Файл: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1445

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сангвиник: бодр, уверен, быстро привыкает к смене обстановки, легко работает, активен, положительно влияет на настроение окружающих. Возможны несобранность, неустойчивость интересов, слабая усидчивость и настойчивость.

Флегматик: спокоен, уравновешен, невозмутим, работоспособен, настойчив, терпелив. Однако: медлителен, долго думает, возможны безразличие и пассивность.

Меланхолик: высокая чувствительность, душевность, восприимчивость к воздействиям, способность выполнять «тонкую» работу. Однако возможны: болезненная чувствительность, мнительность, ранимость, замкнутость, низкая общительность.

Эти особенности следует учитывать при организации совместной работы и управлении людьми.

16. Характер личности и основные черты в структуре характера.


Характер – это совокупность индивидуальных свойств личности, проявляющаяся в его поведении и поступках, а именно отношении:

  • К другим людям (общительность – замкнутость, эгоизм и альтруизм, тактичность, вежливость – грубость и т. д.);

  • К делу (леность – трудолюбие, инициативность –пассивность, усидчивость и нетерпеливость, боязнь трудностей, добросовестность, аккуратность);

  • К себе (скромность – самовлюблённость, самокритичность – самоуверенность, чувство собственного достоинства, гордость);

  • К собственности (щедрость – жадность, бережливость – расточительность и т.д.)

  • В характере отражаются также и волевые качества (готовность преодолевать препятствия, настойчивость, решительность, целеустремленность и т.д.).

Знание особенностей характер позволяет предвидеть поведение человека, корректировать его поступки.

На формирование черт характера можно воздействовать следующими путями:

  • формирование мировоззрения, повышения сознательности;

  • активизация положительных мотивов поведения;

  • накопление опыта нравственного и волевого поведения;

  • использование примеров положительных черт характера;

  • опора на воспитательные возможности семьи, коллектива;

  • самовоспитание характера.


17. Способности, их структура и уровни развития.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и лёгкость овладения ими. Способности развиваются на основе задатков, которые представляют собой врождённые анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека.

Виды способностей:

      1. Общие – это особенности мышления, внимания, памяти, восприятия речи, умственной активности, любознательности, творческого воображения и т.д. Они обеспечивают высокие результаты в самых различных областях человеческой деятельности. Их подразделяют на элементарные (способности ощущать, воспринимать, запоминать, чувствовать и т.д.) и сложные (способности к труду, учению, общению и др.).

      2. Частные подразделяются на простые (внимание, глазомер, музыкальный слух и т.д.) и специальныеэто способности к определенной деятельности, которые помогают достигать в ней высоких результатов (организаторские, педагогические, управленческие, командирские и т.д.).



    Уровни развития способностей:

    • Репродуктивный – обеспечивает высокий уровень усвоения готового знания, овладения сложившимися образцами деятельности и общения.

    • Творческий обеспечивает создание нового, оригинального.

    Высшая степень проявления общих способностей – называется одарённостью. Высшая степень проявления специальных способностей есть талант. Высшая степень проявления творческих способностей – гениальность.



    18. Малая группа, её виды и характеристики.

    Психология и поведение отдельного человека или личности существенно зависят от социальной среды. Последняя представляет собой сложно устроенное общество, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные группы.

    Большие группы представлены государствами, нациями, народностями, партиями, классами и другими социальными общностями.

    Малые группы представляют собой небольшое объединение людей, занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Отличительными признаками малой группы являются: пространственное и временное соприсутствие людей, что дает возможность воспринимать человеку индивидуальность всех других людей
    в группе.

    Основные виды малых групп:

    условные (номинальные) – это группы, которые объединяют людей, не входящих в состав ни одной малой группы. Реально они не существуют;

    реальные – это действительно существующие объединения людей;

    естественные – это реальные группы, которые складываются сами по себе;

    лабораторные – это реальные группы, которые создаются экспериментатором с целью проведения научного исследования;

    формальные – это естественные группы, которые создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций и цели их деятельности задаются из вне;

    неформальные – это естественные группы которые возникают и действуют как бы вне рамок официальных организаций и цели их деятельности определяются личными интересами членов группы;

    референтная – это реальная или условная группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой он хотел бы стать. В такой группе индивид находит для себя образцы для подражания;

    нереферентной считается такая группа, психология и поведение членов которой чужды или безразличны для индивида.

