ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.12.2019
Просмотров: 1002
Скачиваний: 6
Берлинская операция- 16 апреля 1945 г.25 апреля 1945 г. совет. и англо-америк-е войска ударили с востока и запада, разорвав немец. фронт- встреча союзников на Эльбе в районе Торгау. 30 апреля – водружение Знамя Победы над рейхстагом. 8 мая-Акт о безоговорочной капит-ции Германии. Потсдамская конф-ция (под Берлином)- 17 июля-2 августа 1945г.: подтвердила решения Крымской конф-ции относит-но Германии, рассмотрела территор-ые вопросы- о границах Польши, о передаче СССР Кенигсберга (Калининград); создала Совет министров иностр-ых дел для подготовки договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией, Финляндией
35.Основные тенденции общественно-политического развития Б. на современном этапе. Конституция РБ с изменениями и дополнениями.
После распада СССР Б. стала на путь суверенного развития своего гос-ва: начинали развив-ся своя эк-ка, образов-е, вооруж. силы. Внесены измен-я в гос.власть и органы управл-я. Оформили новый проект законов о власти, населении и др. Подготавл-ся процесс принятия конст-ции (основ.закон гос-ва, опред-щий обществ-ое и гос-ое устр-во, порядок и принципы образ-ия представит-ых органов власти, избират-ую систему, права и обязан-ти граждан.
15.03.94г. принята Конст-ции РБ- важный шаг на пути укрепл-я суверен-та и могущ-ва нашего гос-ва. Народ Б. явл. полнопр-ым хоз-ом своей страны, равнопр-м субъектом мир-го сообщ-ва, приверженцем общечелов-их ценн-ей. Это способств-ло приват-ции гос.собств-ти. В соц.-эконом. развитии Б. в период с 1991-01г. можно отличить 2 этапа: формир-ие Б. гос-ва и разв-е внеш.пол-ки, расшир-е эконом.связей, подъём нац. экономики.
24. 11 1996г. по инициативе Президента был проведен Референдум на основе кот. внесены существ-ые изменения и дополн-я в Конст-цию РБ 1994 г. Конст-ция вступ. в силу 27.11.1996 г. Она отражает новый соц.о-эконом. и политич-й этап в развитии общ-а и гос-ва. Она закрепляет гос-ый суверенитет, возрождение бел.нации и культуры, призн-е равной защиты и возможн-ей для разв-ия всех форм собств-ти. РБ- унитарное демократ-ое соц-ое правовое гос-во. Признаны естеств-ые права чел-ка, право на труд, отдых, расширен круг др.прав и свобод, закр-ны их гарантии и формы защиты.
Единым источником гос-ой власти в РБ явл. народ, кот. осущ-ет свою власть непосредс-но и через представ-ые органы. Демократия осуществ-ся на основе разнообр-х полит-их институтов, идеологий взглядов. Идеология полит-их партий, религ-ых или др. общес-ых объедин-й не может устанавл-ся в кач-ве обязат-ой для граждан. Конст-ция запрещ. создание и деят-ть полит-их партий и др. общес-ых объедин-й, кот.ставят целью насильств-е изменение конституц-го строя или ведут пропаганду войны, нац-ой и религ-ой вражды.
В Конст-ции закрепл-ся принцип разд-ия властей: законод-ую, исполн-ую, судебную. Гос.органы взаимод-ют между собой, сдерживают и уравнов-ют друг друга. Закрепл-ся гуманные принципы внеш.политики, ставится цель превратить свою тер-ию в безъядерную, а гос-во – в нейтральное.
Гос. языками- бел-й и русский. Устан-ны символы гос-ва- герб, флаг, гимн. Опред-на процедура избрания Президента. Он назн-ет всех высших должн-х лиц, форм-ет прав-во, отдел-х руковод-ей высш.органов власти (с соглас.Нац.собрания РБ).Подпис-ет законы, издает декреты, указы и распоряж-я.
Прав-во РБ получило назв. Совет Министров, возглавляет Премьер-министр. Созданы новые гос-ые органы-Конституц-ый суд, Комитет гос-го контроля. Высш.законод-ым органом явл. Нац.собрание РБ: состоит из Совета Респ-ки и Палаты представ-ей. Для решения важн-их вопросов гос-ой и общ-ой жизни могут пров-ся республ-ие и местные референдумы.
