ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 26.12.2019
Просмотров: 331
Скачиваний: 3
1.Сущность финансов. Термин финансы от лат. слова “финиш”-конец, окончание. На протяжении длительного периода времени финансы рассматривались, как определенная сумма денежных средств. С развитием финансовой науки финансы определ-ся, как эк-кие отношения, которые складываются между гос-вам, населением и предприятием. Наука о финансах - это учение о специфических производственные отношениях, вызванных развитием товарно-денежных отношений и существованием гос-ва. Финансы - это специфическая форма производственных отношений, возникающих по поводу распредел-я и перераспредел-я ВВП (главным образом чистого дохода) и формиров-е на этой основе централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, использ-мых на цели расширенного воспроизв-ва и удовлетв-ния общегосуд-ных потребностей. К основным признакам финансов относ-ся: 1.Финансы не явл-ся эквивалентом денег, они представл-ют собой денежное отношение; 2.К финанс-ым отнош-ям относ-ся не все ден-ые отнош-я, а только те из них по средствам которых осущ-ся движение стоимости не опосредованное движением товаров (одностороннее движ-е стоим-ти); 3.Финанс-ое отнош-е имеет распределительный характер, т.е. они связаны не с созданием, а с распредел-ем и перераспредел-ем уже созданной стоим-ти; 4.В результате финанс-ых отнош-ий созд-ся фонды средств, имеющие целевое назначение. |
2.Функции финансов. Функции финансов – это проявление их сущности в действии, выражение их общественного назначения. Для финансов характерны 2 основные функ-ции: 1.распределительная 2.контрольная Главной характеристикой финансовых отношений явл-ся их распределит-ный характер, поэтому основной функ-ей финансов явл-ся распределительная. Эта функ-ция обеспечив-ет каждое звено финанс-ой системы финанс-ми ресурсами и проявл-ся при распределении нац-ного дохода, когда в процессе распредел-я среди участников общественного производства формир-ся первичные доходы (доходы предприятия и з./п.; их сумма и равна сумме нац-ного дохода). Первичного распредел-я не достаточно для успешного функционоров-я эк-ки, поэтому происходит дальнейшее перераспредел-е нац-ного дохода между территориями, отраслями и различными социальными группами. Это происходит при помощи налогов, сборов в соответствии с законодат-вом РБ. Эта функция финансов позволяет: 1.Создать целевые фонды ден-ых средств на уровне хоз-щих субъектов, населения, гос-ва, органов местного самоуправления; 2.Осущ-ять внутрихозяйств-ое, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспредел-е, а также перераспредел-е между производств-ой и непроизводств-ой сферы; 3.Создавать резервы на всех уровнях; Контрольная функ-ия финансов проявл-ся в контроле за распределением ВВП и нац-ного дохода по соответствующим денежным фондам и за целевым их использов-ем. |
3. Финансовая система государства. ФС-совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев фин-х отношений, связанных с образованием и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. В основе построения фин-ой системы лежат следующие принципы: 1.Принцип единства: -единая материальная база на которой происходит формирование фин-х ресурсов в различных сферах и звеньях ФС; -единая нормативно-правовая база с помощью которой осущ-ся управление всеми сферами и звеньями ФС; -единые фин-ые планы которые состовляются в различных сферах и звеньях ФС и взаимосвязанные между собой. 2.Принцип функционального назначения отдельных элементов ФС-выражается в том, что каждому звенью ФС присущи свои функции и задачи, а управление этими сферами и звеньями возложены на управленческие органы. ФС Р.Б. включает в себя 2 крупные сферы:
Децентрализованные фонды(фин-х субъектов хоз-я). |
4. Фин.пол-ка, её структура. Финансовая политика – особая сфера деятельности государства, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов, их рациональное распределение и исполнение, для осуществления государством своих функций. Фин. Пол-ка гос-ва включ-ет в себя: 1)определение и разработку научно-обоснованной стратегии и тактики развития финансов в соответствии с главными целями эк-кого развития страны; 2)механизм распредел-я и перераспред-я фин-ых ресурсов в соответствии с основными направлениями их использов-я; 3)разработка и осущ-ние конкретных мероприятий для достижения поставленных целей. Задачи: 1) финансовая поддержка мероприятий, направленная на ускорение рыночных реформ и макроэкономическую мобилизацию; 2) выбор источников мобилизации финансовых ресурсов, определение их состава, структуры и возможных резервов увеличения; 3) рациональное распределение и использование финансовых ресурсов; 4) обеспечение сбалансированной бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политики; 5) активизация процесса приватизации. Цели: 1) наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов и соответствующее наращивание гос. финансов; 2) увеличение доходов на душу населения и обеспечение соц. Нормативов уровня жизни. Финансовая политика государства признана обеспечить нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективнее осуществить свои функции (социально-экономические, экологические, демографические, оборонные). Формы: 1) по целевому назначению: а) стимулирующую финансовую политику; б) стабилизирующую финансовую политику. 2) по степени регулирования экономических процессов: а) дискреционная; б) недискреционная. |
