Файл: УМП_Макроэкономика в вопросах и ответах Ч. 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 547

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для характеристики распределения совокупного дохода между группами населения применяется индекс концентрации доходов населения (коэффициент Джини), который рассчитывается как отношение площади сегмента, образованной между прямой OF и кривой OABCDEF к площади треугольника OFK. Получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. Он изменяется от 0 до 1. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов. При выравнивании доходов в обществе этот показатель стремится к нулю.


31. Социальная справедливость в распределении доходов.
Государственная политика перераспределения доходов


Социальная справедливость означает удовлетворение насущных потребностей человека при справедливом распределении материальных ресурсов.

Традиционно в экономической теории выделяют четыре подхода к проблеме справедливости в распределении и перераспределении доходов: эгалитарное, роулсианское, утилитарное, рыночное.

Эгалитарный подход означает, что в обществе справедливым признается уравнительное распределение доходов.

Роулсианский подход, названного по имени предложившего такой подход Дж. Роулса, предполагает справедливым такое распределение, которое максимизирует благосостояние наименее обеспеченного члена общества.

Утилитарный подход означает, что справедливым признается такое распределение доходов, при котором максимизируется общественное благосостояние, представленное суммой индивидуальных полезностей всех членов общества.

Рыночный подход предполагает, что результаты конкурентных рыночных процессов справедливы, поскольку они награждают тех, кто способнее и трудолюбивее. Иначе говоря, при рыночном подходе более справедливым будет неравномерное распределение в пользу тех, кто вносит больший вклад в конечный результат.

Выбор подходов и принципов справедливого распределения доходов для каждого общества определяется его политическим, экономическим устройством, а также зависит от исторических и национальных особенностей развития общества.

Один из «провалов» рынка проявляется в том, что рынок не гарантирует право на труд, на доход, на образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров и некоторых других категорий граждан. В связи с этим возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения доходов и формирования соответствующей системы социального обеспечения нуждающихся.

Государственное перераспределение доходов осуществляется через бюджетно-финансовое регулирование.

Государство в соответствии с приоритетами социальной политики и действующими специальными социальными программами предоставляет социальные выплаты в форме денежных и натуральных трансфертов, а также услуг. Социальные выплаты и услуги многообразны. Они дифференцированы по источникам формирования и способам финансирования, условиям предоставления их кругу получателей. Денежные выплаты могут быть связаны с компенсацией потери (уменьшения) дохода в результате: полной или частичной потери трудоспособности, рождения детей, потери кормильцев или работы (пособия по безработице, компенсации затрат на переквалификацию и прочие выплаты безработным). Денежные социальные выплаты дополняются полностью или частично бесплатными услугами здравоохранения, образования, жилищного и транспортного секторов.


Все социальные трансферты могут носить единовременный характер или выплачиваться периодически в течение установленного времени. Размер социальных выплат может зависеть от законодательно устанавливаемого минимума душевого дохода или заработной платы. Социальные трансферты могут принимать форму налоговых скидок. Все социальные выплаты оформляются в систему социального страхования и социального обеспечения, дополненную государственной благотворительностью.

У политики перераспределения доходов и их выравнивания есть как сторонники, так и противники. Основной аргумент в пользу равенства доходов состоит в том, что любое перемещение доходов от относительно богатых граждан к относительно бедным увеличивает общую полезность в обществе, поскольку способствует удовлетворению более насущных потребностей за счет менее насущных. Главный довод оппонентов данной политики заключается в том, что равенство доходов подрывает стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности и в конечном счете оборачивается снижением уровня дохода в будущем.

Основные меры социальной политики в Республике Беларусь направлены на усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту населения.

Политика социальной защиты – это система принципов, норм и мер, используемых государством для создания и регулирования социально-экономических условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, инвалидность, последствия возраста, смерть кормильца и т. п.).

Для проведения политики социальной защиты создается и развивается система социальной защиты, которая представляет собой совокупность форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнеобеспечения тех групп населения и граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по не зависящим от них обстоятельствам.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: денежной и натуральной. В денежной форме при определенных обстоятельствах выплачиваются разного рода пособия (по безработице; по уходу за ребенком и т. п.), пенсии (трудовые, социальные и др.), субсидии (в связи с оплатой жилья) и т. д. А в натуральной форме социальная защита может реализоваться в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов и приютов и т. п.

Целью социальной защиты в Республике Беларусь в перспективе является недопущение снижения жизненного уровня населения, особенно наименее защищенных категорий (пенсионеров по возрасту, инвалидности, многодетных и неполных семей), чей совокупный доход ниже установленного бюджета прожиточного минимума.


Основные направления и задачи социальной защиты предусматривают усиление государственной поддержки социально уязвимых слоев и групп населения, повышение эффективности социальных программ и рациональное использование выделяемых государством средств на социальную защиту.

В этих целях предполагается:

– обеспечение финансирования социальных программ за счет республиканского и местных бюджетов, а также негосударственных финансовых институтов;

– совершенствование пенсионного обеспечения;

– более широкое использование социального страхования и страховых выплат в сфере социальной защиты населения;

– проведение политики, ориентированной на повышение реальных денежных доходов населения;

– социальное страхование на случай потери работы, временной или постоянной нетрудоспособности.

