ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 28.12.2019
Просмотров: 356
Скачиваний: 3
СТАНОВЛЕНИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Нормативной правовой основой регулирования рынка ценных бумаг в Республике Беларусь является действующее законодательство, прежде всего:
1) Гражданский кодекс Республики Беларусь;
2) Банковский кодекс республики Беларусь;
3) Законы Республики Беларусь: «О ценных бумагах и фондовых биржах», «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», «Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь», «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь», «0 депозитарной деятельности и центральном депозитарии ценных бумаг в Республике Беларусь», «Об обращении переводных и простых векселей»;
4) законодательные акты Республики Беларусь по вопросам рынка ценных бумаг, которые регламентируются указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и других министерств и ведомств.
В процессе регулирования рынка ценных бумаг Республики Беларусь в той или иной мере принимают участие многие государственные органы. Президент, Национальное собрание, Совет Министров Республики Беларусь принимают соответствующие нормативные правовые акты, разрабатывают стратегию развития рынка ценных бумаг в республике, осуществляют контроль за его развитием.
Более развитым сегментом рынка ценных бумаг Республики Беларусь является рынок государственных ценных бумаг.
Рынок государственных ценных бумаг является неотъемлемой частью любой развитой экономической системы. Их выпуск и обращение дают в руки государства мощный инструмент регулирования макроэкономики.
Государственные ценные бумаги -- это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой. Государственные ценные бумаги выпускаются для:
* финансирования текущего бюджетного дефицита;
* погашения ранее размещенных займов;
* обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;
* сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;
* обеспечения коммерческих банков ликвидными коммерческими активами;
* финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;
* поддержки социально значимых учреждений и организаций.
Участниками рынка государственных ценных бумаг в Республике Беларусь (РБ) являются:
Министерство финансов - эмитент, выступающий от имени Правительства Республики Беларусь. Этот орган выпускает ценные бумаги и несет от своего имени обязательства по ним перед владельцами ценных бумаг;
Национальный Банк Республики Беларусь (НБ РБ) - экономический советник и финансовый агент Правительства по размещению, обслуживанию и погашению выпусков государственных ценных бумаг;
инвесторы - профессиональные участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, в том числе иностранные, владеющие облигациями, обладающие избытком финансовых средств, которые инвестируются ими в ценные бумаги Правительства [50, с.23].
Продажу ценных бумаг кабинета Министров могут осуществлять уполномоченные банки. Проведение операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке осуществляется НБ РБ
Рынок государственных ценных бумаг в Республике Беларусь функционирует с февраля 1994 года. В течение 15 лет Правительство республики своевременно выполняет обязательства по погашению своих долговых ценных бумаг.
Данный сегмент финансового рынка динамично развивается за счет расширения номенклатуры выпускаемых ценных бумаг и совершенствуется путем внедрения новых способов их размещения.
Возросшая привлекательность рынка государственных ценных бумаг во многом была обусловлена:
· разнообразием сроков обращения (3, 6, 9 месяцев, 1 год и более) предлагаемых Министерством финансов облигаций и условий выплаты дохода по ним;
· внедрением нового вида аукциона - биржевого;
· сохранением положительной реальной доходности государственных облигаций;
· участием нерезидентов;
· активизацией вторичного рынка;
· улучшением экономической ситуации в Республике Беларусь в целом.
Биржевой рынок государственных ценных бумаг выступает в качестве одного из важнейших элементов республиканского финансового рынка, с помощью которого Правительством и Национальным банком Республики Беларусь решаются задачи денежно-кредитного регулирования на макроэкономическом уровне.
За ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» закреплено исключительное право на организацию вторичного обращения государственных ценных бумаг. Вторичное обращение государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций в соответствии с Постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 1681/63 от 02.11.1998 года осуществляется только через торговую систему ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» через участников торгов государственными ценными бумагами, в качестве которых выступают члены Секции фондового рынка ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", заключившие с ним соответствующие договора, и Национальный банк Республики Беларусь.
Следует отметить, что в структуре сделок ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" преобладают сделки с государственными ценными бумагами (77 % от всех сделок и 90 % от общего объема) (Приложение 2) .
Можно сказать, что рынок государственных облигаций в Беларуси является самым ликвидным сегментом, и соответственно наиболее привлекательным для инвесторов.