5.Управление финансами представляет собой действия государства, направленные на выработку, реализацию и совершенствование финансовой политики. Во всех государствах финансовая политика реализуется через финансовую систему, деятельность которой строится на следующих принципах: • управление финансами с учетом специфики звеньев финансовой системы; • общность функций всех финансовых учреждений; • общее руководство центром при активном участии всех нижестоящих органов управления. Основными принципами проведения финансовой политики, т.е. управления финансами, являются: • единство целей и задач; • макроэкономическая сбалансированность ресурсов всех сфер хозяйствования; • соответствие интересам всех членов общества; • соблюдение требований экономических законов; • учет внутренних и внешних экономических условий на основе реальных возможностей; • учет прошлого опыта; • создание финансовых резервов; • контроль со стороны общества за формированием и использованием ресурсов .Объектом упра-я явл.-все виды фин. отношений связанных с формированием, распределением и использо-ем централизо-нных и децентрализованных фондов денежных средств. Субъектом управления явл. Организационные струк-ры, которые осуществ-ют управление. |
6. Финансовый контроль - это контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности государства. Основные задачи финансового контроля заключаются в: проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами; проверке правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении; проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств; выявлении внутренних резервов производства; устранении и предупреждении нарушений финансовой дисциплины..В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Роль финансового контроля в социально-экономических преобразованиях выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой деятельности. Виды: Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины.Текущий (оперативный) финансовый контроль — это контроль, осуществляемый в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов и т. д.). Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению. |
7. Гос.бюджет. Бюджет призван играть ключевую роль в регулир-нии системы эк-ких отношений. На содержание гос-ного бюджета влияют субъективные и объективные факторы. К объективным факторам относ-ся:- характер произв-ных отношений; уровень развития произв-ных сил; отношение собственности; природные, эколог-кие и соц-ные особен-ти развития страны. К субъективным факторам относ-ся: тип гос-ва; пол-ка правительства; внешняя и внутренняя эк-кая ситуация в стране. Гос. бюд-т представляет собой совок-ть эк-ких отношений по поводу формиров-я и использов-я го-ного централизованного фонда ден. средств. Существенным признакам бюд-та явл-ся его плановость, т.е. бюд-т – это план управл-ния фин-ми ресурсами на очередной временной период. Функции бюд-та: - распеределительная; - контрольная. Благодаря распределит-ой ф-ции Б. происходит распредел-е и перераспредел-е нац-ного дохода между отдельными отраслями народного хоз-ва, метериальной и соц-культурной сферами. Распределительная ф-ция формирует ден-ные отнош-я имеющие объективный характер, который складыв-ся у гос-ва с юр-ми и физ-ми лицами по поводу перераспредел-я нац-ого дохода. В процессе использов-я и составления бюд-та осущ-ся постоянный контроль за своевременной и полной мобилизации всех источников поступлений, а также за рациональным расходованием бюд-ых ресурсов. |
.8.Бюд-ная система и принципы её построения. Бюд-ная система – это совокупность всех бюд-тов действующих на тер-рии страны. Принципы построения бюд-ной системы: 1) принцип единства – обеспеч-ся одной законодат-ной базой, единой формой бюд-ой документации, классификацией и согласованными принципами бюд-ного процесса; 2) принцип полноты – обеспеч-ся включением в бюд-т всех налогов и др.обязат-ных отчислений в соответствии с законодат-ом РБ; 3) принцип реальности – означает финансоров-е расходов исходя из объёма реально-поступающих доходов; 4)принцип гласности; 5)принцип самостоятельности. |
11. Доходы гос бюджета. Доходы бюджета –это денежн.(эк.) отнош-я, возникающие у гос-ва с юр и физ лицами по поводу изъяьтия части денежн.средств безвозвратно и безвозмездном порядке. Согласно бюджетн.кодексу доходы бюдж. классифиц.по след.группам: *налоговые доходы (налоги, штрафы, сборы, налоговые кредиты, отсрочки и прочие доходы); *взносы на гос соц страхования; *Неналоговые доходы(штрафы не относящиеся к налогам, отходы от гос собственности(аренда, приватизация)) *безвозмездные поступления Общая сумма доходов консолидированного бюджета на 2013 год прогнозируется в размере Br197,41 трлн., или 31,3% ВВП. Доходы по проекту республиканского бюджета предусматриваются в сумме Br121,72 трлн., или с ростом к ожидаемому исполнению 2012 года на 26,1%. Основные источники налоговых доходов республиканского бюджета - налог на добавленную цена, акцизы, налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности. |
