Файл: Понятие  и признаки общества с ограниченной ответственностью.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 149

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава II. Порядок и особенности создания Общества с ограниченной ответственностью

2.1. Процедура создания общества с ограниченной ответственностью, учредители общества

Право граждан быть участниками обществ закреплено в ст. 18 ГК РФ и ст. 7 Закона об обществах, которое предоставляет гражданину возможность активно участвовать в гражданском обороте и является гарантией стабильности этой возможности. Участником общества с ограниченной ответственностью может выступать гражданин, который обладает гражданской дееспособностью в полном объеме.

Некоторые категории граждан ограничены законом в праве выступать участниками таких обществ. В российском законодательстве определен запрет или ограничение на участие в обществах отдельных категорий граждан. [3 п. 1 ст. 7] Такие ограничения установлены для государственных служащих и муниципальных служащих, которым запрещено заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организации. [5 п. 3 ст. 17; 6 п. 3 ст. 174]

Под указанную категорию также попадают и военнослужащие, на которых в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» [7 ст. 27.1], распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Законом о государственной гражданской службе РФ. Так, военнослужащим запрещено участвовать в управлении коммерческой организацией [8 п. 2 ст. 12.1], заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц [8 п. 2.1 ст. 12.1]. По мимо этого в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» [9 п. 2 ст. 29], а также Федеральным законом Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на всех сотрудников полиции также распространяются запреты и ограничения, установленные Законом о противодействии коррупции и Законом о государственной гражданской службе РФ. [10 п. 2 ст. 14].


Участниками хозяйственных обществ также могут выступать юридические лица. [4 п. 4 ст. 66] Следует обратить внимание на то, что некоторые виды юридических лиц вправе выступать участниками обществ наряду с определенными особенностями. Поэтому при участии юридических лиц в обществах, следует уделять внимание на нормы законодательства и учредительные документы, регламентирующие порядок принятия органами юридического лица решения об участии в хозяйственном обществе. 

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, к которым применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. [4 п. 1 ст. 124]

Основная особенность при возникновении гражданско-правовых отношений с участием указанных субъектов заключается в том, что от их имени выступают соответственно органы государственной власти или органы местного самоуправления, а в Российской Федерации государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками обществ, если иное не установлено федеральным законом. [4 ч. 3 п. 4 ст. 66; 3 п. 2 ст. 7]

Особенной и главной характеристикой этих субъектов выступает непосредственная связь с муниципальной или государственной властью, в виду этого для участия в обществе этих субъектов как самостоятельных субъектов права требуется прямое указание в федеральном законе, которое будет предоставлять такую возможность. 

После определения состава учредителей общества следует рассмотрение вопроса о его создание, которое может быть осуществлено двумя путями:

  1. Учреждение - создания общества вновь,
  2. Реорганизация действующих юридических  лиц. 

Решение об учреждении общества принимается собранием учредителей общества, а в случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Как уже указывалось выше, в качестве учредителя могут выступать как физические, так и юридические лица.

На начальном этапе создания общества учредителями разрабатываются учредительные документы общества, открывается в банке или кредитном учреждении специальный накопительный счет для внесения вкладов в уставный капитал в виде денежных средств или оформляются эти вклады в кассу общества. 


На  первом учредительном собрании участников общества проводится ряд обязательных действий - утверждаются учредительные документы, избираются исполнительные органы общества и (или) органы управления общества, утверждается денежная оценка имущества, вносимого как вклад в уставный капитал общества, а также рассматривается ряд других вопросов, касающихся создания общества. 

Для учреждения общества его участники заключают учредительный договор, в котором обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию и последующему ведению.

В учредительном договоре должно быть отражено состав учредителей (участников) общества, размер уставного капитала общества и размер доли каждого из учредителей (участников), размер и состав вкладов, порядок и сроки их внесения в уставный капитал общества при его учреждении, ответственность учредителей (участников) общества за нарушение обязанности по внесению вкладов, условия и порядок распределения между учредителями 
(участниками) общества прибыли, условия их участия в его деятельности, состав и компетенция органов управления обществом и порядке принятия ими решений, порядок выхода участников из общества. Из этого следует, что учредительный договор также является одним из главных документов при создании общества, который имеет юридическую силу, выступая гарантом для лиц, его заключивших.

