Файл: УМП_Макроэкономика в вопросах и ответах Ч. 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 529

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

27. Экономический рост


Экономический рост – это долгосрочное устойчивое развитие экономики, выраженное в поступательном увеличении реального ВВП.

Главная цель экономического роста – повышение благосостояния и увеличение национального богатства. Чем выше темпы экономического роста, тем выше уровень и качество жизни.

Экономический рост измеряется либо темпами роста реального объема ВВП или национального дохода, либо темпами увеличения этих показателей в расчете на душу населения.

Экономический рост может быть экстенсивным и интенсивным.

При экстенсивном темпе экономического роста увеличение производства обеспечивается за счет увеличения количества экономических факторов и ресурсов, численности работников, средств труда, сырья, земли и т. п. При этом сохраняются постоянные пропорции между темпами роста реального ВВП и совокупными издержками на его создание.

При интенсивном темпе экономического роста увеличение объемов производства обеспечивается за счет качественного изменения используемых факторов производства: применение прогрессивных технологий, использование более квалифицированной рабочей силы и т. п. В этом случае темпы роста реального ВВП будут превышать темпы изменения совокупных издержек на его производство.

В реальной хозяйственной практике ни один из темпов роста в чистом виде не встречается, поэтому говорят о преимущественно экстенсивном, либо преимущественно интенсивном типе экономического роста.

Экономический рост зависит от ряда факторов. Различают прямые и косвенные факторы.

Прямые факторы экономического роста непосредственно влияют на увеличение совокупного предложения и реального объема производства. К ним относятся:

– увеличение численности и повышение качества трудовых ресурсов;

– рост объема и улучшение качественного состава основного капитала;

– повышение уровня технологии и организации производства;

– увеличение количества и повышение качества всех вовлекаемых в хозяйственный оборот ресурсов, включая предпринимательские способности населения.

В состав косвенных факторов, которые создают условия для экономического роста, относятся факторы спроса и предложения:

– уменьшение цен на производственные ресурсы;

– снижение степени монополизации рынков;

– снижение налогов на прибыль;

– расширение возможности получения кредита.

Для изучения проблем экономического роста используют различные модели, среди которых выделяют две:

– неокейнсианская модель (модель Е. Домара, Р. Харрода);

– неоклассическая модель (модель Р. Солоу).

В моделях Е. Домара и Р. Харрода доказывается, что сбалансированный экономический рост возможен только в том случае, если государство активно влияет на хозяйственные процессы, регулируя ставку процента, бюджетные расходы, уровень занятости и учитывает при этом психологические мотивы поведения предпринимателей.


Модель Р. Солоу построена в рамках предпосылок неоклассической школы: совершенной конкуренции, гибкости цен, взаимозаменяемости факторов производства и полной занятости. Р. Солоу показал что, во-первых, в современных условиях основная часть прироста реального ВВП обеспечивается научно-техническим прогрессом, а не просто инвестициями в капитал; во-вторых, что устойчивое динамическое развитие экономики может быть обеспечено без вмешательства государства за счет таких встроенных автоматических рыночных стабилизаторов как гибкая капиталовооруженность.



28. Социальная политика государства


Социальная политика государства – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством по регулированию социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами.

Объектом социальной политики является практически все население страны (с акцентом на социальную защиту малообеспеченных категорий населения).

Субъектом социальной политики, наряду с государством, выступают различные институты гражданского общества (общественные, религиозные, благотворительные и иные объединения).

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и создание условий для развития человеческого потенциала.

В соответствии с целью основными направлениями социальной политики являются:

– создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

– обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в частном секторе экономики, организации систем подготовки и переподготовки кадров и др.;

– обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

– улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и социального страхования;

– снижения уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

– повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспеченным гражданам, рационализации систем льгот.

Важнейшими принципами формирования и функционирования социальной политики являются:

– принцип социального равенства людей – членов данного общества (перед законом, в области национальных отношений, вероисповедания и т. д.);

– принцип социальной солидарности, понимаемый как общая поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

– принцип социальной справедливости, имеющий исторические особенности, но в целом понимаемый как отношения симметричности (или эквивалентности) в жизни общества и его социальных групп (например, соответствие прав и обязанностей, практического вклада и реального положения человека).


В Республике Беларусь социальная политика включает в себя следующие составляющие:

  1. политика регулирования доходов населения представляет собой совокупность принципов, мер и средств регулирующего воздействия государства в области доходов;

  2. политика обеспечения занятости – это система принципов и мер государства, направленных на содействие рациональной, свободно избираемой занятости населения;

  3. политика социальных гарантий представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством для создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности членов общества;

  4. политика социальной защиты – это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска;

  5. политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.

В зависимости от уровня проведения различают: общегосударственную, региональную и отраслевую социальную политику.

По виду выделяют социальную политику в области здравоохранения, образования, культуры и искусства, жилищную, пенсионную, семейную, молодежную, женскую, политику в области материнства и детства.


29. Виды доходов и их источники. Уровень и качество жизни


Показателями экономического и социального благополучия общества являются совокупные доходы населения, их уровень, структура, способы получения и дифференциация.