12. Расходы гос бюджета. Расходы гос бюджета- это эк.отнош-я, возникающие в связи с распределением фонда денежн.средств гос-ва и его использованием по отраслевому, целевому, тер-му назначению. Согласно бюдж.классиф.расходы бюджета делятся по группам: *общегос.деят-сть(содерж. Гос органов общего назначения, межд.деят-сть, обеспеч.провед-я выборов и референдумов, резервн.фонды); *нац оборона (армия); *судебная власть, правоохранит.деят-сть, обеспеч.без-сти; *нац эк-ка; *охрана окруж среды; *жилищно-ком.услуги, жилищ.строит-во; *здравоохранение; *физ.кул-ра, спорт, СМИ; *образ-е; *соц политика(пенс.обеспечение, молодежн. пол-ка) Расходы консолидированного бюджета на 2013 год прогнозируются в сумме Br197,41 трлн. Расходы по проекту республиканского бюджета сформированы в сумме Br121,72 трлн. В 2013 году основные цели для сектора государственных финансов - повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами, а также сохранение качества бюджетных услуг и социальная защита уязвимых категорий населения. В последующим году сохранится социальная направленность расходов бюджета. Значительную часть в нем составят расходы на оплату труда, пенсии, стипендии, пособия, другие выплаты, средства на выполнение государственных соцстандартов. Приоритеты бюджетной политики: здравоохранение, образование и наука. |
13. Гос кредит Гос кредит – это сов-ть денежных отношений, возникающих между гос-м, юр и физ лицами, при к-ых гос-во выступает в качестве заемщика (чаще всего), кредитора (реже) и гаранта (иногда). Привлечение временно свободных средств юр и физ лиц, а также др гос-в, междунар орг-ий и фондов, осущ-ся на условиях срочности, платности и возвратности. В тех случаях, когда гос-во берет на себя отв-ть за погашение займов, взятых юридич лицами либо правительством, оно выступает гарантом. Гос-й кредит мб представлен в форме гос-го займа. Гос займ хар-ся тем, что временно свободные ден средства юр и физ лиц привлекаются путем выпуска и реализации гос-х ценных бумаг. Гос кредит исп-ся гос-м для решения след задач: 1. для финансир гос-х расходов (увязка доходов и расходов); 2. регулир макро- и микропроцессов; 3. Воздействие на соц и ден-кредитную политику. Роль гос кредита реализ благодаря распределит, регулир и стимулир функциям. Распред ф-ия проявл перераспр стоимости ВВП и части нац богатства посредством гос кредита. Через перераспределение доходов граждан, предприятий и орг-ий создается соотв-й централизованный фонд. Регулирующая ф-ия заключ в сознательном воздействии на общеэк-ие и соц процессы. Она расп-ся на сферы произ-ва, занятости населения, а также денежного обращения. Особую роль гос крелит играет в регулир ден обращения, поскольку позволяет изъять ден средства из наличного оборота, тем самых воздействуя на оптимизацию ден массы и обеспечивая устойчивость нац валюты. Симмулир ф-ия проявл при устойчивых условиях привлечения средств в централиз фонд. Устойчивость обеспечивается выгодностью размещения сбережений в гос ценные бумаги, повышающей экономич интерес к ним. Одно из важнейших условий поддержания спроса на займы – последующее рац размещение средств гос кредита. |
14Гос.долг и управление им. Гос.долг-это задолженность гос-ва своим физ. и юр. Лицам, а также иностранным гос-вам. Гос.долг бывает: внутренний, внешний, капитальный(сумма долга и %, которые должны быть выплачены гос-вом), текущий(сумма долга и %, срок оплаты которой уже наступил) Под управлением гос.долгом понимается вся сов-ть мероприятий гос-ва по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменение условий уже выпущенных займов и определение условий выпуска новых займов. Источниками погашения гос.долга могут быть: сред-ва гос.бюджета; золотовалютные резервы; ресурсы, полученные от реализации объектов гос.собственности; дополнительная эмиссия займов и внеш.кредиты. В РБ управление гос.долгом возложено на правительство, а по его поручению на Мин.фин., а также на Нац.банк. Методы управ-я гос.долгом: 1.рефинансирования- это погашение старой гос.задолженности, путём выпуска новых займов. 2.конверсия-это изменение доходности займов 3.консолидация-это увеличение срока действия уже выпущенных займов. 4.унификация займов-объединение нескольких займов в один, когда облигации раннее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. 5.анулирование гос.долга-отказ гос-ва от всех раннее выпущенных обязательств. |
15.Финансы предприятий – это экономические отношения, возникающие в результате движения денежных средств и на их основе на предприятиях создаются и функционируют денежные фонды.Финансовые отношения на предприятиях возможно сгруппировать следующим образом:с другими предприятиями и организациями;внутри предприятия;внутри объединения;с финансово-кредитными учреждениями.Основными фондами предприятия являются:уставной фонд (капитал) – основной источник собственных средств. Формируется за счет средств учреждений и пополняется за счет переоценки основных фондов, эмиссионного дохода АО, чистой прибыли, безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственные цели, ассигнований из бюджета и других источников;резервный капитал – это денежный фонд предприятия, образуемый за счет отчислений от прибыли;фонд накопления – это средства, отчисляемые из чистой прибыли предприятия и направляемые на развитие производства;инвестиционный фонд – средства на развитие производства, в том числе, часть чистой прибыли, амортизационный фонд, привлеченные и заемные средства;фонд потребления – средства из чистой прибыли предприятия и направляемые на выплаты премий, дивидендов, других видов материального поощрения и помощи;валютный фонд – средства от валютной выручки экспортно-импортных операций.Финансовые ресурсы предприятия – финансовые средства, находящиеся в распоряжении предприятия и используемые им для обеспечения хозяйственной деятельности.Источники формирования финансовых ресурсов:собственные средства юридического и физического лица;безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования других организаций, физических лиц в денежной и натуральной форме;доходы от выпуска и распространения ценных бумаг;кредиты банка и средства других кредиторов;бюджетные ассигнования и др. |