Другим организационно-правовым документом наряду с учредительным договором общества является устав общества, который утверждается всеми участниками, он же и является главным учредительным документом. Положения устава общества имеют преимущественную силу для третьих лиц и участников общества, если положения учредительного договора не соответствуют положениям устава общества. Если общество учреждается одним лицом, учредительным договором является только устав, утверждённый этим лицом [3 п. 1 ст. 11]

Само общество считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица. Государственная регистрация юридических лиц – акты уполномоченного органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах. [11]

Порядок государственной регистрации установлен Федеральным законом Российской Федерации от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». [12]


В соответствии с вышеуказанным нормативным актом, государственная регистрация осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не предусмотрено Федеральным законом. [12 п. 2 ст. 8]

Сама же государственная регистрация осуществляется уполномоченным Правительство Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в том числе его территориальными органами. [12 ст. 12]

В настоящее время Федеральная налоговая служба России является этим федеральным органом исполнительной власти, о котором говорилось выше. Именно ФНС России осуществляет государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эта деятельность является одной из видов государственных услуг.

В целях урегулирования деятельности ФНС России по оказанию государственной услуги по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2016 года № 169н утвержден «Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по государственной регистрации юридических, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» [13] (ранее приказ Минфина России от 22 июня 2012 года № 87н). Данный нормативный правовой акт разработан в целях реализации ГК РФ, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 2014 года № 107-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» [14], Федеральных законов № 216-ФЗ-2014, 489-ФЗ-2014, 67-ФЗ-2015, 209-ФЗ-2015,210-ФЗ-2015, 237-ФЗ-2015,7-ФЗ-2016.

В соответствие с указанным Административным регламентом установлен порядок проведения государственной регистрации юридических лиц ФНС России.

Так, в налоговый орган необходимо представить следующие документы: заявление о государственной регистрации общества, составленное в установленной форме, решение о создании юридического лица, учредительный документы юридического лица (учредительный договор, устав), за исключением случая, если юридическое лицо будет действовать на основании типового устава, выписка из реестра иностранных юридических лиц (в случае если в качестве одного из учредителей общества выступает юридическое лицо иного государства), а также документ, подтверждающий оплату государственной пошлины. [13 п. 18]


Следует отметить, что данный пакет документов подается в ФНС России при регистрации создаваемого юридического лица. В случае реорганизации юридического лица предоставляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации по установленной форме; учредительные документы; договор о слиянии, передаточный акт. [13 п. 20]

Пакеты указанных документов предоставляются в налоговый орган при непосредственном его посещении, а также путем направления почтой, в форме электронного документа или же через МФЦ. Срок предоставления государственной услуги не должен превышать пяти рабочих дней с момента со дня предоставления документов в инспекцию. [13 п. 16]

При подаче полного пакета документов в инспекцию участниками общества должен быть сформирован уставной капитал, который составляется из номинальной стоимости долей участников, а его размер должен быть не менее десяти тысяч рублей (для отдельных видов деятельности законами РФ установлены специальные размеры уставного капитала общества), а его размер и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях. [12 п. 1 ст. 14]

Не стоит забывать, что государственная регистрация банков и кредитных организаций производится Банком России согласно Федерального закона Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» [15], как и регистрация страховых компаний, которая также осуществляется специальным органом согласно Федерального закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в РФ». [16]

Отказ в государственной регистрации, допускается при нарушении установленного законом об обществах порядка: непредставление заявителем документов установленного образца, предоставление их в ненадлежащий регистрирующий органа, несоблюдения нотариальной формы представляемых документов (если эта форма обязательна в соответствии с ФЗ), подписания документов неуполномоченным лицом и т.д. [12 п. 1 ст. 23]

Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе только проверить положения учредительных документов на соответствие законодательству (т.е. правильность предоставленного пакета документов), а не проверять целесообразность создания того или иного юридического лица. В связи с этим, уполномоченный орган исполнительной власти лишь вправе отказать в государственной регистрации в случае нарушения требований ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В некоторых случаях, при получении отказа о государственной регистрации, есть возможность устранить выявленные нарушения и повторно подать пакет документов в регистрирующий орган (например: нотариально не заверенные документы, отсутствие подписи и т.д.), в других случаях потребуется более длительное время на устранение недостатков. Следует учесть, что в случае нарушений законодательства учредителями общества, которые допущены при его создании, его регистрация может быть признана недействительной, если допущенные нарушения носят неустранимый характер. [4 п. 6 ст. 51] Не стоит забывать, что решение об отказе в регистрации общества может быть обжаловано в суде.