Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( История возникновения МВФ. Основные цели и функциональные характеристики МВФ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному Совету, т.е. Директорату который согласно Уставу несет ответственность за ведение дел Фонда и работает постоянно в его штаб квартире в Вашингтоне. В настоящее время Исполнительный совет состоит из 24 исполнительных директоров. Назначения и выборы исполнительных директоров проводятся раз в два года.

Исполнительный совет занимается широким кругом политических, оперативных и административных вопросов. Он осуществляет наблюдение за экономической политикой, а также механизмом формирования валютных курсов стран членов; принимает решения о предоставлении им финансовой помощи со стороны Фонда; подготавливает ежегодный доклад Совету управляющих; проводит обсуждения, завершающие процесс консультаций со странами членами. Исполнительный директор располагает тем количеством голосов, которым пользуются избравшие его управляющие. На практике решения Совета основываются обычно на принципе консенсуса; формальные голосования проводятся только при исключительных обстоятельствах.

Исполнительный совет МВФ назначает директора распорядителя, который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор распорядитель выступает в качестве председателя Директората без права голоса, за исключением случаев, когда голоса распределяются поровну. Он возглавляет административный аппарат Фонда. В функции директора распорядителя входит ведение текущих дел и назначение ключевых должностных лиц МВФ.

Пост директора распорядителя с 23 марта 2000 года занимает Хорст Кехлер. Он сменил на этом посту Мишеля Камдессю, подавшего в отставку 14 февраля 2000 года. Формально все должностные лица МВФ подчиняются только руководящим органам Фонда, и правительства стран членов не имеют права оказывать на них давление и влияние. Однако, фактически, в ряде случаев это требование не выполняется.

Организационная структура МВФ также включает в себя Региональные отделы МВФ; отделы специальных служб и услуг; Отделы информации и связи; вспомогательные службы.

Следует отметить, что организационная структура аппарата МВФ претерпевает постоянную эволюцию, вызываемую корректировками целевых установок и функций Фонда, которые в свою очередь определяются трансформацией мировой экономики и международных валютно-финансовых отношений.


1.3 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран

Устав МВФ не предусматривает особенных условий для вступления в организацию. Членство в ней открыто для любого государства, которое способно и готово выполнять определённые обязанности. Вступая в МВФ, страна обязуется:

- постоянно информировать другие страны о мероприятиях по определению стоимости своих денег относительно денег других государств;

- отказаться от ограничений на обмен национальных денег на другие валюты;

- придерживаться такой экономической политики, которая приведёт к росту как собственного национального богатства, так и богатства всего сообщества в целом.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" Исполнительного совета.

Квоты имеют такие функции:

- создают объединённый денежный запас, которым МВФ пользуется для предоставления займов своим членам;

- при их помощи определяется сумма, которую страна, внесшая квоту, может заимствовать или получить в МВФ при периодическом распределении специальных активов, известных как СДР. Чем больше взнос, тем больший кредит при необходимости может получить страна;

- определяют «вес» голоса каждого члена фонда.

Ни одна страна не имеет права использования механизмов Фонда до полной уплаты своего взноса. Кроме того, квота страны-члена не может быть увеличена, пока страна не договорится на такое увеличение и выплатит полной суммы взноса.

Special Drawing Rights (SDR)- специальные права заимствования, искусственное резервное и платёжное средство, эмитируемое МВФ. Имеет только безналичную форму в виде записей на банковских счетах, банкноты не выпускаются.

Не является ни валютой, ни долговым обязательством. Имеет ограниченную сферу применения, обращается только внутри МВФ. Используется для регулирования сальдо платёжных балансов, для покрытия дефицита платежного баланса, пополнения резервов, расчётов по кредитам МВФ.

Это платёжное средство было создано МВФ в 1969 году как дополнение к существующим резервным активам стран-членов.

Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на основе долларовой стоимости корзины из четырех ведущих валют: доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. До введения евро с 1981 года курс был привязан к корзине из пяти валют: доллара США, немецкой марки, французского франка, иены и фунта стерлингов. Вес валют в корзине пересматривается каждые пять лет.


Процентная ставка SDR пересматривается еженедельно. Она базируется на средневзвешенной величине процентных ставок на краткосрочные займы на денежных рынках валютной корзины SDR.

В связи с развитием мирового экономического кризиса, в марте 2009 года Китай предложил на базе специальных прав заимствования создать мировую резервную валюту, которая могла бы заменить в этом качестве доллар США. Предполагается расширить базовую валютную корзину. В перспективе это может привести к появлению в наличном обороте новой мировой валюты, как в своё время из ЭКЮ появился евро.

