ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1867

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основными источниками информации, используемой и процессе установления проблем, подготовки и принятия решений, служат внутренние и внешние отчетно-статистические данные, научная литература, обзоры, законодательно-нормативные акты, положения, инструкции, зарубежные аналоги, экспертные оценки, установки лиц, принимающих решения.

На втором этапе процесса выработки и принятия решений необходимо сформировать и сформулировать цели и задачи подготавливаемого решения. Из четко поставленной цели более явным образом прорисовываются и задачи. Одновременно на формулировании целей и задач поневоле сказываются психология и интересы лиц, участвующих в анализе, подготовке, выработке решения и, тем более, его принятии.

Совокупность ограничений, которые должны быть соблюдены при постановке целей и задач, выборе и принятии решений, образует область допустимых решений. В пределах этой области должен производиться поиск вариантов, альтернатив, рассматриваемых на последующих этапах процесса принятия решений.

Отметим, что несоблюдение ограничений служит одной из главных причин принятия заведомо неэффективных, нереальных, а то и просто ошибочных управленческих решений. Первопричина подобного несовершенства в том, что на этапах подготовки и поиска рациональных решений ограничительные условия не анализируются, не учитываются в полной мере или просто не принимаются во внимание. Корректно организованный, рационально поставленный процесс выработки и принятия управленческих решений должен предусматривать формулирование и анализ ограничений, формирование зоны существования допустимых решений.

К числу самых творческих операций и процедур процесса выработки и принятия управленческих решений относятся поиск и формирование набора альтернатив (способов, вариантов) решения рассматриваемой проблемы и соответствующих им управляющих воздействий. Чем обширнее спектр альтернатив решения проблемы, тем больше шансов отыскать самое рациональное, в пределе — оптимальное решение. В то же время практически невозможно и нецелесообразно отыскивать и сравнивать все возможные альтернативы. Поиск и анализ многих вариантов требуют значительных затрат денежных средств, труда, времени, что способно само по себе снизить эффективность отыскиваемых лучших решений. Как всегда в подобных ситуациях, существует некоторая «золотая середина». В процессах поиска альтернатив макроэкономических решений ограничиваются 3-4 вариантами, а микроэкономических 4,5.

В условиях ограниченности времени наблюдается стремление свести нахождение и сравнение вариантов к отысканию не наилучшего, а приемлемого решения. Приемлемым в этом случае принято считать вариант решения, позволяющий существенно ослабить или в основном снять проблему в течение располагаемого времени при допустимых затратах ресурсов. Аналитики в рамках такого подхода действуют по принципу «лучшее — враг хорошего» и прекращают наращивать количество изучаемых вариантов, как только среди отобранных уже имеются варианты, приемлемые для лица, принимающего решения.


Желательно также, чтобы отобранные для сравнения альтернативы существенно различались между собой способами решения проблемы, а тем самым — глубиной и временем решения, затрачиваемыми ресурсами. При соблюдении этого условия повышается вероятность последующего отбора наиболее благоприятного варианта решения. К числу сравнимых, сопоставимых параметров различающихся альтернатив относятся сроки и результаты реализации данного варианта решения, затрачиваемые ресурсы, ожидаемые последствия анализируемых способов действий.

Ключевым этапом принятия управленческого решения служит операция выбора предпочтительной альтернативы из перечня рассмотренных, анализируемых. Такому выбору предшествует сравнение, сопоставление вариантов по кругу параметров, установленных в ходе моделирования, прогнозирования, включая в первую очередь показатели степени решения проблемы, времени решения, затрат ресурсов, ожидаемых последствий осуществления решения, степени риска невыполнения решения.

Осуществляя выбор предпочтительного варианта, обосновывая свой выбор, принимая завершающее решение, все участники этого процесса вынуждены рассматривать и учитывать ряд показателей результатов: затрат ресурсов и времени, риска, последствий принимаемого решения. По одним показателей предпочтительнее оказываются одни сравниваемые варианты, а по другим параметрам — другие варианты. Чаще всего более глубокое решение проблемы требует больших затрат ресурсов и более длительного времени. Поэтому о выборе оптимального варианта решения можно говорить со значительной степенью условности, так как единый критерий оптимальности решений за редкими исключениями отсутствует.

В условиях же типичного многокритериального выбора предпочтение отдается приемлемому варианту, который представляется лучшим с тех или иных позиций лицам, принимающим решение. Довольно часто учитывается вклад избираемого варианта решения проблемы в решение других проблем, ожидаемая реакция па выбор варианта со стороны заинтересованных лиц и интересы самого лица, принимающего решение.

Обоснованность решения во многом зависит от глубины его проработки, согласованности перечисленных выше этапов и процедур выработки решений. Для этого необходимо предусмотреть итеративный характер всего процесса с возможным возвратом от последующих операций к предыдущим.



  1. Основы педагогики

  1. Педагогика как наука, ее объект и предмет исследования.

Своё название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает детоводство. Так в древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребёнка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребёнка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Как самостоятельная наука, педагогика была выделена из системы философских знаний в начале XVII века.


Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. Предметом педагогики как науки выступают педагогические, протекающие в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существующее в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.

Современная структура педагогической науки включает следующие отрасли педагогической науки: общая педагогика, история педагогики, возрастная педагогика, специальная педагогика, семейная педагогика и т.д. процесс


  1. Характеристика основных категорий педагогики.

Воспитание – в широком смысле – это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим; в узком смысле – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, подготовки к жизни.

Обучение – это специально организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия педагогов и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых.

