Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Становление системы социального обеспечения
1.2 Организационно-правовые формы социального обеспечения в России
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И НЕЮРИСДИКЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Содержание организационно-правовых форм социального обеспечения
Законодатель выделяет три организационно-правовые формы социального обеспечения:
- государственное (обязательное) социальное страхование;
- социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета;
- государственная социальная помощь.
Данные формы социального обеспечения создаются для того, чтобы защитить население страны от такого явления, как социальный риск, под которым в статье 3 Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования» понимается «предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование»[6] [7].
Государственное (обязательное) социальное страхование - это главная организационно-правовая форма социального обеспечения граждан в Российской Федерации, целью которой является, прежде всего, разделение социального риска потери заработка, снижение доходов ниже прожиточного минимума, потребность в медицинской помощи и других услугах социального характера, подлежащих обязательному социальному страхованию.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному государственному страхованию подлежат следующие лица: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и 3 привлекаемые к труду страхователем .
Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования[8].
Суть обязательного социального страхования - это распределение социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, которые непосредственно подлежат обязательному социальному страхованию, и самим государством.
Стоит заметить, утрата заработка, которая может быть вызвана различными причинами - безработицей, временной нетрудоспособностью, инвалидность, и другими обстоятельства, связанными с наступлением страхового случая, подпадают под категорию социального (массового) риска в случае признания их государством уважительными или иными словами - социально значимыми причинами.
Стихийные бедствия, потребность в получении медицинской помощи, наличие несовершеннолетних и совершеннолетних иждивенцев являются частью дополнительных расходов.
С целью финансирования государственного (обязательно) страхования создаются фонды общегосударственного и местного характеров, функционирующие как внебюджетные финансовые системы.
К фондам общегосударственного характера законодатель относит Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, образующиеся посредством внесения в них работодателями страховых взносов и дотациями со стороны государства.
Главной целью фондов общегосударственного характера - это сбор денежных средств, которые в последующем будут инвестированы в государственные проекты, вложены в приобретение ценных бумаги и другие надежные инвестиции, гарантирующих получение прибыли, необходимой для индексации пенсий, пособий и других выплат социально-страхового характера.
С полной уверенностью можно утверждать, что государственное (обязательное) социальное страхование представляет собой форму организации осуществления застрахованными лицами права на социальное обеспечение в результате наступления страхового случая.
Федеральном законе от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» называет еще одну организационно-правовую форму социального обеспечения осуществления каждым его конституционного права на получение денежных выплат и социальных услуг - социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета[9].
Государственные служащие, военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции и членов их семей, а также другие категории служащих с учетом специфического характера их деятельности также охватываются рассматриваемой организационно-правовой формой.
Социальная помощь - третья организационно-правовая форма осуществления социального обеспечения.
Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24 октября 1997 г. «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» малоимущие граждане и семьи выступают субъектами социальной помощи. Основанием такой помощи является размер отдельного дохода гражданина или среднего душевого дохода семьи. Если этот показатель меньше прожиточного минимума, то семья или одиноко проживающий гражданин подпадают под категорию малоимущих и имеют право на получение государственной 6
социальной помощи .
Отсюда следует, что право на получение социальной помощи со стороны государства зависит от размера дохода лица, а не от участия его в трудовой деятельности или уплате страховых взносов.
Государственная помощь представляет собой одну из форм осуществления права гражданином на социальное обеспечение малоимущих лиц вне связи их с трудовой деятельностью и уплатой страховых взносов. Финансирование государственной социальной помощи осуществляется за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и территориальных фондов социальной поддержки населения.
Необходимо отметить и то, что разные виды социального обеспечения предоставляются в рамках различных организационно-правовых форм.
Иной организационной формой социального обеспечения считается прямое ассигнование (к примеру, пенсий госслужащих, военнослужащих, социальных услуг престарелым и т.д.) из федерального бюджета.
В одном ряду с централизованными формами социального обеспечения в последнее время широкое распространение приобретает кроме того и негосударственное социальное обеспечение:
1. Муниципальное социальное обслуживание.