После того, как страна собирающаяся вступить в Фонд согласится с условиями договора членства, Исполнительный совет (в полном составе) готовит резолюцию для Совета управляющих.

По завершении всех формальных шагов представленная страна приглашается в Вашингтон для подписания Статей Соглашения.

Членами МВФ на начало 2011 г. является 187 государств, в том числе Россия. Российская Федерация вступила в Международный валютный фонд путем принятия статей Соглашения Фонда и подписала их 1 июня 1992 года.

Все государства-члены МВФ представлены в его Исполнительном совете, который служит форумом для обсуждения национальных, региональных, и глобальных последствий их экономической политики. В Годовом отчете освещается деятельность Исполнительного совета, руководства и персонала МВФ в течение финансового года с 1 мая 2010 года по 30 апреля 2011 года.

МВФ организован по примеру акционерного общества, а потому возможность каждого члена влиять на деятельность Фонда ограничивается его размером его части в капитале. Так, каждая страна-член имеет 250 «базовых» голосов (в независимости от размера взноса в капитал Фонда) и дополнительно по 1 голосу за каждые 100 000 единиц СДР его части в этом капитале. При голосовании по некоторым вопросам кредиторы могут получить по 1 голосу на каждые $400 000 займов, предоставленных ими ко дню голосования, за счёт соответствующего уменьшения количества голосов стран-должников.

Подводя итог по первой главе, можно сделать вывод, что решающая встреча по учреждению МВФ состоялась 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (Нью-Гемпшир, США), где собрались представители 44 государств. МВФ начал свою деятельность в Вашингтоне в мае 1946 г. в составе 39 стран, в настоящее время членами организации являются 187 государств, в том числе и Россия с 1 июня 1192 года.

МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчётов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений,


обусловленных нарушением равновесия платёжных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте.

Высшим директивным органом МВФ является Совет управляющих, который назначается государствами-членами МВФ.

Имеется два комитета управляющих:

- Международный валютно-финансовый комитет (МВФК);

- Комитет по развитию.

Когда страна собирается стать участницей МВФ персонал фонда рассчитывает для нее квоту и сравнивает полученный результат с квотами уже состоящих в Фонде стран с похожими экономическими характеристиками. Полученное значение квоты обсуждается комитетом "Участников" Исполнительного совета.

Глава II. Кредитная деятельность МВФ

2.1 Место МВФ в системе валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании

Международный валютный фонд является одним из основных звеньев мировой валютной системы. На рис. 2 показано место МВФ по отношению к другим международным валютно-финансовым институтам.

МБРР - Международный банк реконструкции и развития

МАР - Международная ассоциация развития

МФК - Международная финансовая корпорация

МАГИ - Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций

МЦРИС - Международный центр решения инвестиционных споров

МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.

Если в начале свей деятельности МВФ предоставлял кредиты в основном развитым странам, то примерно с 70-х годов приоритет начал смещаться в сторону развивающихся стран. В 90-е годы для МВФ сложилась новая ситуация, когда в его состав вошла группа бывших социалистических стран со своим характерным комплексом экономических проблем. Предоставление помощи этим странам МВФ обуславливается рядом жестких условий.

МВФ кроме всего прочего можно расценивать и как форму и как инструмент усиления международных интеграционных процессов на мировом уровне, что вытекает из целей его деятельности.

За время своего существования МВФ превратился в подлинно универсальную организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заёмщиков. Одновременно он начинает играть важную роль в реализации решений «семерки» ведущих государств Запада, становится ключевым звеном формирующейся системы регулирования мировой экономики, международной координации, согласования национальных макроэкономических политик. Фонд зарекомендовал себя активно функционирующим мировым валютным институтом, накопил большой и полезный опыт.


2.2 Кредитный механизм предоставления займов в иностранной валюте. Понятие резервной и кредитной доли, соглашение резервных кредитах, системы расширенного и дополнительного финансирования

В Уставе Фонда для идентификации его кредитной деятельности используются два понятия:

1) сделка - предоставление валютных средств странам из его ресурсов;

2) операция - оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами - казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики стран-членов.

Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку или иначе заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество сисей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции не должны были являться кредитными в строгом смысле слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого, МВФ, как правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог» соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.

Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями. Согласно первоначальному Уставу, они состояли в следующем: во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны; во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать 200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. уставе первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в исключительных обстоятельствах и его действие может приостанавливаться.