ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1001
Скачиваний: 6
Рада- действ-л при князе в кач-ве совещат-го органа. В состав панов-рады входили крупнейшие феодалы, кот.занимали высшие гос должности, высшие чины церкви. Со временем значение рады в гос-ве возросло и она вместо совещат-го сделалась гос-м органом.(князь не мог решать вопросы внеш политики, издавать законы, распоряжаться финансами и т.д.).
Высшие служеб-е долж-ти в ВКЛ:Гетман(высший)-командовал военными силами гос-ва.Канцлер- руков-л работой госканцелярии,хранитель великой гос-ой печати.Подскарбий земский-отвечал за гос. казну.
В территориально-администр-м отношении ВКЛ делилосьна воеводства, паветы, волости. Впервые воеводства введены в 1413г- Виленское и Трокское. К 1569г- 8 воеводств и 22 павета.
Воевода-руков-ль админ-ции в воеводстве, назначался князем и радой, обычно пожизненно из числа крупных феодалов,отвечал за поддерж-е порядка, сбор дани, организ-ю вооруж.сил. Ближ-е помощники:каштелян- вооруж. силы и ополчение, ключник- собирал дань, городничий- комендант замка.
Староста- руководитель админ-ции в павете назначался князем или радой из числа круп-х феодалов. Полномочия-как у воеводы но на уровне павета.
Волость-охватывала как правило 10-13 сельских поселений.Тиун- кот.выбирался из шляхты. Он собирал подати и пересылал их в центр.
Судебные органы в гос-ве были двух разрядов:1) общие суды для всего населения, 2) сословные суды (только для шляхты и духовенства).
Сам.выс-м суд-ым органом был великокняж-й суд и суд панов рады. Законы по кот.существ-ло ВКЛ-статуты ВКЛ (1529-автор Лев Сапега;1566;1588),кот. оформили закрепощ-е крестьян. В ВКЛ- была сословно-представительская манархия.
8.Люблинская уния 1569 г. Эволюция общественно-политического строя ВКЛ во второй половине XVI - XVIII в.
В 1569 г. в Люблине была подписана уния-соглашение о гос.-полит-ом союзе ВКЛ и Польши. Объединенное Польское гос-во и ВКЛ стало носить название Респуб-ки (Речь Посполитая). Было создано одно из самых могущ-ых и больших гос-в Европыво главе с единым правит-ом. До объедин-я в 1569 г. два гос-ва - Королевство Польское и ВКЛ развив-сь параллельно около двух столетий.
ВКЛ к объедин-ю подтолкнули:1) историч-ие связи - более 20 уний и догов-в с Польшей.2) внутрисословные противоречия.3) тяжелое внешнеполит-ое положение (сложные отношения с Моск-им княж-ом).Королевство Польское стремилось по ряду причин:1) многочи-ую польскую шляхту привлекали земли ВКЛ. новые богатства и должности:2) католицизм стремился к экспансии на восток.
В свою очередь довольно сильное в полит-ом плане Княжество стремилось сохр-ть самостоятел-ть. Согласно условиям унии:ВКЛ и королевство Польское объедин-ся в одно гос-во – в РП; РП должна иметь единого короля, он выбирался на общем сейме и короны польской, и ВКЛ.; рада и сейм должны быть общими для Польши и ВКЛ; отдел-х сеймов для ВКЛ король собирать не должен.; все законы, действ-шие ранее в обоих гос-вах оставались в силе.,для обоих гос-в предусматрив-сь общая внешняя политика и единая денежная система.
Так.Обр. РП – предст-ла собой федерацию 2 гос-в - форму госуд-го устройства, при кот.входящие в состав гос-ва - имеют свои собств-ые органы управ-ия. В 1588 г.Польс. король Сигизмунд Ваз подписал Статут,по кот.ВКЛ объявлялось самост-ым гос-ом.
Поглощение Польшей ВКЛ после подписания унии 1569 г. не произошло, весьма в тяж.положении оказались и жители городов (мещане), а также правосл-я шляхта и правосл-е духов-во. В ВКЛ сохран-сь свое войско, судебная система, печать с Погоней, администр-ый аппарат, бел-ий язык.В землях Б. и Украины наряду с гос-ми городами, управлявшимися на основе Магдебургского права, существ-ли города, принадл-шие магнатам. На тер-ях королев-х городов сущест-ли владения дух-х и светских феодалов, на кот.не распростр-сь власть город-х судов и админ-ции. Это тормозило развитие городов и поэт.горожане начинают борьбу с засильем польских 'можновладцев'. Правосл-ая шляхта, не принявшая катол-во, не допуск. к занятию гос.постов, правосл-е священники изгон-сь из храмов, им запрещ-сь вести службу на родном языке.
