Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( История возникновения МВФ. Основные цели и функциональные характеристики МВФ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. МВФ: его история, сущность и структура
1.1 История возникновения МВФ. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.2 Организационная структура МВФ
1.3 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
Глава II. Кредитная деятельность МВФ
2.1 Место МВФ в системе валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании
2.3 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений
Введение
Институциональная структура международных финансовых отношений включает многочисленные организации, которые занимают важное место в системе международных экономических связей. Они создают условия для накопления и перераспределения международного валютного капитала, что позволяет использовать его эффективно и целенаправленно. Их создание явилось результатом поиска эффективных мер для разрешения чрезвычайных или кризисных ситуаций в рамках всего мира. К числу международных финансовых институтов относится Международный Валютный Фонд (далее - МВФ) (International Monetary Fund, IMF).
МВФ – межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.
МВФ играет важную роль, как в развитии экономик стран-участников, так и в развитии мировой экономики в целом. Поэтому изучение его сущности, целей, особенностей, методов работы и роли в мировой экономике весьма важно для создания полной картины функционирования международных экономических отношений.
За свою более чем шестидесятилетнюю историю МВФ прошел путь от второстепенного кредитора, до организации, которая определяет экономическую политику многих развивающихся стран и стран с переходной экономикой. МВФ за относительно небольшой срок своей деятельности стал ведущей международной финансовой организацией - субъектом мировой экономики, чьи прогнозы и решения влияют как на экономику отдельных стран, так и на мировую экономику в целом. В составе членов Фонда состоят практически все страны мира, а ее работниками являются представители более ста стран. МВФ является структурным подразделением ООН, но по сути практически не зависит от него.
Анализ деятельности МВФ в качестве мирового кредитора имеет актуальное значение как с точки зрения адаптации к потребностям мировой экономики и его способности предоставлять своевременную помощь странам-членам в случае возникновения финансовых кризисов, так и с позиций усиления необходимости координации политики международных организаций и государств в валютно-финансовой сфере. В этом состоит актуальность рассмотрения данной темы.
Цель курсовой работы - изучить МВФ, его основные функции, цели, особенности и направления деятельности.
В соответствии с указанной целью основными задачами исследования являются:
изучение истории, целей, задач и структуры МВФ;
рассмотрение деятельности МВФ в валютно-кредитной сфере;
определение роли и места МВФ в системе международных валютно-финансовых отношений.
Предметом исследования являются функции и направления деятельности МВФ.
Объектом исследования является МВФ.
Глава I. МВФ: его история, сущность и структура
1.1 История возникновения МВФ. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
Необходимость создания организации для регулирования мировой валютной системы стала обнаруживаться во время Великой депрессии, которая разрушила мировую экономику в 30-е годы.
Всеобщее недоверие к бумажным деньгам в условиях кризиса повысило спрос на золото до уровня выше, чем существовавшие его запасы в финансовых органах. Поэтому ряд стран во главе с Великобританией были вынуждены отказаться от золотого стандарта, который определял на протяжении многих лет стоимость денег как неизменную величину.
Неопределенность стоимостного измерения денег, которые не имели больше фиксированного соотношения с соответствующим количеством золота, привела к тому, что обмен деньгами между странами, сохранившими золотой стандарт, и странами, которые отказались от него, значительно усложнился. Страны начали организовывать запасы золота и денег, на которые его можно было закупить. Сократилось количество денежных операций, ликвидировались рабочие места, снижался уровень жизни населения. Нарушилось соотношение между деньгами и стоимостью товаров, а так же между стоимостями разных валют. В таких условиях мировая экономика началась разрушаться: в 1929-1932 годах цены на товары в мире упали на 48 %, а объем мировой торговли снизился на 63 %.
Неоднократные попытки решения валютных проблем на международных конференциях и встречах не имели успеха. Необходимо было наладить сотрудничество между всеми государствами для создания новой валютной системы и организации международного института для осуществления постоянного контроля над ней.
В начале 40-х годов Харри Декстер Уайт (США) и Джон Мейнард Кейнс (Великобритания) практически одновременно внесли свои предложения относительно создания новой мировой валютной системы и соответствующей постоянной действующей организации. После долгих переговоров, которые проходили в тяжёлых условиях военного времени, международное сообщество согласилось на принятие новой системы и создание такой организации. Решающая встреча по учреждению МВФ состоялась 22 июля 1944 года в Бреттон-Вудсе (США, штат Нью-Гэмпшир), на которой делегаты от 44 государств договорились об основах экономического сотрудничества, призванных не допустить повторения губительной экономической политики, ставшей одной из причин Великой депрессии 1930-х годов. Практическую деятельность Фонд начал с 1 марта 1947 года.
МВФ создан для регулирования отношений в сфере валютных расчетов между государствами и осуществления финансовой помощи странам-членам через предоставление им при возникновении валютных затруднений, обусловленных нарушением равновесия платежных балансов, краткосрочных кредитов в иностранной валюте. Фонд действует как специализированная организация системы ООН. Практически МВФ является институциональной основой современной валютной системы.
В соответствии с данными направлениями в уставе МВФ (Статьи соглашения) выделяются следующие цели:
- поощрение международного сотрудничества в области валютной политики. Для этого существуют специальные механизмы, с помощью которых проводятся совместные работы над международными валютно-финансовыми проблемами.
