Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности ( История возникновения МВФ. Основные цели и функциональные характеристики МВФ).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. МВФ: его история, сущность и структура
1.1 История возникновения МВФ. Основные цели и функциональные характеристики МВФ
1.2 Организационная структура МВФ
1.3 Порядок вступления в МВФ и обязательства вступающих стран
Глава II. Кредитная деятельность МВФ
2.1 Место МВФ в системе валютно-кредитных отношений и его роль в их регулировании
2.3 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений
2.3 Роль МВФ в регулировании международных валютно-кредитных отношений
МВФ осуществляет наблюдение и контроль над соблюдением Устава членами организации. Устав фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы.
Во-первых, МВФ принимает участие в ослаблении роли золота в мировой валютной системе.
По третьей Статье каждая страна при вступлении в организацию должна внести взнос в СДР либо 10% официальных золотодолларовых резервов. Так же страны имели право использовать запасы золота для пополнения валютных ресурсов, а это в свою очередь повышало ликвидность капитала МВФ.
Цель МВФ в данном вопросе не допускать установления или регулирования цены золота на рынке, т.е. использовать его как обычный рыночный товар.
В свое время, для привлечения ресурсов, что бы финансировать помощь бедным странам, МВФ провел операции с золотом с центральными банками. После осуществления нескольких таких сделок это золото возвращалось Фонду в погашение кредитов соответствующих стран. Полученная разница, между балансовой стоимостью золотого запаса и его рыночной ценой, была направлена на указанные выше цели.
Тем не менее, не смотря на дальнейшее внесение положений, которые были направлены на окончательное вытеснение золота из мировой валютной системы, официальные золотые запасы государств и международных организаций остаются ликвидным активом и резервным фондом мировых денег.
Во-вторых, МВФ имеет право создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР (специальных прав заимствования). СДР в этом случае предназначен для пополнения официальных валютных резервов, погашения платежного баланса. Регулирующая роль Фонда заключается в обеспечении возможности приобрести странам необходимую им валюту в обмен на СДР, при этом он контролирует соблюдение лимитов операций. Страны обязаны принимать СДР в обмен на конвертируемую валюту в пределах двойной суммы ее лимита в СДР.
СДР могут использоваться для большого ассортимента взаимных операций со всеми владельцами этого актива по взаимному согласию.
В-третьих, МВФ осуществляет межгосударственное регулирование режима валютных курсов. Ранее, МВФ контролировал соблюдение соотношений золота и валюты, функционировал их изменения и вносил поправки. Теперь же, Фонд предоставил странам выбор режима валютного курса: плавающий (с теми или иными ограничениями курса) или фиксированный (может быть привязан к одной из национальных валют, СДР или валютной корзине).
Страны обязаны сотрудничать с другими государствами и Фондом, что бы обеспечить регулирование валютных механизмов и поддерживать стабильность валютных курсов.
Нормы при проведении политики валютного курса:
- стараться не допускать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, которое направленно на торможение перестройки платежного баланса;
- прибегать к валютным вмешательствам для препятствия колебаний рыночного валютного курса;
- Не допускать конкурентного обесценивания валют.
В-четвертых, устранение валютных ограничений. Устав регулирует функционирование валютных рынков и режим валютных операций, обязует стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничения на осуществление платежей по операциям платежного баланса, не прибегать к множеству валютных курсов. Исключения: заявление МВФ о дефицитности определенной валюты; установление или сохранение ограничений новыми членами МВФ.
Фонд постоянно добивается от участников устранения валютных ограничений, но некоторые страны не конвертировать свои валюты. Связи с этим Россия приняла на себя ответственность ввода единого официального валютного курса, вместе со всплывающими с этим обязательствами.
Несмотря на все трудности, МВФ принципиально сохраняет правило на отмену ограничений международного движения капитала.
В-пятых, МВФ участвует в регулировании международных валютно-кредитных отношений, предоставляя кредиты и оказывая посреднические услуги, он выполняет функции координатора международного кредитования и выступает гарантом платежеспособности стран-должников.
В глазах частных коммерческих банков, МВФ зачастую выступает как посредник, который способствует получению прибыли и расширению их кредитной деятельности. Даже предоставленный Фондом кредит уже расценивается как гарант платежеспособности государства и вызывает доверие у международных крупных организаций. Эффект цепной реакции, вызванной предоставленным кредитом открывает множество возможностей, таких как отсрочка погашения долгов и привлечение крупных сумм на мировом рынке. Но если МВФ откажет стране в кредите, то автоматически закроет ей все эти приоритеты. Таким образом, происходит согласование кредитной политики Фонда и главных кредиторов.