16.Денежные расходы организаций. .В процессе предпринимательской деятельности предприятие несет денежные затраты. Их характер, состав и структура зависят от многих факторов: организационно-правовой формы хозяйствования, отраслевой принадлежности, места, занимаемого хозяйствующим субъектом на рынке товаров и капитала, инвестиционной, финансовой и учетной политики, а также установленных законодательно правил и принципов поведения хозяйствующих субъектов в налоговой, кредитной, страховой и фондовой сферах.Исходя из экономического содержания все денежные расходы можно разделить на три группы: расходы, связанные с извлечением прибыли, расходы, не связанные с извлечением прибыли, принудительные расходы.1. Расходы, связанные с извлечением прибыли, включают затраты на обслуживание производственного процесса, затраты на реализацию продукции, производство работ, оказание услуг, инвестиции.2. К расходам, не связанным с извлечением прибыли, относятся расходы потребительского характера, а также на благотворительные и гуманитарные цели. Сюда можно отнести поощрительные выплаты работникам предприятия, отчисления в негосударственные страховые и пенсионные фонды, на развитие социально-культурной сферы и политику. Затраты этого типа могут опосредованно влиять на доходность компании, формируя ее имидж. Налаженная рекламная и маркетинговая служба позволяет широко использовать репутацию фирмы для привлечения покупателей, инвесторов, рабочей силы.3. К принудительным расходам относятся налоги и налоговые платежи, отчисления в государственные внебюджетные фонды, расходы по обязательному страхованию, созданию резервов, штрафные санкцииРасходы, связанные непосредственно с извлечением прибыли, состоят из материальных затрат, затрат на оплату труда, накладных расходов, инвестиций.Материальные затраты включают в себя оплату сырья и материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, топлива и энергии всех видов, расходы на тару и тарные материалы, запасные части, затраты, связанные с приобретением малоценных и быстроизнашивающихся предметов, средства, переданные сторонним организациям за услуги производственного характера, и др. Как правило, данные расходы занимают наибольший удельный вес в расходах предприятия. Их структура во многом определяется отраслевой принадлежностью. Затраты на оплату труда представляют собой денежные и натуральные выплаты работникам предприятия для обеспечения нормального воспроизводства рабочей силы. Натуральные выплаты учитываются в денежной форме и включаются в совокупный годовой доход работника. Состав этой группы затрат многослоен. В нее входят все выплаты, которые формируют фонд оплаты труда в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, к затратам на оплату труда относят материальную помощь, премии из целевых средств, оплату дополнительных отпусков, единовременные пособия и надбавки к пенсиям, компенсационные и другие выплаты, производимые за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов и налоговых платежей.К накладным расходам относятся административно-управленческие расходы, арендная плата, амортизация нематериальных активов, затраты вспомогательного производства и др. |
17. Себестоимость продукции Себестоимость продукции — это сумма всех затрат предприятия на производство продукции и ее реализацию (продажу). Для изготовления изделий предприятие затрачивает средства на приобретение сырья, материалов, топлива. В процессе производства используются машины, оборудование, инструмент. Ремонт и замена износившейся техники также требуют определенных затрат. В изготовлении продукции принимают участие все работники предприятия, и всем им выплачивается заработная плата. На реализацию продукции предприятие также затрачивает определенные средства. Если все эти затраты выразить в денежной форме и сложить, то мы получим себестоимость продукции. Чтобы определить себестоимость каждого отдельного изделия (одного костюма, телевизора, велосипеда и т.п.), подсчитывают, или, как говорят, калькулируют, все расходы на единицу продукции. В калькуляции все затраты предприятия группируются по статьям расходов (статьям калькуляции): сырье и материалы; топливо и энергия на технологические (производственные) нужды; заработная плата основных производственных рабочих; расходы на освоение новых видов продукции и т.д. Калькуляция дает возможность подсчитать, во сколько обходится производство изделия и по заводу в целом, и в каждом цехе. При помощи калькуляции можно узнать, какие затраты связаны непосредственно с производством, а какие с его управлением и обслуживанием, во сколько обходится предприятию производство продукции, а во сколько ее реализация (продажа) и т. д. |