В основу реформирования системы социальной поддержки граждан будет положен принцип адресного предоставления социальной помощи отдельным категориям семей и одиноких лиц, совокупный доход которых ниже прожиточного минимума.


32. Трансформационная экономика


Трансформационная экономика – это промежуточное состояние экономики между двумя устойчивыми системами, отражающее кардинальный переход от одной системы общества к другой.

Термин «трансформация» (от лат. transformation – преобразование, превращение) связан со значительными институциональными изменениями, с большими организационными вмешательствами, с особыми, трансформационными функциями государства. С учетом этих особенностей «трансформацией» и «трансформационным периодом» сейчас называют превращение плановой командно-централизованной системы в иную, рыночную экономическую систему. А это – новый для истории тип переходного периода. Трансформационная экономика не является типом экономической системы.

Главная функция трансформационного периода – сформировать основу новой экономической системы.

Трансформационная экономика имеет свои основные черты и специфические особенности.

Основные черты переходной экономики: 1) Нестабильный, неустойчивый, неравновесный характер. Экономическая система как совокупность связей между элементами утрачивает устойчивость в результате разрыва этих связей. Изменяется способ принятия решений предприятием – вместо директив сверху – самостоятельные решения на основе цен, спроса и др. рыночных факторов.

2) Неоднородный, многоукладный характер экономики. Изменение состава экономических элементов – наличие старых, оставшихся от предыдущей системы (госпредприятия); новых элементов (коммерческие банки, биржи), а также промежуточных, переходных форм (организации, регулирующие процесс преобразований). В переходной экономике старые элементы приобретают новое содержание и функции, а новые находятся в процессе становления и могут отличаться от тех же элементов в рыночной экономике.


  1. Сильное воздействие неэкономических факторов – политических, международных, криминальных.

  2. Альтернативный, многовариантный характер преобразований. Правда, альтернативность относительна, т.к. она ограничена тем, каков начальный этап – в постсоциалистических странах это плановая экономика индустриального типа. Имеет место выбор лучшего из возможных вариантов преобразований, но различные слои общества часто хотят сделать различный выбор.

5) Исторический характер переходных систем – это экономика особого переходного периода.

Специфика трансформационной экономики как «смешанной», структура которой представлена единством элементов рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования.

Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Подобные действия неизбежно внесли бы хаос в производственный процесс. Именно инерционность воспроизводства предполагает такую особенность функционирования переходной экономики, как сохранение в течение достаточно длительного периода старых экономических форм и отношений.

Второй особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Понимание необратимости эволюционного процесса, а также его основных тенденций позволяет ускорить его путем осуществления той или иной программы реформ. В силу этого резко возрастает роль субъективного фактора, от которого зависят правильность выбора направлений и путей развития и его практическая реализация. Успех ускорения переходных процессов обеспечивается, если реформы намечены не произвольно, а на основе познания закономерностей эволюции, построения системы действий в соответствующих направлениях.

Среди многочисленных изменений, происходящих в переходный период, некоторые носят необходимый, неизбежный характер и поэтому могут рассматриваться как закономерности. Их три:

– утрата государством функций единоличного распоряжения экономическими ресурсами;

– бюджетный кризис;

– трансформационный спад.

Выделяют следующие главные задачи трансформационной экономики:

– преодоление кризисных явлений, усугубившихся после вступления общества в эту фазу;

– формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;

– реформирование отношений собственности как основы экономической системы;

– создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;

– формирование развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.


В настоящее в Республике Беларусь идет формирование социально ориентированной рыночной экономики.

Социально ориентированная рыночная экономика – это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде.

Она базируется на принципах конституционных гарантий личных прав и свобод граждан, свободы и ответственности предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии ее неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально незащищенных слоев населения, социального партнерства между государством, профсоюзами и союзами нанимателей.

Вбирая в себя эти типичные черты и основные принципы, белорусская модель включает уже на концептуальной стадии свои специфические черты, отражающие историю страны, традиции народа, его национальный характер с обостренным чувством человеческой солидарности, коллективизма и взаимопомощи.


33. Необходимость и способы перехода к рыночной экономике


Необходимость перехода от административно-командной экономики к современной рыночной была обусловлена тем, что со временем стали все больше проявляется и нарастать отрицательные последствия планового функционирования экономики вследствие: снижения эффективности производства; преобладания экстенсивного типа развития; невосприимчивости экономики к достижениям НТП; диспропорциональности развития народного хозяйства; уравнительное распределение благ в сочетании с привилегиями для отдельных групп; подрыв трудовой мотивации; исключение предпринимательской инициативы; постоянный, всеобщий, нарастающий дефицит.

Необходимость переходы к рыночной экономике обусловлена ее эффективностью.

Различают два основных варианта трансформации административно-командной системы в рыночную экономику: первый (исторически более ранний) – эволюционный путь (градуализм) постепенного создания рыночных институтов (Китай и в немалой степени Венгрия, Республика Беларусь); второй – «шоковая терапия», применявшаяся в большинстве стран Центральной и Восточной Европы (в классической форме – в Польше), с той или иной степенью интенсивности в России.

Различия между указанными путями заключаются в сроках осуществления системных преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не только от воли политического руководства, но и от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов.