможенные органы были востребованы и для реализации теории позднего меркантилизма. Его сторонники утверждали, что государство тем богаче, чем больше разница между стоимостью вывезенных из страны и ввезённых в неё товаров. Предлагалось два способа добиться этой разницы. Во-первых, за счёт вывоза изделий своей страны. Причём разрешался вывоз только готовых изделий. Запрещался ввоз предметов роскоши. Во-вторых, такая разница могла быть обеспечена за счёт непосредственной торговли, для чего разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране, продавать дороже в другой. Для формирования активного торгового баланса и захвата внешних рынков правительство должно было регулировать ввоз путём обложения пошлинами иностранных товаров и поощрять вывоз, выдавая, в частности, премии организаторам предприятий, продукция которых пользовалась большим спросом на внешних рынках. Чтобы избавить страну от необходимости импортировать промышленные изделия, предлагалось поощрять развитие промышленности. Промышленные предприятия освобождались от уплаты налогов, получали субсидии. В совокупности, предлагаемые меры способствовали становлению, в то время, рыночной капиталистической системы [ ].
Славянским народам наука также не была чужда. Они, как свидетельствует история, активно аккумулировали прогрессивные экономические знания, что, как уже отмечено выше, давало мощный толчок и развитию таможенного дела. В частности, и в отношении указанной экономической теории - меркантилизма. В развитии её теории, в начале 16 века, когда завершилось создание Московского государства, впервые был унифицирован сбор пошлин с товаров, указано требование о ведении таможенных книг. В 1667г. вводиться в действие Новоторговый устав, который в четыре раза увеличил пошлины с иностранных торговцев. Считается, сегодня, что это первый ярко выраженный протекционистский документ славян. В 1755 г. принимается Таможенный устав, учреждаются три первые крупные таможни: Киевская, Могилевская и Полоцкая. По Указу Петра Первого в Академии наук вводиться изучение и преподавание экономических наук [ ]. На основе меркантилистской политики, сформировался рынок, увеличился объём внешней торговли, возросла роль таможенных органов по формированию доходной части бюджета за счёт взимания таможенных пошлин налогов, сборов за провоз товаров через таможенную границу [ ]. Позже, как и все государства мира, славянским народом востребовались и другие экономические теории по мере их концептуальных формирований. Все они, как свидетельствует опыт развития экономик мирового сообщества, востребовав ту или иную форму внешнеэкономических связей, соответственно формировали развитие таможенного дела и таможенного права.
Развитие таможенного дела и таможенного права продолжалось вплоть до 1917г.
С 1917г., в связи с доминированием государственной монополии в экономике и во внешней торговле, таможенное право и таможенное дело, по сути, прекратило своё развитие[ ]. Лишь с апреля1985г.,когда на Пленуме ЦК КПСС руководство СССР определило иной курс развития страны - «перестройка политической и экономической жизни», где значимой стала внешняя торговлю, осуществляемая и частным собственником. Соответственно, значимой стала и таможенная служба, которая самостоятельно стала формировать доходную часть бюджета.Это позволило в 1986г. образовать Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР [ ].
Совершенно новый период в развитии таможенного дела в Беларуси наступил в 1990г. - года распада государства СССР.Именно это событие стало основанием для принятия 20 сентября 1991 года Верховным Советом Республики Беларусь Постановления №1101 «О таможенной службе Республики Беларусь». Согласно указанному акту, Белорусское управление Таможенного комитета СССР было преобразовано в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, с подчинением ему таможенных органов СССР и таможен.На то время это были: Минская таможня (действовала с 11 января 1922г.); Брестская (действовала с 20 ноября 1939г.); Гродненская таможня (действовала с 10 февраля 1945г.). А также создать в 1991г. и новые таможни - Западный Буг, Браславскую, Верхнедвинскую, Вороновскую, Островецкую, Ошмянскую и Поставскую.Процесс формирования таможенных органов в Беларуси продолжился и в последующие годы. Так, в 1992г. была создана Минская центральная таможня. В 1993г. образованы таможни: Витебская; Мозырская; Полоцкая; Кричевская; Оршанская; Пинская, «Минск-2», Гомельская, Могилёвская.
20 сентября в Беларуси ежегодно отмечается праздник – День таможенника.
В 1993 году, принимается первый Таможенный Кодекс Республики Беларусь и Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе».
Новой страницей развития таможенного дела в Беларуси считаетсясоглашение о заключении Таможенного союза между, теперь уже, Республикой Беларусь и Российской Федерацией6 января 1995г.Ибо, указанное соглашение значительно активизировало свободное перемещение товаров и услуг между государствами-участниками таможенного союза [ ].
Этапом развития форм интеграции постсоветских государств, стало учреждение 10 октября 2000г. Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС).Значимость этого союза в том, что ЕврАзЭС наделялось функцией – формировать общую таможенную границу входящих в неё государств, завершить оформление в полном объёме режим свободной торговли, формировать единую систему мер нетарифного регулирования [ ]. Эти функции и по сей час осуществляют органы ЕврАзЭС– Межгосударственный Совет ЕврАзЭС, Интеграционный Комитет ЕврАзЭС, Межпарламентская Ассамблея ЕврАзЭС.