18.Денежные доходы организации. Доходы организации (предприятия) - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов и погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации[1]; от обычных видов деятельности - это выручка от продажи продукции, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг. то увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящие к увеличению капитала предприятия этого предприятия, Не признаются доходами поступления от других юридических и физических лиц: • суммы налогов; • по договору комиссии и иным аналогичным договорам в пользу комитента и т.п.: • в порядке предварительной оплаты продукции, работ, услуг; • задатка, залога; • погашение займа. Выручка от продажи рассчитывается исходя из цен, которые установлены в договоре с заказчиком. Выручка принимается к бухгалтерскому учёту в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и (или) величине дебиторской задолженности. Доходы предприятий являются основными источниками финансовых ресурсов.[2] Увеличение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — базовое условие роста финансовых доходов коммерческих организаций. Объем выручки от реализации продукции в основном зависит от количества и качества и ассортимента произведенной продукции, а также от уровня цен и тарифов. За счет поступившей выручки возмещаются денежные средства, израсходованные на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.д., часть выручки направляется в амортизационный фонд для накопления средств. Помимо выручки от основной деятельности организации могут иметь доходы от реализации продукции, не имеющей отношения к их основной деятельности.[3] Внереализационные доходы полученные за нарушение условий хозяйственных договоров (штрафы, пени, неустойки; денежные средства, полученные безвозмездно; поступления в возмещение причиненных организации убытков и т. п.). К чрезвычайным доходам относятся поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия,пожара, аварии и т.п.): страховое возмещение, стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов и т.д. |
19.ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (работ, услуг) — конечный результат производственной деятельности предприятия, сумма поступивших на его счет в банк или в кассу денежных средств за произведенную и поставленную заказчикам, покупателям продукцию, выполненные для них работы или оказанные услуги. На промышленном предприятии основную, преобладающую часть выручки составляют средства от реализации товарной продукции, т. е. готовых изделий и другой продукции, произведенной для поставки заказчикам, услуг промышленного характера на сторону. В выручку включается также сумма средств, поступивших от т. н. прочей реализации, т. е. реализации результатов непромышленной деятельности (продукции подсобного сельского хозяйства предприятия, услуг заводского транспорта на сторону и пр.). В состав выручки входят также средства от реализации товарно-материальных ценностей, ранее приобретенных предприятием и оказавшихся излишними в связи с изменением производственной программы и по другим причинам. Однако при оценке эффективности работы предприятия эти суммы не учитываются, т. к. они не отражают результатов его производственной деятельности. Выручка от реализации планируется предприятиями и учитывается ими в действующих оптовых ценах. Ее величина зависит от количества, состава произведенной продукции и цен, по которым она реализуется: прейскурантных (фиксированных), договорных, которые могут быть выше прейскурантных, но в установленных пределах, и свободных, зависящих от соотношения между спросом и предложением товаров. Из выручки от реализации предприятие возмещает затраты на производство и реализацию продукции (на приобретение материалов и сырья, топлива и энергии, ремонт и эксплуатацию машин и оборудования, оплату труда и др.), а оставшаяся после возмещения затрат сумма составляет прибыль предприятия. С увеличением выручки возрастают возможности предприятия больше средств направлять на потребление трудового коллектива, оплату труда, предоставление работникам социальных и иных льгот. Чем больше выручка, тем больше размеры фонда потребления предприятия. |
20.Прибыль организции Прибыль — выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над произведенными затратами (капиталом). Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений). Прибыль выполняет две важнейшие функции: 1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений; 2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия (налог на прибыль — важнейший элемент доходов государственного бюджета). Основной принцип деятельности предприятия (фирмы) состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства. С развитием рыночных отношений происходит расширение традиционного понимания прибыли, сводившегося к разнице между доходами и издержками. Это соответствовало «бухгалтерскому» определению прибыли. С переходом к рынку, кроме бухгалтерской, определяют и «экономическую» прибыль. В бухгалтерских расчетах прибыль представляет часть доходов, остающихся после возмещения текущих затрат и процентов по краткосрочным кредитам банков в самом общем виде можно записать так: П = Д - И, где П — прибыль, Д — доходы, И — издержки производства. Доходы — важнейший экономический показатель работы предприятий (фирм), отражающий их финансовые поступления от всех видов деятельности, конечным результатом которой выступает произведенная и реализованная продукция (оказанные услуги, выполненные работы), оплаченные заказчиком. |
21.