В случае финансового кризиса МВФ разрабатывает стратегию по двум основным направлениям: первым направлением является внесение в контракты условий о коллективных действиях. Они позволяют определенному кругу лиц (эмитенту и квалифицированным держателям облигаций) принимать обязательные для всех держателей данных решения. Такие правила должны не допускать несогласованных действий остальных держателей ценной бумаги. Вторым направлением являлись попытки формирования механизма реструктурирования суверенного долга. Этот механизм предполагал образование законодательных рамок для регулирования описанного процесса. Но к сожалению, идея провалилась. Вместо этого заемщики и их кредиторы соблюдали добровольные правила поведения.
В-шестых, МВФ осуществляет постоянный надзор и наблюдение за макроэкономической политикой стран-участниц и состоянием мировой экономики. Он собирает информацию, которая относится к отдельным странам и мировым хозяйственным процессам. Собираемые сведения включает в себя такую информацию, как денежные обращения стран, состояние платежного баланса, динамика экономического роста и цен и т.п., далее они подвергаются аналитической обработке.
МВФ имеет пару вариантов наблюдения за макроэкономической и валютной политикой. Первым вариантом являются обсуждения доклада на тему «Мировой экономический обзор». Такой путь представляет собой анализ глобальной экономической ситуации на многосторонне перспективе. Вторым вариантом являются консультации с правительственными учреждениями стран-членов.
МВФ так же ставил перед собой такие задачи, как увеличение прозрачности государственных бюджетов, совершенствования хозяйственных структур и т.п., поэтому стал больше уделять внимание на структурные и институционные преобразования.
Фонд сотрудничает с другими мировыми финансовыми институтами, а так же оказывает странам разнообразную техническую помощь и содействует в профессиональной подготовке кадров.
В настоящее время ключевым инструментом наблюдения финансовых систем стран является оценка финансового сектора. Фонд принимает участие в борьбе с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.
За все время своей деятельности Международный валютный фонд стал подлинной универсальной организацией. Он получил признание главного международного органа, который регулирует валютно-кредитные отношения, гарантирует платежеспособность стран и является центром международного кредитования. МВФ является ключевым звеном системы регулирования мировой экономики, за всю свою историю он зарекомендовал себя как многофункциональным мировым институтом.
2.4 Проблемы МВФ
Главный экономист МВФ Оливье Бланшар оценивает перспективы роста мировой экономики как посредственные. Не исключено, что на практике дело пойдет по негативному сценарию. Два основных препятствия для экономического роста, согласно версии МВФ: начатая консолидация государственных бюджетов и улучшение соотношения между собственным и заемным капиталом коммерческих банков. Первое не позволит правительствам понижать налоги и, таким образом, стимулировать рост. Второе ограничит объем кредитов, выдаваемых частному сектору. Чтобы смягчить действие названных факторов, МВФ настойчиво рекомендует ЕЦБ продолжить вливание ликвидности в банковский сектор. Без повышения темпов роста, по словам Бланшара, не будет сокращения безработицы, особенно молодежной. К началу 70-х годов неизбежность развала Бреттон-Вудской валютной системы вследствие развития ее внутренних противоречий стала очевидной. Постоянные валютные лихорадки, хаотичное движение огромных масс краткосрочного капитала из страны в страну, усиление инфляционных тенденций в большинстве капиталистических стран вели к углубляющейся дестабилизации платежных балансов. Отказ западноевропейских государств от своих обязательств по поддержке курса доллара и прекращение размена американской валюты на золото в официальном порядке в 1971 году означали, что основополагающие принципы системы золотодолларового стандарта рухнули. Начавшееся плавание валют привело де-факто к кардинальному изменению механизмов движения международной ликвидности и выравнивания платежных балансов.