В сер.17в. с переменным успехом велась нац.-освободит-ая борьба украин. народа Б. Хмельницким, против РП. В 1653г. Земский собор в Москве принял решение о воссоединении Украины с Россией. Правобережная Украина, Галиция и вся Б. оставались всостава РП.
В концепцию нового гос-ва РП входили вопросы совместной междун-ой политики и совместной обороны. Объедин-е ВКЛ и Польши повлияло на ход ливонской войны. В 1582 г. между Россией и РП был заключен мирный договор сроком на 10 лет.
5.Этнические процессы на белорусских землях. Основные концепции происхождения белорусского народа.
Народность-истор-ки сложив-ся,устойч-я общность людей,имеющая общую тер-ию, язык, культуру, определ-ые эк-ие связи, этнич-е самосознание.
Осн. концепций происхождения бел.народности:1 Польская и великорус-я (19в.) – отрицали существ-ие самост-ти бел.этноса на том основании, что у населения Б. не было своего слав-го языка. Ошибочность этих конц-й- в нач. ХХ в. Я. Карский, издав труд «Белорусы», в кот. показал особен-ти бел.языка, его лексич-го, фонетич-го и синтакс-го склада как самостоят-го слав-го языка.
2 Кривичская (н. ХХв.,М. Погодин, В. Ластовский- непосредств-ми предками белор-в считали кривичей и предлагали назвать Б.-Кривией. Ошибочность-что кривичи занимали только северн. и центр.часть тер-ии соврем. Б.. Хронолог-ая неточность-кривичи исчезли ксер.12в., а белор-ий этнос сэтому времени еще не существ-л.3.Кривичско-дрыговичско-родимичская (Я.Карский, М.Гринблат, М.Довнар-Запольский)- включили в число предков белор-в 3 племени. Хронол-ки нельзя считать их непосредств-ми предками, т.к. в 12 в. когда они исчезли, еще не было общебелор. этнич-го комплекса.
4.Балтская теория этногенеза белор-в (В.Седов)- белор. этнос имеет много общего с балтами в языке, культуре.-эти особен-ти присущи индоевропейцам, т.е. и славянам и балтам. Балты явились субстратом восточнослав-их общностей – кривичей, родимичей, дриговичей
5.Финская (И. Ласков)-считал предками белорусов финнов, Финоязычное насел-е было ассиминировано балтами в бронз.веке, т.е. финны были субстратом балтов.
6.Новая (50-е годы ХХ в., С. Токарев)-в резул. распада Киев. Руси образов-сь на месте древнерус. народности 3 народа: рус., белорус., украинский. Отрицание-. В ХП в. Киев.Русь распалась на части, кот. соответс-ли первонач-ым племенным тер-ям, т.е. была «ласкутным» гос-ом.
8.Кон-ция М. Пилипенко (90-е годы 20в.)-формир-ие бел.этноса- резул-т, как эволюции, так и диффузии. Он считает- в результ. широкого расселения славян и смешивания их с восточ. балтами образовались не белорусы, а восточнослав-ие общности кривичей, дриговичей, родимичей в ΙХ-Х в; в Х-ХΙ в.в. идет процесс консолидации в общеслав-ю этнич-ую общность с единой этнич-й тер-ей под назв-ем «Русь» (русы, русичи, русины). Тер-ия соврем. Б. входила в 2 диалектно-этнографич-ие зоны общеслав-й этнич-й общности- полесскую, подвинско-днепровскую – «Полесье» и «Белая Русь». К сер.ХVΙ в. в рез-те сплочения этих 2 регионов, консолидации с западнослав-ми, балтскими и тюркскими группами насел-я сформир-ся новый комплекс культуры и языка, этнич-ой тер-ии, за кот. закреп-сь название «Белая Русь».
Ведущие факторы консолидации бел.народа. В ХШ-ХVΙ в.в. создаются предпосылки для возникн-ия бел.народности. Начало было положено еще в период существо-ия союзов племен и создания на тер-ии Беларуси Полоцкого, Туровского, Смоленского и др. княжеств. Однако принатур-м характере произв-ва и слабости полит-го объедин-я население отдел-х тер-ий на долгое время сохранило ряд особен-ей в языке, обрядах, культуре и хоз-ом укладе. Возникшая угроза со стороны крестоносцев и монголо-татар, дальнейшее соц.-эконом. развитие ускорили процессы централизации и обусловили вхождение белор. земель в состав ВКЛ, в рамках кот. в ХVΙ в. завершилось формир-ие бел. народности.