Рентабельность
– показатель эффективной работы
организации, который характеризует
уровень отдачи затрат и степень
использования материальных, трудовых
и денежных ресурсов в процессе
производства и реализации продукции.
Коэффициент рентабельности
рассчитывается как отношение прибыли к активам,
ресурсам или потокам, её формирующим.
Может выражаться как в прибыли на
единицу вложенных средств, так и в
прибыли, которую несёт в себе каждая
полученная денежная единица. Показатели
рентабельности часто выражают
в процентах.
|
22. Инвестиции – долгосрочные вложения средств в производственную предпринимательскую и др. деятельность с целью организации производства продукции для получения прибыли или достижения иного социального эффекта. Инвестирование – процесс помещения денег в те или иные финансовые инструменты с расчетом на увеличение их стоимости и получение положительной величины дохода. Классификация инвестиций: -реальные (долгосрочные вложения средств в отрасли материального производства: ОС, нематериальные активы и прирост производственных запасов. Реальные инвестиции: 1) капитальные вложения (вложения в ОС, строительство, расширение, техническое перевооружение действующих ОФ, приобретение оборудования); 2) инновационные инвестиции (приобретение или формирование на предприятии нематериальных активов); 3) инвестиции в нематериальные оборотные активы, т.е. прирост запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, малоценных и быстро изнашиваемых предметов и т.д. Финансовые (портфельные) инвестиции: вложения денежных средств в ценные бумаги. Интеллектуальные инвестиции: подготовка и переподготовка специалистов, передача опыта, стажировка. Инвестиции по способу финансирования (по характеру участия инвестора в инвестициях): 1) прямые – непосредственное участие инвестора в выборе объекта инвестирования и его финансирование; 2) косвенные – вложение средств инвестора через инвестиционные фонды или трастовые компании (посредников). По срокам финансирования: 1) краткосрочные; 2) среднесрочные; 3) долгосрочные. По форме собственности: 1) государственные; 2) частные; 3) совместные. Инвестиционная деятельность предприятия – процесс формирования инвестиционных ресурсов и реализация инвестиционных решений (проекта), направленных на развитие и техническое совершенствование производства для достижения стратегической цели. |
27.формы кредита. 1)национальная: -денежная(банковский, государственный, межбанковский, ипотечный, потребительский), -товарный(коммерческий, лизинговый, потребительский). 2) международный: -денежный, -товарный. Банковский кредит представляет собой движение ссудного капитала, предоставляемого банком взаймы за плату юр. Или физ. Лицам. Государственный кредит — совокупность экономических отношений, складывающихся между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями — с другой, по поводу движения денежных средств на условиях срочности, возвратности, платности и формирования на этой основе дополнительных финансовых ресурсов участников этих отношений. Межбанковский кредит — кредит, предоставляемый одним банком другому. Основным кредитором на рынке является Центральный Банк. Коммерческие банки выступают в роли заемщиков и кредиторов других коммерческих банков. Ипотека — это одна из форм залога, при которой закладываемое недвижимое имущество остается в собственности должника, а кредитор в случае невыполнения последним своего обязательства приобретает право получить удовлетворение за счет реализации данного имущества. Потребительский кредит — кредит, предоставляемый непосредственно гражданам (домашним хозяйствам) для приобретения предметов потребления. Такой кредит берут не только для покупки товаров длительного пользования (квартиры, мебель, автомобили и т. п.), но и для прочих покупок (мобильные телефоны, бытовая техника, продукты питания). Коммерческий кредит- кредит, предоставляемый в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за проданные товары. Лизинг-соглашение о досрочной передаче движимого и недвижимого имущества с правом либо без права выкупа. |
28.банковские проценты. Банковский процент -это плата за пользование кредитованием, при этом возникают определенные отношения между субъектами, заемщиком и кредитором, которые выступают как плательщик и получатель процента. Процент обязательным атрибутом кредита не является, но он не функционирует вне кредитных отношений. Особенности банковского процента при кредитовании:- кредит предполагает выдачу денежных средств заемщику и возврат их обратно кредитору, а уплата процента характеризует движение в одну сторону, то есть в сторону кредитора;- право на владение суммой процента переходит от заемщика к кредитору, право собственности при кредите не уступается, кредит передается заемщику во временное пользование, а по истечении определенного срока осуществляется возврат к своей исходной точке;- авансирование средств является характерной особенностью кредитования, а оплата процентов означает завершение кругооборота стоимости;- на своей завершающей стадии кредитования происходит возвращение стоимости, то процент является движением приращения к ссуде.