    Все естественные группы можно разделить на высокоразвитые и слаборазвитые.

    Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Для того, чтобы назвать малую группу коллективом, она должна соответствовать ряду требований: успешно справляться с возложенными на нее задачами (быть эффективной в отношении основной для нее деятельности), иметь хорошие человеческие отношения, создавать для каждого своего члена возможность развития как личности, атмосферу творчества.

    Все социально-психологические характеристики групп можно разделить на два класса: формальные – не затрагивающие непосредственно психологию людей (число членов в группе, ее композицию, т. е. индивидуальный состав, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, связанные с распределением обязанностей между членами группы) и содержательные (межличностные отношения, групповые нормы, мнения, потребности, ценностные ориентации, роли, статусы, внутренние установки и лидерство).


    Как формальные, так и содержательные характеристики оказывают влияние на успешность выполнения поставленных задач перед группами.

    Социально-психологическая характеристика групп по уровню их развития включает:

    1. Неорганизованные группы (ассоциации: случайная группа, толпа) – не имеет собственной структуры или может иметь стихийную, каждый член такой группы осуществляет самостоятельную форму деятельности и преследует личные цели деятельности.

    2. Внешне организованные группы (организация: производственная, учебная, кооперация) – структура групп регламентирована извне, форма деятельности членов группы определяется внешней и внутренней организацией группы, цели деятельности общие.

    3. Внутренне организованные группы: а) корпорация (групп бизнесменов) – имеет внутреннюю структуру, форма деятельности членов группы – вместе, цели деятельности – личные через групповые; б) коллективы – осуществляют совместную форму деятельности своих членов и цели их деятельности у них общие.



    19. Динамические процессы в малых группах.

    Динамические процессы в малых группах – это изменения происходящие в малой группе, в процессе её формирования, становления и развития.

    Основные динамические процессы на стадии формирования малых групп:

    Конформизм (подражание, принятие чужой точки зрения);

    Независимость (самостоятельная выработка собственных позиций и отстаивание их);

    Негативизм (не соглашаются с мнением остальных).

    Основные динамические роцессы на стадии становления малых групп:

    Групповое давление (позитивное, негативное);

    Утверждение внутригрупповых норм и правил;

    Статусноролевые отношения (начальник – подчиненный);

    Половозрастные отношения;

    Профессиональные отношения.

    Социально-психологический климат малой группы – это совокупность чувств, настроений, мнений и т.д., которые являются формами рационального и эмоционального отражения действительности, и проявляется в поведении и поступках людей.


    20.Сущность и характеристика взаимоотношений в группе.

    Межличностные взаимоотношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми.

    По содержанию межличностные взаимоотношения м.б. официальными и неофициальными, деловыми и дружескими, а по структуре – вертикальными и горизонтальными. Развитие межличностных взаимоотношений обуславливается полом, возрастом, национальностью и др. факторами. Межличностные отношения развиваются в динамике: они зарождаются, закрепляются, достигают определённой зрелости, после чего могут постепенно ослабевать. Условия развития взаимоотношений существенно влияют на их динамику и формы проявления. Например, в городских условиях по сравнению с сельской местностью межличностные контакты более многочисленны. Характер межличностных отношений в группе во многом зависит от уровня организации совместной деятельности, личного примера лидера или руководителя, психологической совместимости, взаимной уступчивости и вежливости людей. Положительные взаимоотношения исключают грубость, неуважение, неискренность и недоброжелательность. От характера взаимоотношений людей существенно зависит их эмоциональное состояние, настроение, работоспособность и общий психологический климат в группе.


    21.Структура, средства и виды общения.

    Общение – это процесс взаимодействия людей, направленный на взаимное познание, установление и развитие взаимоотношений, и предполагающий взаимовлияние на состояния, взгляды, поведение и регуляцию совместной деятельности участников этого процесса. Иными словами – это вид человеческой деятельности, условие и результат человеческой деятельности, обмен информацией, социальным опытом, чувствами и настроением.

    Структура общения характеризуется тремя взаимосвязанными сторонами: коммуникативной, интерактивной и перцептивной:

    Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном обмене информацией между партнёрами по общению, передаче и приёме знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации и общения является речь, с помощью которой не только наиболее полно предаётся информация, но и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности. Выделяют два вида информации – побудительную и констатирующую.