В образов. народн-ти важную роль сыгралсоц.-эконом. фактор: развитие тов.-ден. отнош-й, укрепление эк-их связей единого внутр-го рынка. Эк-ое оживление способст-ло преодолению замкнутости отд-х тер-й, вело- вокруг городов создав-ь своеобразные хоз-ые центры. С предоставл-ем городам Магдебургского права повысилась их роль как важнейших центров полит-ой и культ-ой жизни народа.
Дел-шее развитие феод-ых отнош-й, утвержд-е крепостнич-ва содейств-ли консолидации многочисл-х катег-й насел-я в сословия с общими правами и обязан-ми для кажд. из них. Ведущая роль принадл-ла шляхетскому сословию.Особым сословие- духов-во. Формир-ся сословие крестьян и мещан (жителей городов и местечек).
В образ-ии бел.народ-ти опред-ую роль сыграл-конфессионный фактор. Признак веры становился своеобр-ым признаком народа. Больш-во насел-я Б. придерж-сь правосл-ия. Борьба между католик. и православ.за равные права участв-ть в решении гос. дел, ущемл-е православ-го духов-ва –все это явл. частью борьбы за самобытность бел.народа. Формир-ся менталитет белоруса, для кот.были характ-ми-религ-ая и нац-ая толерантность.Развитие этнич-го самосозн-я привело-в 16в. за белор.землями, располож-ми в бассейне Зап.Двины и Днепра, закрепилось назв-е «Белая Русь».
13. Аграрная реформа 1861г. и механизм ее реализации на Беларуси.
Бурж-е реф-ы на Б. шли с опозд-ем и имели свои особ-ти.19 февраля 1861г. Александр 2 подписал положения, кот сост из “Общего полож-я”, “местных полож-ий” и дополнит-х правил, а т.ж. Манифест об отмене крепостного права. В “Общее полож” входили правила, в соотв. с кот реформа провод-сь во всех губер-х России. “Местн полож” устан-ли порядок наделения крестьян землёй и выпол-ия ими повин-ей в пользу помещика. Доп-ые правила относ-сь к отдел-м группам несвоб-го насел-я. У крестьян сохр-сь приусадебные и полевые наделы, но помещики обяз. были выпл-ть крест-ам за постройки, находив-ся на отрезанной земле, и выдать ден компенсацию. Купить свой земельн надел крестьяне могли только путём закл-ия выкупной сделки. Приусадебн участок крест-ин м выкупить без согласия помещика, а полевой-только с его согласия. Для руков-ва крест-ми были образованы сельские и волостные органы власти. Обнародование реформы вызвало подъём крест-го движения и показало, что крестьяне остались недов-ми “дорованной” им свободой. В 1863г. крест-ое движение укрепло, крестьяне надеялись получить настоящ волю. Подъём крест-го движения заставил правит-во пойти на уступки(выкупные платежи снижались на 20% приостан-сь временно обязанное полож-е крестьянМинск., Виленск., Гродн.губернии, кол-во земли увелич). 21.11.1863г. этот указ был распространён на Витеб.и Могил. губер-х. В 1865г. законч аграрная реформа и в удельных хоз-вах. Реформа Б-си и Литвы была проведена на более выг-ых услов-х для крестьян.
Механизм реформывключал в себя след. элементы: разрушени общины, создание хуторов и отрубов, деят-сть крест-го поземельного банка, переселение крестьян на своб-е земли, агрокультурные меропр-ия, кооперат-ое движе-ние. Аграрн реформа преследовала след цели: *нейтрализация влияния революции в среде крест-ва, укрепл-е гос.власти. *повыш-е эфект-ти аграр-го сектора и увелич-е продов-ых ресурсов. *создание “партии порядка” – соц-ой опоры самодержавия в лице зажит-го крест-ва. *освобожд-е личной инициативы, развитие частной крест-ой собств-ти, формир-ие слоя хозяев. Последствия агр-й реформы: *увелич-сь посевные площади, *увелич-ие валовой и тов-ой продукции с/х-ва, *происходит интенсификация с/х: ро-сло применение искусственных удобрений. *земельная собств-сть концентрировалась в руках аграриев-предприни-ей, совершался переход от сословной к бессословной земе-ой собств-сти. *складывалась соц стр-ра деревни, адекватная началу индустр-го этапа развития страны.Итогаграр-й реформы 1861: развитие страны по пути модерн-ции, связ-ой с последоват-ым переходом от феод-го к бурж-му обществу. Реформа не устранила все феод-ые структуры, среди них важн-ей являлась помещичье землевладение. Крест-ая реформа 1861 г. явилось началом важных измен-й в соц-эк и политич. жизни страны. За отменой креп-го права правит-во вынуждено было пойти на провед-е др бурж-ых реформ (пров-ны город-я, судеб-я, военная, цензурная и реформа образ-ия). Эти реформы сохр-ли привелегии двор-ва.