Банковский процент бывает:- ссудный (плата, получаемая банком (кредитором) за пользование ссудой от заемщика);- депозитный (плата банков по депозитным операциям клиентов за хранение денежных средств на счетах);- учетный (ставка, по которой коммерческим банкам выдает ссуду ЦБ) и дисконтный (это тот риск, который связан был с выдачей ссуды).Банковский процент имеет три функции:1. Перераспределительную – перераспределяет между субъектами хозяйствования часть доходов в пользу тех и других.2. регулирования – уравновешивает соотношение спроса/предложения кредитования, сочетая рационально собственные и заемные средства.3. сохранения ссудного фонда.Размер банковского процента по депозитным операциям формируется под воздействием множества факторов: срока привлечения ресурсов, состояния спроса на депозит, вида депозита, условий рынка кредитных ресурсов (предложения, наличие, ставки рефинансирования ЦБ, размер процента по кредитам банка, учетного процента); уровня ставок налогов на прибыль банка; степени надежности клиента; характера клиента (предприниматели, предприятия, граждане и пр); размера привлекаемых ресурсов, уровня инфляции, затрат банка и прочих факторов. |
29.Рынок ценных бумаг - это совокупность экономич. отношений между его участниками по поводу выпуска и обращения ценных бумаг. Функции: две группы: Общерыночные функции: - коммерческая , т.е. получение прибыли от операций на данном рынке;- ценообразующая , т.е.рынок концентрир. спрос и предложен. и в результ. торгов выявляет реальн. рын. цену; - информационная, т.е. рынок аккумулирует информацию об обьектах и субъектах торговли и дроводит до всех заинтересован. лиц.; -регулирующая функция, т.е. рынок создает правила торговли и участия в ней, порядок разрешения споров между участниками, устанавливает приоритеты, органы контроля и управления и т.д. Специфические функции: -привлечен. временно свободн. ден средств для последующ инвестир. в различн сферы эконом.; - перераспределение денежню средств между отраслями экон. или субъектам хозяйствован; - регулир. ден. обращен. и кредит. отношен.;- страхование инвестиц фин рисков;-покрытие дифицита гос бюджета; -стимулирование и привлечен. иностран. инвестиц. Классификация: по времени и способу поступлен.: первичный и вторичный; от степени организованности:организованный и неорганизованный;от места торговли: биржевой и внебиржевой(через комп. сети); по видам сделок:кассовый( немедленное исполнен. сделок в течении 2 рабоч. дней) и срочный(заключен. сделки на будущее т.е превышает 2 рабоч. дня). |
30.Ценные бумаги, их основные св-ва. Ценная бумага- это док. установлен формы удостовер. права его владельца при ее предъявлении. Свойства: -обращаемость как способность продаваться и покупаться на рынке, а также выступать в качестве самостоятельного платежного инструмента; -доступность для гражданского оборота как способность участвовать в сделках согласно гражд. кодексу; -стандартность-ценная бумага имеет стандартное содержание; -документальность — ценная бумага всегда документ независимо сущ-ет ли она на бумажном носителе либо в виде записи по счетам; -ликвидность - способность ценной бумаги быть быстро проданной и превращенной в денежные средства без потери для инвестора; -рискованность - потери, связанных с инвестициями в ценные бумаги; -серийность – способность цен. бум выпускаться однородными сериями внутри кот. все цен. бум одинаковы; -обязательность исполнения- т.е. не допускается отказ от обязательств эмитента. |
31. Участниками рынка ценных бумаг могут быть физические и юридические лица, которые вступают в экономические отношения по поводу перехода прав на ценные бумаги. Участников рынка ценных бумаг можно сгруппировать в пять основных групп: эмитенты — осуществляют первичный выпуск ценных бумаг в обращение; инвесторы — это всегда покупатели ценных бумаг; фондовые посредники — это торговцы, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государсвенные лицензии на соотвествующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги); брокеры — это участники рынка ценных бумаг, которые осуществляют операции за счет средств клиента (брокер может быть только юридическим лицом); дилеры — участники рынка ценных бумаг, осуществляют операции с ценными бумагами за свой счет (дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией); организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы; и организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая и настоящий, — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.; организации регулирования и контроля представлены госорганами и организациями самих участников рынка. |
