Файл: ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА шпоры.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.12.2019

Просмотров: 1491

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С точки зрения масштабности решаемых задач выделяют:

  1. бытовой тип лидерства (в школьных, студенческих группах, досуговых объединениях, семье);

  2. социальный тип лидерства (на производстве, в профсоюзном движении, в различных обществах: спортивных, творческих);

  3. политический тип лидерства (государственные, общественные деятели).

Составляющие лидерства:

    • качества самого лидера (организаторские способности, коммуникабельность, обширные знания, эмпатия);

    • задачи, решаемые группой;

    • качества самих последователей;

    • ситуация, в которой развивается явление лидерства.

    Выделяют следующие стили лидерства (руководства):

    Авторитарный стиль – решение принимает лидер единолично. Он действует по отношению к другим членам группы жёстко, властно, осуществляет тотальный контроль.

    Демократический стиль – решения принимаются лидером с членами группы совместно, он организует обсуждение решений, поддерживает инициативу.

    Либеральный стиль – решения лидеру навязываются членами группы, лидер практически устраняется от активного управления группой, даёт участникам группы полную свободу.

    Существуют три концепции происхождения лидерства:

    1. Теория черт. Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек, а может быть лишь тот, кто обладает определенным набором личностных качеств, психологических черт. Эти черты, полагают сторонники данной теории, даны человеку от природы. Тот, кто лишен специфических лидерских черт, никогда не становится хорошим, признанным лидером.

    2. Ситуационная теория. Суть этой теории сводится к тому, что выход человека в лидеры – это результат взаимодействия между ним и группой. Если индивидуальные особенности этого человека соответствуют требованиями сложившейся ситуации, то в этой ситуации он становится лидером. При изменении групповой задачи и требований ситуации лидером может стать кто-то другой. В принципе, для каждого человека в группе можно определить такие условия, при которых он станет лидером, и для этого вовсе не обязательно обладать какими-то специфическими лидерскими чертами.

    3. Теория синтетического происхождения лидерства является компромиссной между теорией черт и ситуационной. Она состоит в том, что чаще всего лидером становится тот, у кого есть какие-либо особенности, ценимые членами группы, и кто располагает чертами, нужными группе именно в данный момент.


    24. Личность руководителя как субъекта управления.


    Одним из самых существенных критериев эффективности управления является личность самого руководителя. Эффективное руководство зависит не столько от его стилей, средств, сколько от личностных качеств руководителя-лидера.

    В психологической литературе, анализирующей это положение в управлении принято выделять три группы особых качеств личности руководителя, способствующих эффективному руководству (Н.Н.Вересов):


    - социально-биографические характеристики личности руководителя;

    - управленческие способности;

    - личностные качества и особенности руководителя.

    1) Социально-биографические характеристики личности руководителя.

    а) Возраст.

    б) Пол.

    в) Социально-психологический статус и образование. Это безусловное требование к личности управляющего.

    2) Управленческие способности. Это способности специальные, функционирование которых полно отражается в профессиональной управленческой деятельности. От них напрямую зависит эффективность управленческой деятельности.

    3) Личностные качества руководителя, влияющие на эффективность управления.

    а) Доминантность. Доминантность в психологии понимается как процесс влияния, который человек способен оказывать на другого человека, не используя при этом рычаги административного ресурса.

    б) Уверенность в себе. Это значит, что оценивая такое качество руководителя, подчиненный будет чувствовать, что на такого руководителя можно полностью положиться, что в трудной ситуации, он его поддержит и защитит.

    в) Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Такое качество личности эффективного управляющего означает возможности высокого самоконтроля над своей эмоциональной сферой.

    г) Креативность. Это способность руководителя к творческому решению задач, к творческой оценки действительности..Такой руководитель отличается высоким стремлением к новому; широким использованием возможностей; собранностью; хорошей переключаемостью и возможностями системно и методологически оценивать ситуацию.

    д) Предприимчивость, стремление к достижениям. В этом отражается важная потребность руководителя - потребность в самореализации.