    Интерактивная сторона общения заключается в обмене действиями, т.е. организации межличностного взаимодействия, позволяющего общающимся реализовать для них некоторую общую деятельность.

    Перцептивная сторона общения есть процесс восприятия, познания и понимания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определённых межличностных отношений и означает, таким образом, процесс восприятия социальных объектов. В реальном общении люди могут познавать друг друга с целью дальнейшего совместного действия, а может быть, напротив, люди, включённые в совместную деятельность, познают друг друга.

    Средства общения выделяют вербальные и невербальные.

    Вербальные средства – это, прежде всего человеческая речь, которая представляет собой средство общения при помощи языка. Язык – это система знаков, используемая для общения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует информацию, а реципиент декодирует информацию.

    Невербальные средства выполняют следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению. Это: воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека – жесты, мимика, позы, походка, контакт глаз.

    Исследования показывают, что «удельный вес» слов в установлении взаимопонимания составляет 7%, интонаций – 38%, неречевого взаимодействия – 53%.

    Выделяют следующие виды общения:

        • вербальное – невербальное (речевое и неречевое);

        • контактное – дистантное (контакт «лицом к лицу» через включение «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации);

        • непосредственное – опосредованное (первое осуществляется с помощью органов данных живому существу природой: руки, голова, голосовые связки, а второе посредством специальных средств и орудий брошенный камень, след на земле, радио, печать, телевиденье);

        • устное – письменное;

        • диалогическое – монологическое;

        • межличностное – массовое (первое связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников, а второе – предполагает множественные, непосредственные контакты незнакомых людей);

        • искреннее – манипулятивное (манипулятивное общение предполагает такое общение, когда партнёр не говорит об истинных целях своего общения, а просто скрывает их или подменяет другими).


    22.Сущность конфликта, причины и динамика его развития.

    Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

    Конфликты классифицируются по следующим признакам.

    • По природе возникновения:

    Деловые, возникающие в связи с поиском путей решения сложных проблем, отношением к имеющимся недостаткам и т. д. Они неизбежны.

    Эмоциональные, имеющие сугубо личностную природу. Источник этих конфликтов кроется либо в личностных качествах оппонентов, либо в их психологической несовместимости.

    По направленности взаимодействия:

    Вертикальные (между оппонентами разных рангов, возраста (в семье), социального положения).

    Горизонтальные (между оппонентами одного ранга, возраста, социального положения).

    По влиянию на развитие коллектива, группы, семьи:

    Конструктивные, выражающиеся в спорах и дискуссиях.

    Деструктивные, усложняющие отношения между людьми, тормозящие развитие трудового коллектива.

    По степени организационной оформленности:

    Стихийные, возникающие сами по себе, без соответствующей подготовительной деятельности со стороны отдельных субъектов или групп.

    Институционализированные, тщательно и заблаговременно подготавливающиеся. Субъекты такого конфликта заранее разрабатывают стратегию действий, оценивают свои возможности. Происходит формирование групп сторонников.

    По количеству участников:

    внутриличностные;

    межличностные (между отдельными личностями);

    групповые;

    межгрупповые.

    У всех конфликтов есть несколько причин. Основными причинами конфликта являются:

    Ограниченность ресурсов;

    Взаимозависимость задач;

    Различия в целях;

    Различия в представлениях и ценностях;

    Различия в манере поведения и жизненном опыте;

    Плохие коммуникации.

    Как показывает Р.Л. Кричевский, конфликт вызывается следующими тремя группами причин:

    Трудовыми процессом;

    Психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т.е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;

    Личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.


    23. Руководство и лидерство. Характеристика стилей руководства.

    В любой группе выделяется руководитель, лидер. Он может быть назначен официально (руководитель), а может и не занимать никакого официального положения, но фактически руководить коллективом в силу своих организаторских способностей (лидер).

    Лидерство – это способность оказывать влияние, как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение цели. Группа решающая значимую проблему, всегда выдвигает для её решения лидера. Без лидера ни одна группу существовать не может. Лидера можно определить как личность, способную объединить людей ради достижения какой-либо цели. Понятие «лидер» приобретает своё значение вместе с понятием «цель». Действительно, нелепо бы выглядел лидер, не имеющий цели. Но иметь цель и достичь её самостоятельно, в одиночку – недостаточно, чтобы называться лидером. Неотъемлемым свойством лидера является наличие хотя бы одного последователя.