Доходы населения – это средства в денежной или натуральной форме, получаемые домашними хозяйствами за определенный период времени.

Основными источниками доходов населения являются:

– заработная плата и другие выплаты, которые работники получают за свой труд (в денежной или натуральной форме);

– доходы от индивидуальной трудовой деятельности;

– трансфертные платежи, выплаты и льготы из общественных фондов потребления, специальных фондов;

– доходы от собственности;

– доходы от личного подсобного хозяйства, сада, огорода.

Среди факторов, оказывающих непосредственное влияние на величину доходов населения, выделяют: размер получаемой заработной платы, динамика розничных цен, степень насыщенности потребительского рынка товарами, выплаты по программам государственной помощи и пр.

Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода.

Номинальный доход – сумма денег, поступающая в личное распоряжение получателя в течение определенного периода времени.

Располагаемый доход – доход, который может быть использован на личное потребление и личные сбережения. Располагаемый доход меньше номинального дохода на сумму налогов и обязательных платежей. Он включает в себя сумму первичных доходов и текущих трансфертов.


Первичные доходы – это доходы, поступающие хозяйствующим субъектам в результате первичного распределения добавленной стоимости: оплата труда, прибыль, доход от собственности и др.

Текущие трансферты – платежи и поступления текущего характера, осуществляемые в виде выплат из государственного бюджета на социальные нужды и страховые премии.

Реальный доход – представляет собой количество товаров и услуг, которое можно купить на располагаемый доход в течение определенного периода, т. е. с поправкой на изменение уровня цен.

Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения.

Уровень жизни отражает обеспеченность населения необходимыми для его жизнедеятельности материальными и духовными благами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения потребностей людей в этих благах.

Уровень жизни населения измеряется различными индикаторами и показателями, позволяющими всесторонне его характеризовать и определить дальнейшее развитие социальной политики государства и меры по ее реализации. Система показателей уровня жизни, рекомендуемая ООН, включает 12 основных групп: 1. рождаемость, смертность и другие демографические характеристики; 2. санитарно-гигиенические условия жизни; 3. потребление продовольственных товаров; 4. жилищные условия; 5. образование и культура; 6. условия труда и занятость; 7. доходы и расходы населения; и др.

Кроме этих основных показателей выделяют также некоторые информационные показатели: ВВП на душу населения, национальный доход на душу населения, объем потребления на душу населения и ряд других.

Более сложным показателем является показатель качества жизни населения.

Под качеством жизни в настоящее время понимают комплексную характеристику социально-экономических, политических, культурно-идеологических, экологических факторов и условий существования личности, положения человека в обществе.

В самом широком смысле понятие качества жизни населения включает четыре блока характеристик: 1. продолжительность жизни населения; 2. уровень жизни населения; 3. социальная безопасность; 4. качество окружающей среды.

Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси.


30. Неравенство в распределении доходов и его измерение


Важной социально-экономической проблемой является распределение дохода. Выделяют функциональное и персональное распределение доходов.

Под функциональным распределением дохода понимается распределение национального дохода между владельцами различных факторов производства. Каждому фактору производства соответствует определенный вид дохода: труду – заработная плата; земле – рента; капиталу – процент; предпринимательской способности – прибыль. В результате функционального распределения формируются первичные доходы: заработная плата, процент, рента, предпринимательская прибыль.


В рыночном обществе отдельные лица и семья могут владеть разными производственными факторами и получать доходы из нескольких источников. В результате кроме функционального выделяют еще персональное распределение национального дохода.

Персональное распределение дохода – это распределение дохода по величине между семьями. При этом предполагается, что семья может состоять и из одного человека.

При использовании метода персонального распределения дохода семьи (группы) располагаются в зависимости от величины получаемого дохода.

Персональное распределение дохода характеризуется значительной неравномерностью.

Причинами неравенства доходов служат различия в способностях, уровне образования и профессиональной подготовке людей, происхождение, наличие собственности и степень господства на рынке, выбор сферы деятельности, места работы и жительства, просто везение.

Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется дифференциацией доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем.

Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели.

Если население страны разбивается на пять доходных групп так называемые квинтили, то рассчитывается квинтильный коэффициент дифференциации доходов показывающий соотношение между средними доходами 20% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20% наименее обеспеченных.

Более точная картина распределения доходов в обществе получится, если разбить его на 10 доходных групп – децилий. В этом случае рассчитывается децильный коэффициент дифференциации доходов, выражающий соотношение между средними доходами 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10% наименее обеспеченных.

Для определения неравенства в доходах отдельных групп населения используется кривая Лоренца (рис. 13), характеризующая неравномерность распределения. Кривая Лоренца показывает, какой долей совокупного дохода располагает то или иное (в %) количество населения (или семей в % от их общего числа).


Рис. 13. Кривая Лоренца


При построении кривой Лоренца по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат – доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода.

Чем больше отклоняется кривая от биссектрисы равномерного распределения располагаемых ресурсов, тем более неравномерным является распределение дохода в обществе. И наоборот, если линии совпадают, то имеет место равномерное распределение дохода.

Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.