32. Обращение происходит на вторичном рынке. Обращение ценных бумаг – это заключение гражданско-правовых сделок влекущих переход прав собственности на ценные бумаги. Схема обращения ценных бумаг. П родавец Листинг Покупатель Возврат к торгам Брокер Брокер заявка заявка Торги Выход с рынка Заключение сделки Сверка параметров сделки Клиринг Регистрация Исполнение сделки |
33. Акции как ценные бумаги Акция – это ценная бумага, свидетельствующая о внесении средств на развитие акционер общ-ва и дающая право ее владельцу на получение части прибыли акц общ-ва в виде дивидентов и управление этим общ-м. Акции бывают в 2х видов: 1) простые (обыкновенные) – дает право на управл ауц общ-м и получ дивидентов после выплаты привелигиров.); 2) привелигиров – не дают право на упр акц общ-м, доля привелигир акций в уст фонде не должна превышать 25%. Контрольный пакет акций – это наиб пакет акций сосредоточ в руках одного владельцах. Виды привелигир акций: 1. конвертируемые – это акции, к-ые мб обменены по желанию владельца на обыкн акции или облигации этого же эмитета; 2. возвратные (отзывные) – это акции, к-ые мб выкуплены и погашены; 3. кумулятивные – это акции, по кот невыплаченные или не полностью выплаченные дивиденты накаплив и выплач в будущем, а на этот период владельцы таких акций получают право голоса как при простой акции. Держатели акций получают по ним дивиденды, т.е доход. Дивиденды выплачиваются за счет чистой прибыли акц общ-ва, а по привелиг акциям при нехватке прибыли дивид выплач из резервного фонда, кот формир в обязат порядке в акц общ-ве. Дивиденды мб: промежуточные, т.е выплачив 1 раз в месяц, квартал или полугодие; окончательные – выплачив 1 раз в год. Размер дивид устанавл общим годовым собранием акционеров по рез-ам работы за год. Акционеру на все принадл ему акции выдается сертификат. Сертификат акции – это ценная бумага, кот явл свидетельством владения, указанного в нем лица опред-м числом акций. |
34. Облигации как ценные бумаги Облигации – это ценная бумага, подтв обяз-во эмитента возместить влад ценной бумаги ее номинальную ст-ть в установл срок с уплатой фиксир %. Выпуск облигаций используются предприятиями для привлечения ресурсов. Лицо, выпустившее ее, обязано возместить ее держателю в предусмотренный срок номинальную стоимость. Доход держателя в этом случае образуется в виде разницы между номинальной и продажной ценой (дискаунта к номиналу). Облигация может быть продана по номинальной стоимости либо по рыночной цене. В этом случае лицо, выпустившее облигацию, обязано возместить ее держателю в предусмотренный срок номинальную стоимость и уплатить ему фиксированный процент. Классификация облигаций: 1. по эмитентам: гос-ые, корпоративные, иностранные. 2. по сроку обращения: краткосрочные, среднеср и долгосрочные. 3. в завис от порядка владения: именные, на предъявителя. 4. по хар-ру обращения: конвертируемые и не конвертируемые. 5. по способу начисл дохода: процентные – получ фиксир %; купонные – предост право владельцу на получ дохода по отрез купону с опред-й купонной вставкой в теч всего срока обращ облигации; дисконтные , дисконт – это разница между номин стоимостью облигации и ценой приобретения, т.е облигация реализ по цене ниже номин, а погаш по номин ст-ти. |
35 Валютная система состоит из двух элементов: валютного механизма и валютных отношений.
Валютный механизм - это правовые нормы и инструменты, их представляющие как на национальном, так и на межгосударственном уровнях.Валютные отношения включают повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций.
Различают национальную, региональную и мировую валютные системы.
национальным законодательством, а также обычаями мирового права. Национальная валютная система возникает на основе интернационализации хозяйственных связей.
Мировой валютная система - форма организации международных валютных отношений, закрепленной межгосударственными соглашениями.
Национальная валютная система включает в себя ряд элементов:
национальная валюта;
условия ее конвертируемости, т.е. обмена на иностранные валюты(свободно конвертируемые валюты;частично конвертируемые валюты стран, где сохраняются валютные ограничения;неконвертируемые (замкнутые) валюты стран, где для резидентов и нерезидентов введен запрет обмена валют.)
режим валютного паритета - соотношения между двумя валютами;
режим валютного курса (фиксированный, плавающий в определенных пределах);
регулирование международной валютной ликвидности страны, включающей четыре компонента (официальные золотые и валютные резервы стран, счета СДР, евро), резервную позицию в МВФ) и отражающей способность страны погашать ее внешний долг;
39.Участники
валютного рынка. Коммерческие
банки |
40.Рынок драгоценных металлов. Рынок драгоценных металлов состоит из следующих секторов:- рынок золота- рынок серебра- рынок платины- рынок палладия- рынок изделий из драг. металлов- рынок ценных бумаг, котируемых в золоте. Его
можно определить как сферу экономических
отношений между участниками сделок
с драгоценными металлами, драгоценными
камнями, котируемыми в золоте. К
последним относятся золотые сертификаты,
облигации, фьючерсы. |