В 1991г. Верх.Совет придал "Декларации о гос-ом сувер-те" конституц-ый статус. Она провозгл-ла незав-ть респ-ки в области межд-ых отнош-й. Б. начала осущест-ть самос-ую внешнюю политику(этим подтв-ла приверженность основ-м принц-м статуса ООН,всеобщей декларации прав чел-ка). Более 120 стран признали РБ, 108- установили с ней диплом-ие отнош-я. На протяжении 90-х гг. был подписан ряд договоров и соглаш-й. РБ стала членом Межд-го валют-го фонда, Всемирн.банка реконструкции и развития. РБ стремится стать нейтральным безъядерным гос-ом. Все это знач-но оздоровило межд-ые отнош-я и открыло большие возмож-ти для Б. Продолж-ся развитие сотруднич-ва в сфере борьбы с межд-ым террор-м, наркобизн-м, торговлей людьми. Создан Антитеррорист-ий центр гос-в- участ-ов СНГ. На Казанском саммите 2005г.- принята Концепция сотруднич-ва в борьбе с террор-м, воен-го сотрудн-ва, соглас-ой погран-ой пол-ки.
Разв-ся внешнепол-ие связи с зарубеж-ми странами. Б. стремится к связям в области науки, торговли, культуры с этими странами на кач-но новом уровне. Осн-ми внешнеэк-ми партн-ми явл. европ.страны (Австрия, Польша, Германия) Огромны торговые связи с Россией и Украиной.
Созд-ся совместные с запад.предпр-ми. В РБ на 1997 г зарегистр-но 1500 совмес-х и около 500 иност-ых предпр-ий.
Особое знач-е Б. уделяет установ-ию тесных отнош-й с Россией. В феврале 1995г.- подписан дог-р о дружбе, добрососедстве и сотруднич-ве. На его основе - заключены соглаш-я о тамож-м союзе, совмес-х дейс-ях в охране гос-ой границы, созданы белор.-рос. финан.-промышл. группы. 29.03.96 г. подписан Договор о расш-ии и углуб-ии эк-ой интеграции 4 стран – Б., Рос., Казах., Кирг. 2.04.96 г. подписан Договор о Сообществе суверенных государств - РБ и РФ. Кот.обеспеч-л гражд-м равные права в получении образ-ия, защите здоровья, трудоустр-ве, оплате труда, законодат-ве. Создан Высший Совет Содружества. Важным шагом на пути дальн-го углубл-я интеграции 2 гос-в стало подпис. 2.04. 1997 г. Договора о Союзе Б. и России. 25 декабря подписана Декларация о дальнейшем единении Б. и России, Договора о равных правах граждан, Соглаш-е о создании равных условий субъектам хозяйств-ия. 8 декабря- Договор о создании Союзного государства, кот. обеспеч-т: мирное и демократ-ое развитие 2 народов, проведение соц. политики, направл-ой на создание условий для достойного и своб-го развития граждан гос-в. Предполагает сохранение своего суверен-та. На тер-х го-в-участников продолжают действ-ть конст-ции и нац. законод-ва. Основные полит. вопросы остаются в исключ-ой компетенции гос-в-участн-в. По вопросам совм-го сотруднич-ва решение не может быть принято, если одно гос-во проголосует против. За каждым гос-ом-участн-м сохр-ся право свободного выхода из союзного гос-ва. Основ. Принц-ми союзного гос-ва явл.суверенное равенство и учет взаимных интересов, демократия и уважение прав человека, сотруднич-во и взаимопомощь. В его ведении передаются полож-я по созданию единого эк-го простр-ва по функцион-ию объед-ых гос-ой и энерг-ой систем, разработка, утвержд-е и исполн-е бюджета Союзного гос-ва. Система органов - состоит из Высшего гос-го совета, Парламента, Совета Министров, Суда и Счетной палаты. В состав Высш.Гос.Совета входят - главы гос-в, главы правит-тв и руков-ли обеих палат парлам-ов. В 2000 г подписано межгосудар-ое о введении единой денежной единицы. Для проведения единой налог-й политики министер-ми и ведомс-ми РБ и РФ осуществл-ся работа по унификации нац-ых законод-в по вопросам налогооблож-я. Союзное государство провозглашено как соц-е, что предпол-ет провед-е соглас-ой соц.политики.