    е) Ответственность и надежность. Эти качества не нуждаются в комментарии.

    ж) Независимость. Готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них..

    з) Общительность (коммуникабельность). Это позволяет оптимально строить свои отношения с людьми. Коммуникабельность можно развивать и совершенствовать, поэтому руководителем не рождаются, а становятся.


    25.Психология принятия управленческих решений.

    Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как собственные, так и окружающих, для влияния на ход событий; руководитель несет ответственность за последствия выбора возможностей. В связи с этим в рамках социальной психологии управления активно ведется поиск совокупности черт, свойств личности и характеристик поведения руководителя, от которых зависит успешность руководства. Поведение в процессе принятия решения, особенно в условиях неопределенности, является результатом отражения общественных требований в индивидуальной деятельности профессионального руководителя.


    По-видимому, принятие управленческих решений можно рассматривать с общепсихологических позиций теории деятельности. При разработке управленческого решения, обнаруживается полная иерархиризированная структура деятельности, включающая уровень психофизиологических функций, уровень операционального обеспечения деятельности, уровень действия, уровень собственно специальной деятельности. Соответственно, операциональная сторона принятия решения будет обеспечиваться навыками, умениями, когнитивным стилем руководителя; сторона действий – целеполаганием при принятии решения; уровень деятельности – специфическими мотивами и личностными смыслами руководителя.

    Характерными для принятия решения являются активность субъекта и осознание им до определенной степени собственной деятельности. На наш взгляд, специфику управленческой деятельности человека будет составлять постоянная борьба или конфликт мотивов. Именно его разрешение, либо нивелирование, отражается в поведении руководителя как выбор альтернатив.

    При этом выявляется потенциал способностей к руководству, мотивационный профиль, способности идти на риск. Поведение руководителя выражает его психическую организацию и жизненный опыт. Оно опосредовано социальными установками, нормами и традициями, господствующими в социуме отношениями, что в значительной степени определяет содержание и стиль принимаемых решений. Стиль принятия решений оказывает определяющее влияние на формирование норм и традиций, ожиданий, социальных установок и межличностных отношений в социальных группах. По характеру принимаемых решений, по умению разрешать проблемные ситуации можно строить прогнозы относительно способности человека работать с людьми, выполнять функции руководства в целом; можно оценивать, как осуществляются отдельные шаги в реализации решения, которые протекают в основном в актах общения и организационных отношениях.

    Особенно значим вес управленческой деятельности в напряженных социально-психологических ситуациях. Такого рода ситуации побуждают к ускоренному принятию решений при дефиците информации и времени. Если система работает нормально, то принятие решений рутинизируется и руководитель осуществляет функции контроля. Но есть ситуации, предполагающие быструю смену схем принятия решений, поиск мало изведанных альтернатив. В этих ситуациях статус предписывает руководителю вмешательство. Таким образом, руководство сопровождается высокой поисковой активностью еще до того как возникнет необходимость осуществлять специальную профессиональную деятельность по принятию решения.

    Даже если ни одна из альтернатив развития событий не удовлетворяет руководителя полностью, он должен принять решение, то есть осуществить «волевой акт», выбрав одну из возможностей, полагаясь на свой профессионализм, интеллект, интуицию. «Выбор осуществляется тогда, когда невозможно свести к единому критерию предпочтительность, по крайней мере, двух из существующих альтернатив поведения. Если предпочтительность может быть раскрыта человеком непосредственно, то допустимо говорить о типичной задаче нахождения правильного решения, а не принятии решения, при котором интеллект человека играет важнейшую роль».


    Выбор, представляющий собой основу управленческого решения не может осуществляться исключительно на основе интеллектуального анализа. Необходим учет ценностей руководителя и подчиненных, которых будет касаться решение, взаимодействие ума и воли, не исключающее принятия непредсказуемых решений. Учитывая то, что руководитель постоянно находится в ситуации конфликта мотивов и выбора, он будет выступать стрессоустойчивым человеком, способным решать даже в условиях психологического напряжения. Оценка и выбор руководителем возможностей поведения тесно связаны с социальными установками, отношениями и ролевыми ожиданиями субъектов управленческих отношени. Предвидение и прогноз наилучшего возможного поведения тесно связаны с процессами социальной перцепции, интерпретации, атрибуции. «При этом сознанием руководителя отражается сам выбор и реализуемая возможность, но никак не субъективные факторы этого выбора».

