Файл: Эффективность менеджмента организации (ООО «Адипрестиж»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 163
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие эффективности и качества менеджмента
1.1. Понятие и принципы построения организационной структуры управления
1.2. Понятие и социально-экономическая сущность эффективности менеджмента
1.3. Факторы оценки эффективности менеджмента
2.1. Краткая информация о деятельности исследуемого предприятия
2.2. Анализ системы управления предприятием
2.3. Эффективность менеджмента и пути ее повышения
2.4. Формы оценки деятельности менеджера
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы быть успешной в течение долгого времени и достичь своих целей – организация должна быть как эффективной, так и результативной. Согласно мнению Питера Драккера результативность является следствием того, что «делаются нужные, правильные вещи», а эффективность является следствием того, что «правильно создаются эти самые вещи». Исследование проблем эффективности менеджмента организации обусловлено следующими факторами: ограниченность экономических ресурсов и/или нерациональность их распределения; стремление хозяйствующих субъектов к организационному развитию и получению оптимального эффекта при наименьших затратах (на первый план выдвигаются вопросы оптимальных организационных структур, поведений и мотиваций); предотвращение негативного влияния внешних факторов или адаптирование к новым условиям внешней среды.
Желание добиться успеха (эффективности) характерно для всех субъектов хозяйственной деятельности. Среди составляющих успеха организации можно выделить следующие: выживание организации (возможность существовать как можно дольше); результативность и эффективность организации; производительность (относительная эффективность организации); практическая и успешная реализация управленческих решений; обобщение (функционирование организации как системы); необходимость ситуационного и интегрированного подхода к деятельности.
Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к вовлечению в сферу управления дополнительных ресурсов. Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.
Вопрос эффективности, как фактора успеха организации волнует менеджеров с самого зарождения менеджмента. Одной из важнейших проблем на современном этапе развития экономики есть грамотное управление персоналом организаций, поскольку эффективное управление персоналом становится важнейшим фактором конкурентоспособности предприятий и достижения ими экономического успеха.
В условиях переходной экономики система управления персоналом является важной составляющей, которая определяет успешность функционирования любой организации. Одна из аксиом управления свидетельствует: любая проблема предприятия - это проблема управления человеческими ресурсами. В то же время подходы к управлению персоналом могут варьироваться в зависимости от размеров, организационно-правовых форм, типов организаций и другого. Например, для крупных фирм уместнее использование проверенных на Западе универсальных методик, тогда как подход к управлению персоналом на малом предприятии требует обязательного учета российской специфики.
Проблема эффективности - одна из центральных проблем человеческой деятельности. Она касается всех сфер, видов, форм, методов, организации жизнеобеспечения человека. В наибольшей степени это касается управления как деятельности, которая осуществляется людьми, относительно людей и исключительно в интересах людей. От степени эффективности этой деятельности непосредственно зависит качество жизни человека. В итоге идет речь об эффективности общественной системы. Вопрос, как повысить социальную жизнедеятельность общества, эффективность всех его институционных структур, пытаются решить и ученые и политические деятели.
Эффективность менеджмента можно измерить соотношением используемых ресурсов и достигнутых результатов предприятия. С этой точки зрения эффективность можно измерить от нуля до единицы. Как близка эффективность к единице, зависит от того, насколько предприятие продвинулось на пути к достижению определенной цели. Степень отдачи или производительность управляющей системы определяется пропорцией всех ресурсов предприятия, вносящих вклад в повышение производительности труда в производственном процессе. Чем выше данный показатель, тем производительнее деятельность управляющей системы.
Эффективность — это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т. е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает, в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, — это и есть содержание эффективности как управленческой категории.
На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.
Актуальность темы курсовой работы. В современном бизнесе от качества менеджмента предприятия зависит его конкурентоспособность. Достижение и поддержание конкурентных преимуществ требует создания устойчивой и конкурентоспособной системы управления, ориентированной на максимальное удовлетворение интересов всех заинтересованных групп: потребителей, работников, партнеров, общества в целом.
