ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Методичка
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 2806
Скачиваний: 3
26
процедурные производства рассматриваются в «широкой» концепции ад-
министративного процесса и представляют собой направления деятельно-
сти органов исполнительной власти в позитивном, организационно-испол-
нительском направлении, не связанном с применением мер администра-
тивного принуждения. В последние годы законодательство, регулирующее
административные процедуры, развивалось достаточно активно, поэтому
тема подлежит рассмотрению на основе нормативного материала.
Тема 21. Административно-юрисдикционные производства
1. Понятие и содержание административной юрисдикции. Виды ад-
министративно-юрисдикционных производств.
2. Производство по жалобам.
3. Производство по разрешению административных споров.
4. Дисциплинарное производство.
5. Производство по применению мер обеспечения производства по
делам об административных правонарушениях.
Методические указания
Юрисдикция в широком смысле означает определенные полномочия
органов власти по рассмотрению и разрешению определенных споров, дел,
связанных с привлечением лиц к юридической ответственности и приме-
нением иных мер государственного (административного) принуждения.
Административная юрисдикция понимается как порядок рассмотрения и
разрешения индивидуальных дел в сфере реализации исполнительной вла-
сти, в том числе по применению мер административного предупреждения,
пресечения, восстановления и мер административной ответственности.
Административной юрисдикцией обладают не только органы исполни-
тельной власти, но и суды, рассматривающие дела об административных
спорах, а также назначающие административные наказания. Рассмотрению
27
в рамках работы подлежат наиболее распространенные в юридической ли-
тературе виды административно-юрисдикционных производств, к которым
на усмотрение студента могут быть добавлены и иные.
Тема 22. Производство по делам об административных
правонарушениях
1. Понятие и правовые основы производства по делам об админи-
стративных правонарушениях.
2. Задачи и принципы осуществления производства по делу об адми-
нистративном правонарушении.
3. Стадии производства по делам об административных правонару-
шениях.
4. Участники производства по делам об административных правона-
рушениях, их процессуальный статус.
Методические указания
При рассмотрении данной темы необходимо сформулировать опре-
деление производства по делу об административном правонарушении,
раскрыть законодательные основы, принципы осуществления и задачи ад-
министративно-процессуальной деятельности. Студент должен рассмот-
реть стадии данного вида производства. Особое внимание следует уделить
правовому статусу участников производства по делу об административном
правонарушении, правовой природе и значении мер обеспечения произ-
водства по делу об административном правонарушении.
Тема 23. Обеспечение законности и дисциплины в государственном
управлении
1. Понятие законности и дисциплины в государственном управлении,
способы их обеспечения.
28
2. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины в гос-
ударственном управлении.
3. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины в госу-
дарственном управлении.
Методические указания
Рассматривая вопросы данной темы, необходимо уяснить содержа-
ние и особенности контроля и надзора как основополагающих способов
обеспечения законности в государственном управлении. Следует проана-
лизировать контрольные полномочия Президента Российской Федерации,
органов законодательной (представительной) и исполнительной власти,
определить особенности и виды судебного контроля и административного
надзора, прокурорского надзора в сфере исполнительной власти.
Тема 24. Управление внутренними делами
1. Правовое положение и организационное построение органов внут-
ренних дел в РФ.
2. Основные направления деятельности органов внутренних дел.
3. Роль и значение деятельности органов внутренних дел в охране
общественного порядка и общественной безопасности.
4. Организация, основные виды деятельности и административные
полномочия полиции в РФ.
Методические указания
Управление в сфере внутренних дел является самостоятельной от-
раслью управления. В рамках раскрытия данной темы студенту необходи-
мо рассмотреть организационную систему построения органов внутренних
дел в Российской Федерации, изучить следующие направления осуществ-
ления государственного порядка в рассматриваемой области правового ре-
29
гулирования: охрану общественного порядка и борьбу с преступностью;
обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление разреши-
тельной системы. Требует особого внимания вопрос об освещении направ-
лений деятельности органов внутренних дел (административной, опера-
тивно-розыскной, уголовно-процессуальной), особенностях правового ста-
туса внутренних войск Министерства внутренних дел РФ в охране обще-
ственного порядка и обеспечении общественной безопасности.
Тема 25. Управление в сфере обороны
1. Понятие и виды обороны, способы ее обеспечения.
2. Характеристика административного законодательства в области
организации обороны в РФ.
3. Органы государственного и военного управления в области обороны.
4. Комплектование Вооруженных Сил РФ и мобилизационная подго-
товка как средства обеспечения обороноспособности государства.
5. Обязанности граждан и организаций по обороне страны.
Методические указания
Под обороной понимается система политических, экономических,
военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной
защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и
неприкосновенности ее территории. При раскрытии данной темы необхо-
димо сформулировать понятие обороны, рассмотреть систему органов гос-
ударственного и военного управления в области обороны, функции орга-
нов исполнительной власти в области организации обороны; порядок ком-
плектования Вооруженных сил Российской Федерации; организацию во-
енной службы и мобилизационной подготовки; порядок прохождения во-
енной службы в Российской Федерации.
30
Тема 26. Управление в сфере безопасности
1. Понятие и виды безопасности. Законодательство РФ о безопасности.
2. Система органов государственного управления в сфере обеспече-
ния безопасности государства.
3. Защита и охрана Государственной границы.
Методические указания
Безопасность представляет собой состояние защищенности жизнен-
но важных интересов личности, общества и государства от внутренних и
внешних угроз. Такое определение безопасности было дано в утратившем
силу Законе РФ «О безопасности». Однако в действующем федеральном
законодательстве понятие безопасности отсутствует. При раскрытии дан-
ной темы необходимо сформулировать понятие «безопасность государ-
ства», определить виды безопасности и способы ее обеспечения; разо-
браться в функциях и компетенции специальных органов управления без-
опасностью (Совета безопасности Российской Федерации, Федеральной
службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охра-
ны Российской Федерации, Федеральной службы внешней разведки Рос-
сийской Федерации), а также мерах, применяемых для обеспечения без-
опасности. Следует обратить особое внимание на функции государства в
сфере обеспечения экономической, экологической, информационной, про-
довольственной и иных видов безопасности.
Тема 27. Управление юстицией
1. Система органов юстиции в РФ.
2. Основные направления деятельности органов юстиции.
3. Правовой статус учреждений юстиции.