- содействие сбалансированному росту мировой торговли для стимулирования и поддержания высокого уровня занятости и реальных доходов, для развития производственного потенциала всех членов в качестве главной цели экономической политики.
- обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения в валютной области среди государств-членов и не допускать обесценения валют для получения конкурентных преимуществ.
- оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой экономики.
- поддерживать устойчивость валютных паритетов.
- предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса не только в целях временного финансирования, но также для поддержки политики стабилизации и реформ, направленной на устранение основных проблем.
Деятельность МВФ основана на монетарном подходе к регулированию экономической деятельности, что достигается через выполнение организацией следующих функций:
- надзор - функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять наблюдение за политикой стан -членов в области установления валютных курсов и связанной с ней макроэкономической политикой. Каждая страна обязана предоставлять МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешнем секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора заключается в том, чтобы своевременно выявить потенциально опасные макроэкономические дисбалансы, которые могут повлиять на стабильность валютных курсов, и, используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению;
- финансовая помощь - использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложности с финансированием платежного баланса и представившими в МВФ программу реформ, показывающую намерения правительства по преодолению этих трудностей. Финансовые ресурсы МВФ состоят из собственных ресурсов (взноса каждой страны в уставный капитал МВФ в соответствии с квотой - взнос стран - членов МВФ в капитал фонда), процентного дохода за пользование ресурсами МВФ, а также ряда заемных средств. Кредит МВФ это покупка иностранной валюты за национальную, а возврат кредита - обратный обмен. Кредиты МВФ выдаются долями (траншами). Использование финансовых ресурсов МВФ предусматривает их выделение частями по мере выполнения страной согласованной с МВФ программы экономических реформ. Кредитные транши могут быть получены только в случае выполнения установленных в этой программе критериев. Данное свойство траншей МВФ называют обусловленностью финансирования. Все виды доступа к финальным ресурсам МВФ основаны на выполнении странами определенных условий. которые разрабатываются совместно экспертами МВФ и правительством страны в рамках программы экономических реформ;
- техническая помощь -содействие МВФ странам-членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства и подготовки кадров. Техническая помощь осуществляется через направление миссий в центральные банки и министерства финансов и статистические органы стран, запросивших такую помощь;
-выпуск СДР - международных резервных активов, созданных МВФ в 1969 г. и периодически распределяемых между странами-членами пропорционально их квотам в МВФ.
1.2 Организационная структура МВФ
Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, в котором каждая страна член представлена управляющим и его заместителем. В большинстве случаев управляющие Фонда это министры финансов или руководители центральных банков, либо другие лица такого же служебного положения. Совет управляющих избирает из своего состава председателя. В ведение Совета входит решение важнейших вопросов деятельности МВФ, таких, как прием и исключение членов Фонда, определение и пересмотр размеров квот, распределение чистого дохода, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии, на которых обсуждаются деятельность Фонда, один раз в год, однако они могут голосовать в любое время с помощью почты.
МВФ устроен по образцу акционерного предприятия, и поэтому возможность каждого участника оказывать воздействие на его деятельность определяется долей в капитале. В соответствии с этим в МВФ действует принцип так называемого «взвешенного» количества голосов: каждое государство- член имеет 250 «базисных» голосов, независимо от величины взноса в капитал Фонда, и дополнительно по одному голосу на каждые 100.000 единиц СДР его доли в этом капитале. Помимо этого, при голосовании по некоторым вопросам страны кредиторы дополнительно получают один голос на каждые 400.000 долларов займов, предоставленных ими на день голосования, за счет соответствующего уменьшения числа голосов стран должников. Такой порядок оставляет решающее слово в управлении делами МВФ за странами, вложившими в него наиболее крупные средства. Решения в Совете управляющих МВФ в основном принимаются простым большинством при условии подачи за них не менее половины голосов. Однако некоторые, наиболее важные, принципиальные вопросы (например, внесение изменений в Статьи Соглашения о МВФ, установление и пересмотр величины долей стран членов в капитале, изменение числа избираемых исполнительных директоров) требуют для своего решения «специального (квалифицированного) большинства».
Устав МВФ предусматривает, что Совет управляющих может вынести решение об учреждении нового постоянного органа управления Совета на уровне министров стран - членов, который бы «осуществлял наблюдение за регулированием и адаптацией международной валютной системы, включая постоянное действие адаптивного процесса и изменения в области глобальной ликвидности.» Еще одна функция этого органа рассмотрение предложений о внесении поправок в Статьи Соглашения. Совет должен быть наделен полномочиями и для принятия практических решений. До настоящего времени Совет не создан. Сейчас его роль играет состоящих из 24 членов так называемый Временный комитет Совета управляющих по вопросам международной валютной системы. Этот Временный комитет был учрежден в 1974 году. Временный комитет можно назвать совещательным органом, который выполняет функции, которые должны были бы перейти к Совету в случае его образования. Помимо этого, он готовит рекомендации для Совета управляющих, касающиеся противодействия внезапным изменениям, которые могли бы угрожать международной валютной системе. Временный комитет не имеет полномочий для принятия решений, предусмотренных Уставом МВФ. Другим совещательным органом является Объединенный министерский комитет по передаче реальных ресурсов развивающимся странам. Он был образован в том же 1974 году совместно Советами управляющих МВФ и МБРР. Этот комитет занимается вопросами экономического развития., обычно проводит заседания два раза в год.