Предмет исследования курсовой работы - качество и эффективность менеджмента на предприятии. Цель курсовой работы: изучить пути повышения эффективности управленческой деятельности организации. Задачи курсовой работы: определить сущность и структуру менеджмента; выявить основные требования к качеству менеджмента; проанализировать критерии оценки эффективности менеджмента; предложить пути повышения эффективности управленческой деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
1. Понятие эффективности и качества менеджмента
1.1. Понятие и принципы построения организационной структуры управления
Организационная структура управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за ним функций.[1]
В рамках организационной структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Принципы формирования организационной структуры:
Организационная структура управления должна, прежде всего, отражать цели и задачи организации, а, следовательно, быть подчиненной производству и его потребностям.[2]
Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию. Формирование структуры управления[3] надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями, и ответственностью с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.
Организационная структура управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и детализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей и менеджеров.[4]
В отличие от производственной структуры предприятия, охватывающей совокупность процессов, определяющих движение создаваемого продукта, начиная от комплектования ресурсов и заканчивая получением готовой продукции, организационная структура предприятия обеспечивает установление отношений подчинения (субординации) и согласования (достижения единого мнения, координации) в деятельности органов, задачей которых является организация выпуска продукции предприятия. Решение данной задачи обеспечивается механизмом управления, который включает следующие компоненты: принципы управления и функциональные задачи, стоящие перед управляемым объектом; функциональная структура управления; экономические и юридические законы и ограничения; информация, методы и технические средства ее обработки.[5]
В идеале, структура любой компании должна быть выстроена так, чтобы способствовать достижению стоящих перед ней целей и выполнению задач. Даже если вы наймете высококлассных профи, но так и не сможете выстроить структуру организации, все ваши старания пойдут прахом.[6]
Джилл Коркиндэйл (Gill Corkindale), успешный писатель и тренер по бизнесу, в одной из своих статей отмечает, что «нечеткая, бедная организационная структура ведет к возникновению массы противоречий; люди путают свои обязанности и роли, управленческие решения принимаются медленно, и все это создает контекст, в котором достижение результатов осложняется никому не нужным стрессом и конфликтами».[7]
Основных компонентов всего 6 — на каждом из них мы остановимся по порядку.
1. Ветви делегирования (иерархия подчинения)
Один из основных элементов любой организационной структуры — это иерархия подчинения, то есть та непрерывная «вертикаль власти», которая следует от главы организации (например, генерального директора, CEO) до непосредственно исполнителей: специалистов, сотрудников. Глядя на эту иерархию можно понять, кто и кому подчиняется.
2. Предельный объем ответственности (область контроля)
Этот компонент указывает на число сотрудников, которыми менеджер способен руководить эффективно. Чем выше отношение подчиненных к начальству, тем больше ответственность и шире область контроля.
3. Централизация власти
Кто принимает решения в организации? Если таких центров много, то структура считается децентрализованной, если центр один — централизованной.[8]
4. Специализация (разделение труда)
Это степень разделения деятельности организации на ряд должностей и отдельные рабочие места. При высокой специализации компания предоставляет сотрудникам возможность стать «хозяевами» в своем предметном поле. Благодаря этому повышается качество производимых товаров и предоставляемых услуг, а также производительность самих работников. Низкая степень специализации требует от сотрудников выполнения широкого спектра задач (при высокой специализации каждый занят безупречным выполнением отдельной задачи).
5. Формализация
Как и специализация, формализация определяет структуру деятельности в организации. Ключевым отличием здесь является то, что формализация характеризует степень, в которой задачи и деятельность сотрудника регулируются правилами и другими механизмами.
Формальная организационная структура стремится отделить человека от исполняемой им роли (занимаемой должности): должность или статус не меняется и не зависит от того, кому она принадлежит. В неформальной орг. структуре большое значение придается именно личности. Такой подход позволяет личности развивать свои навыки и вместе с тем вкладывать новое содержание в занимаемую должность.[9]
6. Департментализация
Департментализация — это процесс распределения видов деятельности и ресурсов в логичные производственные единицы для исполнения определенных организационных задач.
Важнейшим компонентом для любого современного предприятия является производство - центральное звено, в котором создается конечный продукт, обладающий заданными потребительскими свойствами. Важность производства для любого предприятия обусловлена тем, что именно производство представляет собой основной источник получения благ, необходимых для жизни человека и удовлетворения его потребностей. Но важен не столько процесс производства, сколько его эффективность - одна из главных характеристик хозяйственной деятельности любого предприятия, обуславливающая его результативность.[10]