ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1910

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Здесь уместно сказать о том, что сам термин "групповая динамика" может быть употреблен (и действительно употребляется) в трех различных значениях. Прежде всего данным термином обозначается определенное направление исследования малых групп в социальной психологии, т.е. школа К. Левина. Естественно, что при этом имеется в виду не только набор изучаемых в этой школе проблем, но и весь свойственный ей концептуальный строй, т.е. определенная форма решения этих проблем. Второе значение термина связано с обозначением определенных методик, которыми можно пользоваться при изучении малых групп и которые преимущественно были разработаны в школе Левина. Однако эти методики в дальнейшем часто используются и в других теоретических схемах, поэтому второе значение термина не обязательно привязано к школе Левина, а скорее к специфическим видам лабораторного эксперимента, в ходе которого выявляются различные характеристики групп. "Групповая динамика" в данном случае - особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов. Но может быть и третье употребление понятия,когда термином "групповая динамика" обозначается в отличие от статики группы совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие.


  1. Сущность и характеристика взаимоотношений в группе.

Межличностные взаимоотношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

По содержанию межличностные взаимоотношения м.б. официальными и неофициальными, деловыми и дружескими, а по структуре – вертикальными и горизонтальными. Развитие межличностных взаимоотношений обуславливается полом, возрастом, национальностью и др. факторами. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определённой зрелости, после чего могут постепенно ослабевать. Условия развития взаимоотношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. Например, в городских условиях по сравнению с сельской местностью межличностные контакты более многочисленны. Характер межличностных отношений в группе во многом зависит от уровня организации совместной деятельности, личного примера лидера или руководителя, психологической совместимости, взаимной уступчивости и вежливости людей. Положительные взаимоотношения исключают грубость, неуважение, неискренность и недоброжелательность. От характера взаимоотношений людей существенно зависит их эмоциональное состояние, настроение, работоспособность и общий психологический климат в группе.

Основными методами изучения межличностных отношений в группе является:


- наблюдение

- социометрический

- референтометрический

-изучение сплоченности коллектива и другие.

  1. Структура, средства и виды общения.

Общение – это процесс взаимодействия людей, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса. Иными словами – это вид человеческой деятельности, условие и результат человеческой деятельности, обмен информацией, социальным опытом, чувствами и настроением.

Структура общения характеризуется тремя взаимосвязанными сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной:

Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только наиболее полно предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два вида информации – побудительную и констатирующую.

Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

Перцептивная сторона общения есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия социальных объектов. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включённые в совместную деятельность, познают друг друга.

Средства общения выделяют вербальные и невербальные.

Вербальные средства – это, прежде всего человеческая речь, которая представляет собой средство общения при помощи языка. Язык – это система знаков, используемая для общения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует информацию, а реципиент декодирует информацию.

Невербальные средства выполняют следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению. Это: воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз.

Исследования показывают, что «удельный вес» слов в установлении взаимопонимания составляет 7%, интонаций – 38%, неречевого взаимодействия – 53%.

Выделяют следующие виды общения:

      • вербальное – невербальное (речевое и неречевое);

      • контактное – дистантное (контакт «лицом к лицу» через включение «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации);

      • непосредственное – опосредованное (первое осуществляется с помощью органов данных живому существу природой: руки, голова, голосовые связки, а второе посредством специальных средств и орудий брошенный камень, след на земле, радио, печать, телевиденье);

      • устное – письменное;

      • диалогическое – монологическое;

      • межличностное – массовое (первое связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников, а второе – предполагает множественные, непосредственные контакты незнакомых людей);

      • искреннее – манипулятивное (манипулятивное общение предполагает такое общение, когда партнёр не говорит об истинных целях своего общения, а просто скрывает их или подменяет другими).




  1. Сущность конфликта, причины и динамика его развития.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

В зависимости от количества участников конфликта выделяют несколько типов конфликтов:

Внутриличностный конфликт – состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами его жизни, связанное с наличием у него противоречащих друг другу интересов, стремлений, потребностей, порождающих аффекты и стрессы. . Одна из самых распространенных его форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы.

Межличностный конфликт, возможно, самый распространенный. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта. Каждый из них считает, что, поскольку ресурсы ограничены, он должен убедить вышестоящее начальство выделить эти ресурсы именно ему, а не другому руководителю. Межличностный конфликт может также проявляться и как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Как правило, взгляды и цели таких людей отличаются в корне.

Конфликт между личностью и группой. Производственные группы устанавливают нормы поведения их участников. Если ожидания группы находятся в противоречии с ожиданиями отдельной личности, может возникнуть конфликт.

