Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Становление системы социального обеспечения
1.2 Организационно-правовые формы социального обеспечения в России
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И НЕЮРИСДИКЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Содержание организационно-правовых форм социального обеспечения
ВВЕДЕНИЕ
Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ. Оно считается одним из ведущих социальноэкономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Любому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае заболевания, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, установленных законодательством[1].
Организационно-правовые формы социального обеспечения разделяются на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное обеспечение.
Ведущей организационно-правовой формой считается государственное (обязательное) социальное страхование. Сущность его заключается в делении общественного риска потери заработка, понижения прибылей ниже прожиточного минимума, необходимости в медицинской помощи и других социальных услугах между государством и самими работниками, которые подлежат обязательному социальному страхованию.
Для финансирования государственного социального страхования на федеральном и локальном уровнях созданы централизованные фонды, которые работают как внебюджетные денежные системы. К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ. Они образуются за счет страховых взносов работодателей, всевозможных групп занятого населения, определенных в законе, и дотаций страны. Задачи фондов заключаются не только в обеспечении собираемости необходимых средств, но и в помещении их в государственные проекты, ценные бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующие получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и иных социально-страховых выплат.
Таким образом, государственное (обязательное) социальное страхование считается формой организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в случаях утраты заработка или же иного источника средств существования вследствие болезни, трудового увечья или профессионального заболевания, безработицы, инвалидности, беременности и родов, старости, потери кормильца и иных установленных законом обстоятельств, а кроме того на медицинскую помощь за счет средств внебюджетных страховых фондов.
Целью данной работы является исследования организационно-правовых форм социального обеспечения, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты форм социального обеспечения;
- изучить содержание и неюрисдикционную форму социального обеспечения
Объект исследования – формы социального обеспечения.
Предмет исследования – организационно-правовые формы социального обеспечения.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области права, материалы периодических изданий и сети Интернет.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Становление системы социального обеспечения
Фактически в России до 1917 г. отсутствовала государственная система социальной защиты населения, а вопросы поддержки уровня жизни населения, заботы о нетрудоспособных, престарелых и иных нуждавшихся решались не в полной мере и, в основном, усилиями частных лиц или общественно-благотворительных организаций. После событий Октябрьской революции 1917 г. большевики приступили к созданию государственной системы социального обеспечения исходя из необходимости «полного благосостояния и свободного всестороннего развития всех членов общества»[2]. Будущее страны Советов виделось в социально справедливом распределении общественного богатства и развитии различных форм социальных гарантий.
В.И. Ленин развил марксистскую теорию об определяющей роли экономического базиса в социальном прогрессе, определив главные принципы социальной политики в октябре 1919 г. в работе «Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата»[3]. Борьбу классов предполагалось ликвидировать, взяв под государственный контроль стихийно развивающиеся процессы конкуренции и эксплуатации.
Социальная политика большевиков в годы революции и гражданской войны представлена патерналистскими и дискриминационными мерами, проводимыми для перераспределения материальных и духовных ресурсов и трансформации социальной структуры. При жесткой централизации управления народным хозяйством, национализации промышленности и запрещении частной торговли государственный патернализм распространялся на тех, чей труд приносил общественную пользу (красноармейцы, городская беднота, рабочие, нетрудоспособные категории населения, отчасти — трудовое крестьянство). При этом все более очевидным было несоответствие между заявленной программой поддержки всех нуждавшихся и реальными возможностями для ее осуществления, поэтому по отношению к социально чуждым элементам (дворянство, буржуазия, духовенство, бывшие царские чиновники) проводилась жесткая дискриминация.
В условиях падения промышленного производства, неспособности города участвовать в равноценном обмене с деревней, развал финансовой системы и нарастающей гражданской войны большевики учредили Наркомат государственного призрения РСФСР, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения РСФСР. «У меня целое государство в государстве», — оценила огромное имущество бывших благотворительных обществ нарком социального обеспечения Александра Михайловна Коллонтай.
Наркомат получил в свое расположение здание Филантропического ведомства императрицы Марии Федоровны, приюты, больницы, колонии для прокаженных, институты девиц, воспитательные дома, протезные мастерские и др. Главной целью деятельности наркомата были создание системы социального и пенсионного обеспечения, охрана материнства, забота об инвалидах через отделы социального обеспечения и пенсионные отделы военно-увечных на местах.
В июне 1918 г. прошел I съезд комиссаров социального обеспечения, определивший структуру социального обеспечения и систему управления ею, состоящую из центральных, губернских и уездных органов. Отмечались надежды на скорую победу мировой революции и стремление с помощью чрезвычайных мер сосредоточить максимум материальных ресурсов для того, чтобы выдержать временную «капиталистическую осаду». Чрезвычайные меры, продиктованные условиями военного времени, были восприняты не только большевиками, но и населением как начало «отмирания капитализма» и вызревание социально-экономических условий для рывка страны в социализм.