36.Становление и реализация белорусской модели социально ориентированной экономики.
В 94г. с приходом А. Лукашенко к власти, принята «Программа неотлож-х мер по выходу эк-ки Б. с кризиса». Её выполн-е позв-ло снизить в 95г. падение основ-х производст-ых показ-ей. Потребов-сь разработка «Основ-х направл-й разви-я РБ» на 1996-2000 г. Её цель: постр-ие соц.-ориентир-ой эк-ки,повыш-е жизн-го уровня народа с пост-ым приближ-ем его к уровню жизни высокоразв-х ев-роп-х стран. Основ.приор-ми стали: экспорт, жилье, продукты питания. До 2000г предусм-сь реал-ть 2 этапа. (1) 1996-1997 – предполаг-сь достигнуть макро-эконом. стаб-ции, создать условия для восстановл-я эк-го роста, приостан-ть спад пр-ва, снизить инф-цию, стабилиз-ть курс нац валюты. (2)1998-2000 – возобновл-е эк-го роста, достиж-ю кот будет содейств-ть решен.задач: устойч рост уровня жизни насел-я, расширен рынков сбыта, реал-ция механ-ма трансф-ции накопл-й и инв-ций. Эта программа в основном выполн-сь. Увелич-сь капиталовлож-я в эк-ку,вы-рос рознич-й товарооборот, расшир-сь внешнеэк-ие связи. На эк-ку Б. негат влиян оказыв. её привяз-сть к эк-ке России. Сократ-сь пр-во с/х пр-ции.
Торгово-экономические и научные связи с государствами СНГ, европейскими и другими странами мира.
С принят.27.07.1990г. Декларации о гос-ом суверен-те БССР начался постеп-ый переход к самост-му осуществ-ию внешнеполит-ой деят-ти. Формир-ся многовект-ая пол-ка. В декабре 91г. по решению руков-ей стран СНГ Минск стал офиц-ым местом, где располаг-сь координ-щие органы Содружества.
Февраль 92г. руков-ли СНГ подписали в Минске декл-цию о сотрудн-ве в рамках этого гос-го объед-ия, о соглас-ии действий в провед-ии эк-их реформ, соглашение о возвращении кул-ых и истор-их ценн-ей гос-ом. След. шагом в углублении интеграции- подписание 8.12.99 Договора о создании Союзного гос-ва Б. и России, а в 2000г этот Договор был ратифицирован обеими сторонами. В рамках этого соглаш-я два гос-ва действ-ли по созд-ю общей правовой базы Союза, более эф-но нач-сь формир-ся единая эк-ая, оборон-ая, гуманитарное простр-тво.
Среди стран СНГ Россия предст-ет собой крупнейший рынок сбыта бел.товаров и услуг, также основной источник сырья, и энергорес-в, комплект-их. В свою очередь Б. для России явл. поставщ-м кач-ых высокотехнолог-их товаров, с/х продукции, важнейший транзитный коридор.
Первый белор.-росс. эк-ий форум (с 6 по 9 сент.2005) -Б. выступает за превращение СНГ в регион-ую орган-цию с высоким уровнем эк-ой интеграции, за создание зоны свободной торговли. Б. активно сотрудн-ет в рамках Евразийского эк-го сообщ-ва (ЕврАзЭС). -Это обеспеч-ет формир-ие устойч-х торг.связей, способ-ует промыш-му разв-ю с использ-ем сложив-ся раздел-я труда. Для укрепл-я безопас-ти на постсовет-м простр-ве Б. явл. участ-цей Организации Договора о коллек-ой безоп-ти (ОДКБ), кот.начала функц-ть с 18 сентября 2003г.