Значительные успехи в становлении и развитии таможенного дела, а в целом - интеграционных процессов постсоветских государств, позволили с 1 января 2010 года построить очередной Таможенный союз (далее – ТС), состоящий уже из трёх государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации. Это решение было принято 27 нояря 2009 года на заседании Межгосударственного Совета ЕврАзЭС (высший орган таможенного союза),когда главы государств Беларуси, России и Казахстана утвердили пакет документов по созданию Таможенного союза, включая единый таможенный тариф. В этот же день, 27 ноября 2009г., главы государств Беларуси, России и Казахстана приняли и другое решение – подписали Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (далее Договор о ТКТС). [ ].
С 1 января 2012 года вступила в силу Декларация о Едином экономическом пространстве(далее по тексту – ЕЭП). ЕЭП сформировали три страны Таможенного союза - Беларусь, Казахстан, Россия.
Декларация о Евразийской экономической интеграции, заявляющая переход к следующему этапу интеграционного строительства, была подписана президентами трех стран в Москве 18 ноября 2011 года.Согласно тексту декларации, ЕЭП основано на нормах и принципах Всемирной Торговой Организации (далее по тексту – ВТО) и открыто на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. В рамках ЕЭП субъектам хозяйствования трех стран гарантируется свобода движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и равные условия для работы.На данный момент все члены ЕЭП ратифицировали 17 основополагающих международных договоров, которые будут обеспечивать полноценную работу нового образования.
Таким образом, таможенное дело и таможенное право Республики Беларусь развивалось применительно развитию государственного строительства, международных сношений с другими странами мира.
ВОПРОС 2: 1.4.1 Таможенное регулирование в Таможенном союзе государств Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.
(Глава1: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ: ст. ст. 1-9)
Таможенное законодательство ТС действует на таможенной территории ТС и призвано осуществлять правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами» ( ст. 1).
Уже сегодня можно утверждать, что сформированы основы таможенного законодательства на территории государств-участников ТС. Ионосостоит из следующих нормативных правовых актов:Таможенного кодекса Таможенного союза; международных договоров государств-членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в ТС; решений Евразийской экономической комиссии (далее по тексту - ЕЭК), регулирующих таможенные правоотношения в ТС, принимаемых в соответствии с ТКТС [ст. 3 ТКТС].
Следует отметить:
А): ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС ТС вступил в силу 6 июля 2010г. в соответствии Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009г., подписанного президентами трёх государств – Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации.
Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТКТС) - сегодня основной документ, который уполномочен регулировать правовые отношения на единой таможенной территории Таможенного союза (далее – ТС) трёх государств – Российской Федерацией, Республики Беларусь, Республики Казахстан. То есть, если говорить о Беларуси, таможенное дело уже не относится, как сказано в Таможенном кодексе Республике Беларусь, «исключительно к ведению Президента, Парламента, Правительства Республики Беларусь». А таможенная политика, теперь, не является «неотъемлемой частью экономической и внешнеторговой политики государства – Республика Беларусь».
Таможенный кодекс Беларуси в большей части практически уже не работает.Нормы ТК ТС несовершенны, не отвечают целям и задачам интеграционным процессам; на 26.06.2012г. подготовлено 500 поправок, которые планируется принять на 1января 2013г.
12.07.2012 по информации БЕЛТА новый Таможенный кодекс планируется разработать в Таможенном союзе к 2015 году. Об этом сегодня сообщил на встрече с журналистами министр по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Владимир Гошин.
В новый кодекс планируется включить положения всех межправительственных соглашений, которые регулируют таможенную сферу. Кроме того, в документе будут заложены совершенно новые подходы, в том числе заявительный принцип таможенного оформления, электронное декларирование товаров и компьютеризированный пропуск товара через таможню.
Владимир Гошин также сообщил, что подготовлен проект изменений в действующий Таможенный кодекс ТС. Предусмотрено около 370 поправок, однако большинство из них не носит принципиального характера. Проект изменений уже направлен в правительства Беларуси, России и Казахстана. Министр выразил надежду, что они вступят в силу с 1 января 2013 года.Полностью же, Таможенный кодекс Республики Беларусь утратит силу после вступления в силу Закона «О таможенном регулировании», который сейчас разрабатывается. Планируется законопроект в мае 2012г. внести в правительство, а в сентябре этого же года – в парламент.Пока же Статья 1 ТК ТС допускает, что правовые отношения на единой таможенной территории ТС в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза можно регулировать в соответствии с законодательством государств – членов ТС.
Б):Следует особо отметить, что нормы ТК ТС во многом идентичны нормам Международного таможенного права, что позволяет объединённым государствам и далее развивать интеграционные процессы со всеми странами мира. В, частности, например, нормы Таможенного кодекса таможенного союза имплементировали международное понятие термина – «таможенный союз».Это - замена двух или нескольких таможенных территорий таким образом, чтобы политика и другие ограничительные меры регулирования торговли были бы отменены в отношении практически всей торговли товарами, происходящими с этих территорий[ ].
-
Единая таможенная территория ТС (ст.2):
В международном правепод территорией понимается часть географической среды, включающей сухопутную и водную поверхность, недра, воздушное и космическое пространство.
Исходя из доктрины правового режима, принято различать территории: государственную; международную; со смешанным правовым режимом. На государственную территорию распространяется территориальное верховенство какого-либо государства.
Международное понятие термина – «таможенный союз» -это замена двух или нескольких таможенных территорий таким образом, чтобы политика и другие ограничительные меры регулирования торговли были бы отменены в отношении практически всей торговли товарами, происходящими с этих территорий[ ].
Единую таможенную территорию ТС составляюттерритории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.