В этих условиях неопределенным остался вопрос о статусе МВФ. Многие монетаристски настроенные критики считали, что в мире плавающих валютных курсов Фонд, первоначально созданный для обеспечения валютной стабильности, оказывается функционально излишним. Более того, оказалось, что МВФ не смог осуществить полностью ни одной из поставленных перед ним целей, зафиксированных в его Уставе. Однако только реформа валютной системы могла окончательно определить судьбу МВФ. Подготовка проекта реформы велась сначала в рамках созданного при МВФ Комитета, в состав которого вошли представители как развитых капиталистических, так и развивающихся стран (правда, при решающей роли первых). С самого начала своей деятельности Комитет столкнулся с серьезными трудностями из-за разногласий между представленными в нем странами-членами МВФ и к 1974 году прекратил функционировать, так и не разработав проекта мировой валютной реформы. Эта работа была продолжена в рамках специально созданных двух новых органов МВФ Временного комитета, изучающего проблемы перестройки международной валютной системы, и Комитета развития, занимающегося вопросами финансирования развивающихся стран. В январе 1976 года сессия Временного комитета МВФ утвердила ряд принципиальных изменений в Уставе МВФ, которые всего лишь де-юре зафиксировали изменения, происшедшие в валютно-финансовой системе капитализма. Новые поправки в Уставе вступили в силу с 1 апреля 1976 года и состояли в следующем:
-отменяется официальная цена золота;
-предполагается превратить СДР в главный резервный актив;
-официально закрепляется система плавающих курсов;
-повышаются требования к координации внутренней и внешней экономической политики стран-членов МВФ.
Половинчатая и противоречивая реформа валютной системы капитализма предопределила и дальнейшую эволюцию МВФ, его место и роль в международных экономических отношениях.
Во-первых, заметно меньшую роль Фонд начал играть в деле регулирования и координации экономической политики развитых капиталистических стран.
Во-вторых, координирующие функции МВФ в отношениях с развивающимися странами усилились. Об этом свидетельствуют такие явления как ужесточение условий, которыми оговариваются кредиты Фонда, высокая цена внутренней экономической перестройки в развивающихся странах.
В-третьих, ресурсы Фонда оказываются неадекватными тем проблемам, которые он пытается решить. Растет разрыв между размерами дефицитов платежных балансов развивающихся стран и их квотами в МВФ. Доля ликвидных ресурсов МВФ в международных резервах падает. Таким образом, вклад МВФ а дело урегулирования платежных балансов и совершенствования структуры международной ликвидности уменьшается.
В-четвертых, резко расширились функции МВФ как финансового посредника. Кредитование стало практически основной сферой его деятельности, причем размеры предоставленных ресурсов больше не зависят только от взносов стран-участниц, так как Фонд активизировал свои заемные операции.
Основными кредиторами Фонда являются развитые капиталистические страны, а основными получателями мобилизованных средств - развивающиеся страны.
Несмотря на все происшедшие изменения, основные организационные принципы МВФ остались неизменными. А они являются одним из важных пунктов, в котором расходятся позиции различных групп стран в вопросах дальнейшей перестройки международной валютно-финансовой системы. До сих пор продолжаются дискуссии о целесообразности получения займов МВФ. Ведь рецептура, предлагаемая Фондом, весьма стандартизирована и зачастую не учитывает особенностей развития той или иной страны. По мнению ряда экспертов, требования МВФ по ужесточению бюджетной и денежной политики часто только усугубляли тяжесть кризиса, приводя к дефляции.
Для объяснения обусловленности и необходимости вступления Российской Федерации в МВФ в 1992 году необходимо рассмотреть экономическую ситуацию, сложившуюся в СССР до 1991 года., определить круг основных экономических и политических проблем, с которыми столкнулось руководство Российской Федерации в период с 1991 по 1992 год. Именно события конца 80-х начала 90-х годов обусловили необходимость вступления Российской Федерации в МВФ, а также обозначили задачи, которые руководство страны пыталось решить сведениям шагом.
В период с 1991 года по 1992 год Россия столкнулась с недоверием со стороны иностранного капитала, что усугубляло кризисную ситуацию, вызванную сменой курса. Стране были необходимы финансовые средства для реализации экономических преобразований эффективного встраивания в систему международных валютно-финансовых, производственных и торговых отношений.
Следует отметить, что предоставляемая МВФ финансовая помощь, по сути, относится к разряду суверенных заимствований (правительственных кредитов).
Оценка роли Международного валютного фонда в экономике современного мира, как показывают последние публикации в отечественной и зарубежной печати, является весьма актуальной и злободневной. Международный кредитно-финансовый кризис 1997-1999 гг., не обошедший стороной и Российскую Федерацию, показал определенную противоречивость и неоднозначность рецептов, предлагаемых международными финансовыми организациями вообще, и Международным валютным фондом в частности, для решения насущных экономических проблем в странах, претендовавших, да и претендующих на получение займов со стороны МВФ.