Файл: УМП_Макроэкономика в вопросах и ответах Ч. 3.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.01.2020

Просмотров: 530

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Градуалистская модель – это модель постепенных эволюционных преобразований с использованием элементов прежней системы.

Можно выделить следующие общие черты эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

  1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями.

  2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка. В Китае ограничения на создание частных производственных предприятий были отменены в середине 80-х гг., что позволило спустя пять-шесть лет полностью насытить потребительский рынок.

  3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь, затем распространяются на инвестиционные отрасли.

  4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

  5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции.

  6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

Импульс, данный развитию сельского хозяйства и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего распространения рыночных механизмов и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

Модель «шоковой терапии» сводиться к революционным одномоментным разовым преобразованиям, коренному слому прежней системы, что говорит о высокой степени радикализма.

Стратегия «шоковой терапии» основана на неолиберальной теории. Согласно неолиберализму рыночная экономика является саморегулирующейся системой. Поэтому главная задача преобразований заключается в сведении к минимуму экономической роли государства. За ним сохраняется важнейшая функция – поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого необходимо решительное подавление инфляции, которая препятствует регулирующей роли рынка.

В числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

– одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;


– скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

– ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

– либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

Недостатки стратегии радикального перехода к рыночной экономике сводятся к следующему: во-первых, в условиях унаследованных от прежней системы огромных структурных диспропорций переход к свободному ценообразованию приводит к тому, что наиболее прибыльной сферой вложения капитала становится перераспределительная деятельность в финансовом секторе при оттоке ресурсов из реального сектора; во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию; в-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.


34. Основные направления рыночных преобразований


Основными направлениями формирования рыночной экономики в переходный период являются следующие.

  1. Реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной и частной. Оно необходимо для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений; стабилизация экономики.

  2. Либерализация экономики – это система мер, направленных на отмену или резкое сокращение запретов и ограничений, а также государственного контроля во всех сферах хозяйственной жизни. Она имеет повсеместное распространение и включает: отмену государственной монополии на осуществление хозяйственной деятельности (в том числе внешней торговли), прекращение централизованного распределения ресурсов, переход к формированию цен в основном в соответствии со спросом и предложением, снижение государственного контроля над транзакционными операциями на внутреннем и внешнем рынках.

  3. Демонополизация экономики и создание конкурентной среды, предполагающие создание равных возможностей и условий для деловой активности всех экономических агентов, обеспечение доступа на рынок иностранных конкурентов, поощрение малого бизнеса и снижение барьеров для проникновения в отрасль (путем снятия административных препятствий, предоставления льготных кредитов), регулирование ценовой и сбытовой политики естественных монополий, в отдельных случаях раздробление крупных фирм.

  4. Институциональные преобразования, включающие изменения отношений собственности (создание частного сектора), формирование рыночной инфраструктуры (коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов и т. д.), создание новой системы государственного регулирования экономики, принятие адекватного рыночным условиям хозяйственного законодательства.


5. Структурные преобразования, направленные в первую очередь на устранение или смягчение унаследованных от прежней системы диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей. Главная цель перестройки структуры экономики – развитие производства продукции, пользующейся платежеспособным спросом на внутреннем и внешнем рынках.

6. Макроэкономическая стабилизация (в основном финансовая). Строго говоря, она не входит в число системных реформ, так как осуществляется нередко и в странах с устоявшейся рыночной экономикой. Важное значение этого направления вытекает из того, что кризис административно-командной системы раньше и сильнее всего проявляется в финансовой сфере, особенно в форме высокой инфляции. Длительное сохранение последней препятствует нормальному становлению рыночных отношений, поэтому подавление инфляции жизненно важно для переходных экономик. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки и т. д.

7. Формирования адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения. Эта система мер направлена на переход к адресной социальной поддержке наиболее нуждающихся слоев населения.


35. Роль государства в трансформационной экономике


Успех сложных переходных преобразований экономической системы в значительной мере зависит от регулирующих действий государства, от правильности его курса и политики. При этом под государственным регулированием в трансформационной экономике понимается сознательно осуществляемый законодательными, исполнительными и контролирующими органами процесс упорядочения перехода, а также обеспечение условий для достижения необходимых целей и задач переходного периода в экономике.

Одним из главных условий перехода к рыночной экономике является изменение роли государства как регулятора хозяйственных процессов. В плановой экономике государственное управление играло решающую роль в определении всех экономических пропорций, тогда как в рыночной экономике основным их регулятором является рынок. Особенность переходной экономики состоит в том, что ни один из механизмов координации хозяйственной деятельности не является доминирующим: централизованное планирование потеряло уже всеобъемлющих характер, а механизм рыночной самонастройки еще не заработал в полной мере. Тем не менее, в переходный период командно-административные методы регулирования экономики все еще остаются. И не только по инерции, но и потому, что от них невозможно сразу отказаться. В течение определенного периода они сосуществуют (как в типичной многоукладной экономике) одновременно с методами, характерными для рыночной экономики. Однако по мере продвижения к рынку, с одной стороны, уменьшается степень государственного вмешательства в экономику и постепенно сужается государственное регулирование экономических процессов. С другой стороны, меняются формы, методы и инструменты государственного регулирования, ибо прежние, сложившиеся в эпоху тоталитаризма, непригодны для регулирования экономики в переходный период.


Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.

За государством прежде всего должны сохраняться следующие функции:

– эмиссия денег, денежно-кредитное и налогово-бюджетное регулирование;

– обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

– формирование устойчивой макроэкономической ситуации включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

– обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

– реализация антимонопольных мер и поддержка конкурентной среды; развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

– проведение активной внешнеэкономической политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

– формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

– поддержка социально незащищенных групп населения;

– охрана окружающей среды, совершенствование экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

– формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;

– обеспечение национальной безопасности страны;

– создание правовой базы рыночных отношений и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;

– разработка и реализация стратегии социально-экономического развития.

При переходе к рыночной экономике государство в Беларуси выступает локомотивом экономических преобразований, аккумулируя целенаправленные усилия на техническое перевооружение отраслей на основе внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в мировом разделении труда.


36. Платежный баланс страны


Платежный баланс представляет собой учет всех операций страны на международном рынке.

Таким образом, платежный баланс – это документ, отражающий записи всех экономических сделок между резидентами данной страны и остальным миром за определенный период (обычно квартал или год).


Экономический субъект – резидент той страны, где находится его основное место жительства (для физических лиц) и место регистрации (для фирм).

Соответственно, все остальные экономические субъекты относятся к числу нерезидентов.

Экономические сделки, учитываемые в платежном балансе, называются международными экономическими сделками и представляют собой различные обмены: торговля товарами и услугами, международные переводы, инвестиции и т. д.

Любая международная сделка имеет две стороны: дебет и кредит.

Кредит – это отток ценностей из страны, за которым должны последовать компенсирующие платежи в страну. Данная сделка, в результате которой страна получает иностранную валюту, заносится в платежный баланс со знаком плюс.

Дебет – это приток ценностей в страну, за который резиденты данной страны должны платить. Такая сделка, в результате которой страна тратит иностранную валюту, заносится в платежный баланс со знаком минус.

Платежный баланс состоит из трех основных частей: счета текущих операций, счета операций с капиталом и финансового счета. Каждая из этих частей подразделяется на составные части.

Текущий счет (счет текущих операций) учитывает платежи за ввозимые и вывозимые товары и услуги, поток доходов в страну и за ее пределы, чистый объем трансфертных переводов в страну и за ее пределы. Текущий счет обычно подразделяется на четыре составные части:

  • Счет торговли товарами учитывает ввоз и вывоз вещественных товаров. Экспорт связан с притоком денежных средств и относится к кредиту (учитывается со знаком плюс). Импорт связан с утечкой денежных средств и относится к дебету (учитывается со знаком минус). Разница между экспортом и импортом товаров называется товарным балансом. Если экспорт превышает импорт, говорят об избытке товарного баланса (положительное сальдо товарного баланса). Если импорт превышает экспорт, говорят о дефиците товарного баланса (отрицательное сальдо товарного баланса).

  • Счет торговли услугами учитывает импорт и экспорт услуг (транспортировка, туризм, страхование). Таким образом, покупка путевки за границу является дебетом. А оформление иностранцами (нерезидентами) страхового полиса Республики Беларусь является кредитом. Разница между экспортом и импортом услуг называется балансом услуг. Если экспорт превышает импорт, говорят об избытке баланса услуг (положительное сальдо баланса услуг). Если импорт превышает экспорт, говорят о дефиците баланса услуг (отрицательное сальдо баланса услуг).

Сумма товарного баланса и баланса услуг называют торговым балансом.

  • Доходы от инвестиций и оплата труда включают заработные платы, проценты и прибыль, текущие в страну (отражаются со знаком плюс) или за ее пределы (отражаются со знаком минус). Так, заработная плата рабочих (резидентов Республики Беларусь), работающих в Российской Федерации, относится к кредиту. А дивиденды, получаемые иностранцами (нерезидентами Республики Беларусь) от доли в белорусском предприятии, относятся к дебету.

  • Текущие трансферты являются международными денежными переводами, осуществляемыми резидентами данной страны за границу (отражаются со знаком минус), и нерезидентами в страну (отражаются со знаком плюс). Например, перевод денежных средств резидентом Республики Беларусь своим родителям, живущим в Украине, относятся к дебету, а перевод денежных средств из России студенту-россиянину, обучающемуся в Минске, относится к кредиту.