    Каждый руководитель вне зависимости от сферы его деятельности выполняет при решении проблем похожие действия. Чаще всего к ним относят следующие:


    - диагностику проблемы;


    - формулировку ограничений и критериев для принятия решений;


    - выявление альтернатив;


    - окончательный выбор.


    По мнению А.Г.Ковалева важнейшими этапами принятия управленческого решения являются начальные, так как они связаны со сбором информации и ее распределением и соотнесением. Руководители высшего звена вообще предпочитают информационный тип власти. Первые гипотезы и модели, являющиеся по сути информационными возникают именно на ранних этапах управления. «Первый, начальный этап – это осознание проблемы...Для того, чтобы осознать проблему необходимо иметь много качественной информации.

    Вторая стадия – сбор всей информации. Для того, чтобы выяснить причины трудностей или для того чтобы ставить новые вопросы, необходимо иметь информацию, как внутреннюю, касающуюся объективных факторов, так и внешнюю – опыт родственных предприятий, научные данные по организации труда и управления, технологии, экономике и т.д...

    Третий этап решения – выдвижение гипотезы. Гипотеза – это модель возможного решения, предварительное решение, принимаемое на основе первичной информации».[6]

    Для оптимизации процесса принятия решения используются коллективные формы работы. Предпосылками эффективности в этом случае являются сложившиеся в группе навыки рефлексии, то есть отражение и осознание того, что происходит в процессе совместной деятельности. Рефлексируются роли партнеров, их отношения, промежуточные результаты в отношении с поставленной задачей, условия самой задачи. За счет рефлексии удается повысить эффективность реализации всех этапов выработки решения, компенсировать проявления неоптимального стиля отдельных участников, сгладить влияние их индивидуально-психологических особенностей.


    «Преимущество группового принятия решения заключается:


    - в лучшем понимании существа проблем и путей их решения;


    - в более быстром и «гладком» воплощении принятых решений в практическую деятельность;


    - в эффективном взаимодействии, в установлении атмосферы сотрудничества;


    - в росте самосознания, самоутверждении членов коллектива;


    - в возможности оптимально совместить цели индивидуума, группы и организации в целом».

    «Однако следует помнить, что групповые решения имеют и отрицательные моменты: они открывают достаточно широкое поле для возникновения взаимного непонимания, дезинформации, групповых стереотипов, ложной групповой солидарности и др... Так, что принятие групповых решений в совместной управленческой деятельности совсем не однозначно оптимально».







    ПЕДАГОГИКА


    1.Педагогика как наука, ее объект и предмет исследования.

    Своё название педагогика получила от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает детоводство. Так в древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребёнка своего господина и сопровождал его в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребёнка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие. Как самостоятельная наука, педагогика была выделена из системы философских знаний в начале XVII века.

    Педагогика – это наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни.

    В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику, что является объектом психологии, а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целеноправленной деятельности общества. Эти явления получили название «образование». Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика. Однако образование изучает не только педагогика, а и философия, социология, психология, экономика и другие науки, но педагогика – это единственная специальная наука об образовании.

    Предметом педагогики как науки выступают педагогические, протекающие в процессах функционирования и жизнедеятельности государства и общества, всех их сфер и структур, культурно-просветительных и образовательно-воспитательных учреждений, людей, их семей и существующее в виде педагогических закономерностей, факторов, механизмов образования, воспитания, обучения и развития личности.

    Современная структура педагогической науки включает следующие отрасли педагогической науки: общая педагогика, история педагогики, возрастная педагогика, специальная педагогика, семейная педагогика и т.д. процесс.