Для облегчения материального положения в 1918—19 гг. Совнарком ввел пенсии для красноармейцев-инвалидов, пайки для нетрудоспособных членов семьи красноармейцев, пайки для детей не старше 5 лет[4], бесплатное питание в виде пайков из продовольственных лавок и общественных столовых для детей до 14 лет, независимо от «категории классового пайка их родителей». Для сирот открывались приемники, трудовые коммуны, детдома и др. Нарком социального призрения (впоследствии — социального обеспечения) А.М. Коллонтай создала Отдел по охране материнства и младенчества, настаивала на организации яслей и дворца охраны материнства. В качестве наглядного примера народного характера новой власти был построен Дворец охраны материнства и младенчества с Музеем охраны материнства, молочной кухней, патронатом и показательными яслями.
«Положение о социальном обеспечении» 1918 г. установило различные виды материального обеспечения и услуг: пособия по временной нетрудоспособности, по безработице, по беременности и родам, на рождение ребенка, на погребение, пенсии по инвалидности, медицинскую помощь, протезирование и др. Данное Положение установило радикальное изменение системы социального страхования: страхование обеспечивает совокупность рисков (старость, болезни и т. д.) и осуществляется принцип возмещения полного заработка (все расходы несет государство).
Советская система социального обеспечения включала в себя новые виды материального обеспечения и услуг, ранее неизвестных в России. Расширялась сеть домов отдыха, финансируемая госбюджетом и средствами социального страхования. В них могли отдохнуть отдельные категории населения (рабочие и служащие, красноармейцы, инвалиды войны и труда, дети-сироты). Другие трудящиеся получали путевки за счет средств социального страхования, которые формировались путем обязательных выплат из заработной платы.
Известно, что в период с октября 1917 по 1922 г. Совнаркомом было принято более ста декретов и распоряжений в области социального обеспечения, декларировавших, что данный комплекс социальной поддержки предназначается только для трудящихся, не имевших иных источников существования, кроме заработной платы за свой труд. Эти нормативные акты заложили фундамент организации государственной системы социального обеспечения, предназначенной для наемных работников, красноармейцев и членов их семей.
После гражданской войны, с переходом государственных предприятий на хозяйственный расчет государственное социальное обеспечение рабочих и служащих было заменено социальным страхованием за счет прямых взносов предприятий. С 1928 г. Постановлением Наркомата труда СССР для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем распространились на всех рабочих, позднее также были введены индивидуальные пенсии для деятелей партии, революции и науки. В 1930 г. Наркомат труда СССР утвердил Правила обеспечения по старости, согласно которым был установлен пенсионный возраст для мужчин — 60 лет, для женщин — 55, с общим стажем работы по найму — 25 и 20 лет соответственно.
В обновляемом обществе вертикальная социальная мобильность протекала в интенсивном порядке: выходцы из низших слоев, получая новые статусы, быстро продвигались «наверх». Нельзя при этом не отметить, что доступ к образованию и культуре носил также компенсационный характер за примитивность или недостаточность бытовых условий.
Накануне Великой Отечественной войны сложилась система социального обеспечения советского типа, рассчитанная на поддержку граждан в случаях утраты ими возможности зарабатывать и содержать своих иждивенцев. Развивалась широкая пропаганда стирания классовых и социальных различий, достижения социальной однородности и уравнивания доходов населения, культивировался образ Советской власти и государства как главных гарантов исполнения социальных обязательств.
Основными принципами советской модели социального обеспечения являлись полная ответственность государства за социальное обеспечение всех слоев населения, строгое следование идее социальной справедливости и постепенное совершенствование распределительных отношений в обществе. Государство проводило социально-экономические мероприятия, связанные с обеспечением граждан при временной нетрудоспособности и в старости, с организацией медицинского обслуживания как важнейшим средством оздоровления, профилактики и восстановления трудоспособности населения. Для «вытягивания» некоторых групп населения до социально приемлемого уровня жизни им предоставлялись социальные трансферты и услуги.
Таким образом, СССР революционным и директивно-административным порядком в тяжелейших условиях гражданской войны, индустриальной модернизации и Великой Отечественной войны сформировал социальное государство социалистического типа с вертикально-интегрированной целостной системой социального обеспечения населения.
1.2 Организационно-правовые формы социального обеспечения в России
Положение части 1 статьи 39 Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на социально обеспечение со стороны государственных органов: «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом»[5].
По своему содержанию указанное право - это система мер, предоставляемых государством с целью защиты прав граждан в старости, при инвалидности, в случае потери кормильца, в период безработицы, болезни, беременности и в иных жизненных ситуациях, когда граждане не могут использовать собственный труд для получения вознаграждения за их труд.
Реализация закрепленного основополагающим законом страны права осуществляется в разных формах, которые зависят от:
- круга лиц, подлежащих социальному обеспечению со стороны государства;
- источников и способов формирования фондов для финансирования соответствующих мероприятий;
- видов обеспечения;
- условий и размеров обеспечения;
- органов, предоставляющих такое обеспечение.