Образование – есть результат обучения; объём систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

Педагогический процесс – это специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и учащихся по решению образовательных задач. Развитие это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.


  1. Сущность образования и его роль в современном обществе.

Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершённость воспитания и обучения в соответствии с определённой возрастной ступенью. Поэтому образование – есть результат обучения; объём систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.

История свидетельствует о том, что во все времена образование было основным фактором развития человеческой цивилизации. В своём первоначальном виде оно означало передачу важнейших, жизненно необходимых сведений и трудовых навыков. Постепенно оно стало самостоятельной функцией общества. Но ХХ век стал веком образования, принесшим ощутимые плоды в различных сферах общественной жизни.

Во-первых, с помощью образования существенно расширились возможности удовлетворения насущных потребностей человека.

Во-вторых, будучи составной частью культуры, образование активно содействует её развитию.


В-третьих, образование способствует развитию человека, даёт возможность осуществить его профессиональную подготовку.

В-четвёртых, образование помогает общению людей, возникновению общих интересов между ними – духовных и профессиональных.

В-пятых, знания становятся капиталом, капиталовложения в образование и науку приносят непосредственную прибыль.

  1. Система образования в Республике Беларусь и тенденции ее развития.

Образование как система – это специально организованная совокупность учебно-воспитальных, культурно-просветительских заведений, учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров. В ней осуществляется учебно-воспитательный процесс в соответствии со стандартами, учебными планами и программами с помощью специально подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве составляют единую систему образования. Система образования в республике Беларусь представлена следующими типами образовательных учреждений:

  • Дошкольное образование: ясли, д/с, ясли-сады, дошкольные центры развития ребёнка, детские дома;

  • Общее среднее образование: начальные, базовые и средние школы, школы с уклоном, санаторные школы, школы-интернаты, школы для детей с особенностями психофизического развития, вечерние школы;

  • Внешкольные формы образования: центры развития творчества детей;

  • Профессионально-техническое образование: ПТУ, колледжи;

  • Среднее специальное образование: техникумы, колледжи, лицеи;

  • Высшее образование: высшие колледжи, институты, университеты, академии, бакалавриат, магистратура;

  • Послевузовское образование: аспирантура, адъюнктура, докторантура;

  • Повышение квалификации и переподготовка кадров: академии, институты, учебные комбинаты, факультеты при высших учебных заведениях;

  • Специальное образование: учреждения для лиц с интеллектуальной недостаточностью, особенностями психофизического развития; учреждения образования общего типа, создавшие условия для обучения детей с особенностями психофизического развития (интегрированное обучение).

В настоящий период происходит реформирование системы образования.


  1. Сущность и структура процесса обучения.

Обучение – это один из элементов педагогического процесса. Обучение – это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучаемых, в результате которого формируются знания, умения, навыки, опыт деятельности и личностные качества. Обучение двусторонний процесс, включающий деятельность педагога – преподавание и деятельность обучаемого.

Сущность обучения проявляется в его функциях:

  • формирование знаний, умений и навыков;

  • формирование мировоззрения и сознательности;

  • физическое, физиологическое и психическое развитие;

  • профессиональное ориентирование;

  • подготовка к непрерывному образованию в ходе практической деятельности;


Содержание обучения определяется требованиями государственных стандартов образования, учебными планами и программами, учебниками и учебными пособиями.

Ведущая роль в обучении отводится педагогу. Он использует систему основных принципов, методов и форм обучения; контролирует и анализирует процесс обучения и его результат. Педагог также стимулирует активность обучаемых, оказывает им помощь в учении.

Обучение зависит от конкретных условий: политических, экономических, правовых, финансовых, от уровня профессионализма педагогов, от способностей и возможностей обучаемых, от состояния учебной базы.


  1. Закономерности и принципы обучения.

Принципы обучения – это руководящие идеи, нормативные требования к содержанию, организации и проведению процесса обучения. Принципы содержат практические указания по осуществлению обучения.

  1. Принцип научности предполагает отбор научного материала для содержания учебных дисциплин в соответствии с современным состоянием развития науки и уровнем развития обучаемых.

  2. Принцип наглядности – т.к. эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала, то это требует широкого использования самой разнообразной наглядности (плакаты, рисунки, муляжи, специальная аппаратура и т.д.)

  3. Принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний не хаотично, а в определённой системе.

  4. Принцип сознательности и активности – отражает необходимость формирования познавательной мотивации у обучаемых через их активную деятельность – решение проблемных ситуаций, участие в дискуссиях и т.д.

  5. Принцип доступности требует учёта особенностей развития обучаемых с точки зрения их возможностей и предполагает такую организацию обучения, при которой они не испытывают интеллектуальных, моральных и физических перегрузок.

  6. Принцип прочности предполагает, что знания обучаемых должны прочно закрепиться в их памяти, стану частью их сознания.

  7. Принцип связи обучения с практикой предполагает отбор учебных предметов, обеспечивающих связь обучения с жизнью и подготовку к жизни.

Каждый из принципов обучения реализует свои требования в процессе обучения через ряд дидактических требований, которые являются практическими нормами деятельности педагогов и обучаемых.

Все принципы необходимо рассматривать как единую систему, позволяющую педагогу отобрать содержание учебного материала, методы и формы обучения, создать благоприятные условия для развития обучаемых.



  1. Методы и средства обучения.

Под методами обучения понимают способы совместной деятельности обучающего и обучаемых, направленные на решение дидактических задач (формирование знаний, навыков и умений).