В зависимости от формы и порядка оформления кредитных отношений различают государственные облигационные займы и безоблигационные займы.
Выпускаются облигации внутренних государственных и местных займов. Они могут быть как именными, так и на предъявителя, процентными, и беспроцентными (целевыми), выигрышными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения, сберегательными, казначейскими. Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета - это примеры безоблигационных займов.
В настоящее время структура рынка государственных ценных бумаг в РБ представлена следующими ценными бумагами
краткосрочные государственные облигации (ГКО) со сроком
обращения до одного года. Облигации выпускаются от имени Совета Министров Республики Беларусь Министерством финансов с целью привлечения временно свободных средств юридических и физических лиц, в том числе иностранных, для возмещения дефицита республиканского бюджета;
долгосрочные государственные облигации (ДГО) со сроком обращения один год и более. Эти облигации также выпускаются Министерством финансов и могут использоваться первичными держателями при расчетах за товары (работы и услуги), а также могут выступать предметом залоговых обязательств;
государственные долгосрочные облигации с купонным доходом (ГДО) со сроком обращения один год и более. ГДО выпускаются Министерством финансов для покрытия дефицита государственного бюджета;
* краткосрочные обязательства Национального банка (КО) со сроком обращения от двух недель до месяца. Обязательства предназначены для регулирования денежной массы в обращении. Разработаны правила выпуска облигаций Национального банка Республики Беларусь с купонным доходом и на предъявителя, номинированных в свободно конвертируемой валюте. Эти облигации предназначены, прежде всего, для привлечения свободных средств населения республики, хранимых в свободно конвертируемой валюте и не размещенных ранее в банках.
Наибольшим спросом
у инвесторов - юридических лиц пользуются
государственные краткосрочные и
государственные долгосрочные облигации,
номинированные в национальной валюте
- белорусских рублях.Государственные
облигации - ценные бумаги эмитируемые
государством с целью привлечения в
государственный бюджет части заемных
средств. Доходы, получаемые от ценных
бумаг государства, в отличии от
корпоративных ценных бумаг, имеют
льготное налогообложение.
Владельцами
государственных краткосрочных облигаций
(со сроком обращения до одного года)
(ГКО) и государственных долгосрочных
облигаций (со сроком обращения один год
и более) (ГДО) могут быть юридические
как резиденты, так и нерезиденты
Республики Беларусь.
Облигации эмитируются отдельными выпусками на основании решения Министерства финансов. Данные ценные бумаги выпускаются в виде записей на счетах с дисконтным или процентным доходом. По облигациям с дисконтным доходом при погашении выплачивается номинальная стоимость.
Процентный доход может выплачиваться ежемесячно, ежеквартально, а также при погашении данных ценных бумаг. Условия выплаты дохода определяются в решении Министерства финансов по каждому выпуску.
В процессе выпуска ГКО рассчитываются их доходность и цены на первичном рынке ценных бумаг. Этим занимается Министерство финансов, которое в день проведения аукциона, учитывая рекомендации Национального банка и предлагаемые на аукционе цены, устанавливает минимальную и средневзвешенную цены продажи облигаций.
Рынок ценных бумаг в Беларуси, бесспорно, развивается. На 1 января 2009 года в обращении находилось 160 выпусков корпоративных облигаций 32 эмитентов на общую сумму эмиссии Br2 340, 53 млрд. В 2010 году количество эмитентов увеличилось по сравнению с 2009 годом в 2,7 раза, объем эмиссии возрос почти в 2 раза, доля небанковских облигаций - в 6 раз. Общая сумма зарегистрированной эмиссии в 2010 году составила Br15 243,9 млрд.
В 2011 году рост рынка облигаций продолжился. Сумма зарегистрированной эмиссии составила Br42 882,1 млрд., а доля облигаций небанковских организаций в общем объеме выросла с 18,7% до 42,3 %. На 1 января 2012 года в обращении находилось 714 выпусков облигаций 301 эмитента на сумму эмиссии Br65 545,8 млрд., что в 28 раз больше, чем на 1 января 2009 года. По состоянию на 1 января 2013 года в обращении находилось 684 выпуска облигаций 255 эмитентов на сумму эмиссии Br66 217, 6 млрд.