Так, к примеру, постановлением Правительства Москвы от 16.01.2001 г. № 31-ПП утверждена комплексная программа мер социальной защиты жителей Москвы на 2001 год, согласно которой предусмотрены:
- ежемесячные компенсационные выплаты бывшим военнослужащим-инвалидам, родителям военнослужащих, погибших в мирное время;
- увеличение размера дотаций остронуждающимся студентам;
- надбавки к пенсиям сверх социальной нормы и другие выплаты;
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Осуществляют свою деятельность на основании федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах»[10].
Негосударственные пенсионные фонды - особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда. Функционирование фонда согласно негосударственному пенсионному обеспечению жителей содержит накопление пенсионных вкладов, расположение пенсионных запасов, подсчет пенсионных обещаний фонда и расплату негосударственных пенсий участникам фонда;
- благотворительная деятельность граждан и юридических лиц. Правовое регулирование осуществляется на основании федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»[11].
Под благотворительной работой понимается добровольческая работа людей и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или же на дотационных условиях) передаче гражданам или же юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, предложению другой помощи в целях общественной помощи и обороны людей, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и других лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, других обстоятельств не готовы самостоятельно воплотить в жизнь собственные права и легитимные интересы;
- Предоставляемые сотрудникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли всевозможные
льготы и компенсации (к примеру, предоставление
дополнительных дней отдыха отдельным категориям работников).
Льготы и компенсации, предоставляемые сотрудникам предприятиями, учреждениями, организациями за счет прибыли. Примером такого социального обеспечения может служить предоставление добавочных дней отдыха отдельным категориям сотрудников.
К видам социального обеспечения в РФ относятся: трудовые и общественные пенсии; страховые пособия (по безработице, временной нетрудоспособности, беременности и родам, гражданам, имеющим детей и др.); обслуживание в сферы социального обслуживания престарелых и инвалидов; оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования.
ГЛАВА 2 СОДЕРЖАНИЕ И НЕЮРИСДИКЦИОННАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1 Содержание организационно-правовых форм социального обеспечения
Конституция РФ провозгласила нашу страну социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Труд как основа благосостояния личности не всегда может выполнять эту задачу в условиях рыночной экономики. Кроме того, способность к труду может отсутствовать или быть утрачена в силу причин, признаваемых обществом уважительными. Именно поэтому в ряду инструментов, обеспечивающих реализацию права на достойную жизнь, социально-обеспечительные нормы занимают одно из центральных мест. Закреплённое на конституционном уровне социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, получает своё правовое опосредование в «нескольких организационно-правовых формах, что связано со спецификой обеспечения отдельных категорий трудящихся с учётом особенностей их общественно-полезной деятельности и видов обеспечения»[12].
Данная цитата принадлежит В. С. Андрееву, который первым использовал в научных целях понятие «организационно-правовая форма социального обеспечения». Выделяя пять таких форм, он акцентировал внимание на том, что для каждой из них, как правило, специфичны: круг обеспечиваемых;
способ образования общественного фонда, из которого производится обеспечение; виды обеспечения; органы осуществляющие его[13].
И если сформулированные ещё в социалистический период подходы к вычленению организационно-правовых форм и сами формы в значительной степени не утратили своей актуальности, то трансформация их содержательной составляющей очевидна.
Полагаем, что сегодня в нашей стране функционируют две централизованные формы социального обеспечения - государственное социальное обеспечение и обязательное социальное страхование[14].
Государственное социальное обеспечение может рассматриваться через призму естественных прав личности. Каждый человек в силу своего биологического происхождения имеет право на определённые социальные предоставления, уровень которых зависит от экономических возможностей и политической воли государства.
Этот вывод логично вытекает из системного анализа международных актов и внутригосударственного законодательства. Отправной точкой может служить содержание ст. 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в которой говорится, что «каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства». Декларация признает безусловное право любого человеческого индивида на социальное обеспечение, пределы которого ограничены исключительно «структурой и ресурсами государства». Принятый впоследствии Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. также оперирует понятием «каждый человек». Принятые в послевоенный период, совпавший с фазой бурного экономического роста, международные акты ориентировали государства на необходимость создания в рамках национальных систем условий для социального обеспечения граждан с учётом возрастающих потребностей. Социальные права, содержащиеся в Конституции нашей страны (в качества образца были взяты модели международных актов), адресованы каждому человеку безоговорочно.