Межгрупповой конфликт. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Даже в самых лучших организациях между такими группами могут возникать конфликты

Некоторые авторы рассматривают и виды конфликтов. Если конфликты способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений, то их называют конструктивными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, называют деструктивными. Реалистические конфликты вызваны неудовлетворением определённых требований участников или несправедливым, по мнению одной или обеих сторон, распределением между ними каких-либо преимуществ и направлены на достижение конкретного результата. Нереалистические конфликты имеют своей целью открытое выражение накопившихся отрицательных эмоций, обид, враждебности, то есть острое конфликтное взаимодействие становится здесь не средством достижения конкретного результата, а самоцелью.


  1. Руководство и лидерство. Характеристика стилей руководства.

Лидерство – это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели. Группа решающая значимую проблему, всегда выдвигает для её решения лидера. Без лидера ни одна группу существовать не может. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает своё значение вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели. Но иметь цель и достичь её самостоятельно, в одиночку – недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя.


С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, семье);

  2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих);

  3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Составляющие лидерства:

    • качества самого лидера (организаторские способности, коммуникабельность, обширные знания, эмпатия);

    • задачи, решаемые группой;

    • качества самих последователей;

    • ситуация, в которой развивается явление лидерства.

    Выделяют следующие стили лидерства:

    Авторитарный стиль – решение принимает лидер единолично. Он действует по отношению к другим членам группы жёстко, властно, осуществляет тотальный контроль.

    Демократический стиль – решения принимаются лидером с членами группы совместно, он организует обсуждение решений, поддерживает инициативу.

    Либеральный стиль – решения лидеру навязываются членами группы, лидер практически устраняется от активного управления группой, даёт участникам группы полную свободу.

    Существуют три концепции происхождения лидерства:

    1. Теория черт. Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек, а может быть лишь тот, кто обладает определенным набором личностных качеств, психологических черт. Эти черты, полагают сторонники данной теории, даны человеку от природы. Тот, кто лишен специфических лидерских черт, никогда не становится хорошим, признанным лидером.

    2. Ситуационная теория. Суть этой теории сводится к тому, что выход человека в лидеры – это результат взаимодействия между ним и группой. Если индивидуальные особенности этого человека соответствуют требованиями сложившейся ситуации, то в этой ситуации он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может стать кто-то другой. В принципе, для каждого человека в группе можно определить такие условия, при которых он станет лидером, и для этого вовсе не обязательно обладать какими-то специфическими лидерскими чертами.

    3. Теория синтетического происхождения лидерства является компромиссной между теорией черт и ситуационной. Она состоит в том, что чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами группы, и кто располагает чертами, нужными группе именно в данный момент.

    Стиль руководства организацией


    Основная цель деятельности руководителя — интеграция усилий работников аппарата управления для принятия и реализации решений, воздействие через аппарат на весь коллектив предприятия с тем, чтобы выполнить поставленные задачи. Это требует от руководителя умения определять ключевые, стратегические, перспективные участки, «узкие места» производства и уделять им особое внимание.


    В деятельности руководителя необходимо органическое соответствие выполняемых им функций, прав, полномочий и ответственности. Важно на всех уровнях управления четко определить соотношение прав и ответственности. Большие права при малой ответственности создают условия для административного произвола, субъективизма, необдуманных решений. При большой же ответственности и малых правах даже самый старательный работник нередко оказывается бессильным и спросить с него в полной мере за порученное дело трудно.

    Труд руководителя включает решение служебных, социальных, воспитательных и организационно-управленческих вопросов. Руководитель организует работу управленческого аппарата, с его помощью — деятельность коллектива и, естественно, свой собственный труд.

    Категория власти, а также существование ее основных форм лежат в основе ряда закономерностей теории управления, в частности в социологии и психологии управления. Властные регуляторы управленческой деятельности определяют стиль управления. Главный критерий, заложенный в самой сути управления, заключается в формах реализации руководителем своих полномочий. Степень, до которой руководитель делегирует свои полномочия и типы власти, используемой им, решающим образом влияют на манеру его поведения, на стиль управления.

    Под стилем управления понимаются стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.

    Совокупность наиболее характерных и устойчивых приемов, методов решения типовых задач и проблем, возникающих в процессе реализации функций управления, называется стилем работы руководителя.

    Стиль руководства в управлении — это устоявшаяся манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и побудить их к достижению целей организации.

    Анализ стилей основывается на разнообразных подходах.

    Личностный подход. Согласно личностной теории, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личностных качеств. К ним относятся: уровень интеллекта и знания, впечатляющая внешность, честность, здравый смысл, инициативность, социальное и экономическое образование, высокая степень уверенности в себе. Исследования показывают, что, с одной стороны, лидеры, как правило, отличаются интеллектом, стремлением к знаниям, надежностью, ответственностью, активностью, социальным участием и социальным статусом. С другой стороны, человек, как правило, не становится руководителем только благодаря тому, что он обладает некоторым набором личностных свойств.

    Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства. Согласно поведенческому подходу эффективность определяется не личностными качествами руководителя, а его манерой поведения по отношению к подчиненным.