Растет роль Евросоюза и Европы в целом во внеш.торговле респ-ки. Наиб.крупн.торг. партнер Б. из числа стран/ членов ЕС явл. Германия, Великобрит., Нидерл., Италия. За послед.10 лет Б. закрепилась на рынках большинства стран Азии,товарооборот увелич. в 5 раз. Особенно плодот-но развив-ся отнош-я с Китаем.. Между двумя странами обеспечен регион-ый обмен визитами на высшем уровне.Т.о. исходя из нац-ых интер-в, наша страна проводит многовект-ую политику. Она признана 159 гос-ми, со 154 из которых устан-ны дипломат-ие отнош-я.
Программа соц-эк развития на 2001-2005гг. разработана Мин-вом эк-ки совместно с др. мин-вами и респуб-ми органами гос-го управл-я, утвержд. Указом Президента РБ 8.08.05г. В ней опред-ны цели и задачи, приоритеты и важнейшие параметры соц-эк развития страны, опред-ны необх-ые ресурсы, показаны возможные соц-эк последс-я. Пятилетка 1996-2000г. явилась переломным этапом в преодолении глубоких криз-х явлений, происх-щих в стране после распада СССР и проводимых с 1991 по 1994гг. либеральных эк-ких реформ.
С целью вывода страны из криз-го состояния после избрания 1-го Президента РБ была разработана Программа неотложных мер, реализация кот.позволила в 1995г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит гос. бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостан-ть обвальный спад производства. Принятые меры позволили, начиная с 1996г. преодолеть спад пр-ва, стабилизировать положение на внутреннем потребительском рынке. Была восстан-на система управл-я эк-кой, улучшена система соц. защиты. С 2000г. в РБ стала проводиться жесткая денежно-кредитная пол-ка, обеспеч-щая снижение темпов инфляции. Основн.задачами соц-эк развития на 2001-2005гг. явл.: техн-ое перевооруж-е и модерн-ция эк-ки, внедрение соврем-ых технол-й; создание необход-х условий для оздоров-ия насел-я, повыш-е его уровня образ-ия и кул-ры; доведение к концу пятилетки среднемесяч. з/п работников народ.хоз-ва до уровня, эквивалентного 250 долларов США; улучшение эколог-ой ситуации; обеспеч-е комплексности соц-эк развития городов. Намечалось совершенств-ие системы гос.пособий семьям, налоговой политики в интересах семьи.
Развитие образ-ия, массовы-х культурно-просветит-ых учреждений. Особое внимание- формир-ю здорового образа жизни. Для обеспеч-я поставл-ых задач в Программе намечено развитие соц. ориентир-ой многоукладной эк-ки рыноч. типа, максим-ое привлеч-е отечеств-ых и зарубеж-х инвестиций.
В процессе реформир-ия гос.соб-ти предпол-ся обеспечить эк-кую безопас-ть и приоритет интересов гос-ва и граждан РБ. В теч. Прогнозир-го периода необх-мо обеспечить комплексное совершенст-ние нормат-ой правовой базы, регул-щей предприним-ую деят-ть. Это позволяет активно развив-ся малому и средн. бизнесу. Фактором обеспеч-я эк-го роста в стране должно стать эффект-ое, менее энергоемкое и материалоемкое пр-во, рац-ое использ-ие труд-х ресурсов. Гос. задачей явл. стимулир-ие и поддержка наиболее передовых отраслей и предпр-ий.
Перед аграрнопромыш-ым комплексом - более полного и надежного обеспеч-я насел-я продуктами питания, а перерабат-щую промышл-ть – сырьем. Необх-мо активиз-ть экспорт с/х продукции, укрепить продовольс-ую безопас-ть страны.Опред-ны основ. задачи внешнеполит-ой деятел-ти. Среди приорит-ых направл-й выдел-ся внешнеторг-ые связи со странами СНГ, отнош-я в рамках Европ.о экон. сообщ-ва. Развитие экспорта - сущест-но улучшит состояние платеж-го баланса гос-ва. Стратегия разв-я страны предусматр-ет модерн-цию эк-ки и общ-ва на основе совр. Тенд-ций миров. эк-го развития. Программа базируется на рац-ом сочетании регул-щих ф-ий гос-ва с разв-ем частной инициативы и эф-ым рын-ым механизмом хозяйст-ния.