7. Религиозные отношения на белорусских землях в XVI - XVII вв. Реформация и контрреформация. Униатство.
Развитие культуры Б. в к.15– нач. 17 вв. - «бел-ое Возрождение». Оно было связано с Ренессансом- разв-ем западноевроп-ой культуры в период зарождения бурж-го общ-ва. В к. ХV – ХVΙ в.в на тер.Б. сложились предпосылки для разв-я культуры Возрождения: расцвет городов и превращ-е их в центры ремесла и торговли, расш-ие связей со странами Зап. и Центр.Европы; разв-е книгопечатания, образования. Среди образов-ых слоев общ-ва распростран-ся идеи гуманизма. Возрожд-е на Б. возникло-когда в эк-ке отсутств-ли ярко выраженные бурж-ые проявления. Города и местечки наход-сь в большой завис-ти от дух-х и светских феодалов. Яркими представителями на Б. были-Ф. Скарина и Н. Гусовский.
Глав. достижения в развитии культуры в пер.пол. ХVΙ в. было формир-ие старобелорус-го языка в ВКЛ; возникн-ие бел.книгопечатания; начало создания общегос-го законодат-ва (Статусы 1529, 1566, 1588г.г.). Шедевром - поэма Н. Гусовского «Песня о зубре».
Первые книги, выпущенные в типографии Ф. Скариной. В предисловии и послесловиях к изданиям книг Библии Ф. Скарина высказал ценные мысли об усовершенств-ии общ-ва, воспитании чел-ка, установ-ие достойной жизни на земле. Последователь Ф. Скарины Сымон Будныйсоздает в Несвиже типографию.В 70-80-е годы ХVΙ в. начал печататься на бел-ом языке Василий Тяпинский.
В распростр-нии грамот-ти среди насел-я сыграли значит-ую роль начал-е и сред-е братские школы, коллегиумы.1579 в Вильно-открыта иезуитская Академия – 1-е высш.учеб. заведение. В полоцке – 1581.Во втор.пол. ХVΙ в. на смену традиц-му летописанию пришла историко-мемориальная лите-ра, появл-ся пародийно-сатирические произв-ия. В архитектуре-сочетались нац-ые и западноевроп-ие традиции, кот.принесли- готический, романский стили и стиль барокко. Бел.мастера создали образцы бел. готики (церкви оборонит-го типа в Сынковичах, Мало-Можейкове, Заславле), здания в традициях Ренессанса (костел в Несвиже, собор в Сморгони), в стиле барокко (иезуит-й костел в Несвиже). Расшир-ся строит-во замков. Созд-ся парково-замковые ансамбли в Лиде, Несвиже, Гродно.В изобразительном искусстве наряду с иконописью, фреской получает распростр-ие портретная живопись, гравюра, книжная миниатюра.
Церковь. Религия на бел-х землях в 15-17в.в.На занятие высш.должн-ей стимулир-ла господст-щие слои ВКЛ к переходу в католицизм. Прокатолич-ая религ-ая политика потерпела крах. В сер.15в. власти снимают эк-ие огранич-я для православ.знати, а в 16в. полностью уравн-ет в правах с католич-й.С сер.XVI в. в Б. и Литве распростр-ся реформационное движение. Быстро находит себе сторонников протестантизм – направл-е в христ-тве, отколовшееся от католицизма в ходе Реформации 16в. для кот.были характерны- отсутствие принцип-го противопоставления духов-ва мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощ-й культ и т.д. Протестантизмом восприняли воснов-м магнаты (Радивилы, Сапеги, Глебовичи и др.). С помощью протест-ой веры они хотели сохр-ть независ-ть ВКЛ от католич-ой Польши, Наибол. распростр-ние получил кальвинизм (одно из направл-й протестантизма, основ.Ж. Кальвином). Кальвинизм с его доктриной об абсолютном предопределении наиболее соответс-л взглядам магнатов и знач-ой части шляхты.Реформация способст-ла активизации дух-ой жизни общ-ва, развитию просвещения, распростр-ю гуманистич-их идей, расшир-ю контактов с др.народами. Поддержки, как в Зап.Европе, Реф-ция на Б. не получ-а. Широкие народ.массы не поддержали нов. движ-е.