Файл: Эффективность менеджмента организации (ООО «Адипрестиж»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие эффективности и качества менеджмента
1.1. Понятие и принципы построения организационной структуры управления
1.2. Понятие и социально-экономическая сущность эффективности менеджмента
1.3. Факторы оценки эффективности менеджмента
2.1. Краткая информация о деятельности исследуемого предприятия
2.2. Анализ системы управления предприятием
2.3. Эффективность менеджмента и пути ее повышения
2.4. Формы оценки деятельности менеджера
Эффективное производство – залог экономического успеха предприятия. Очень большую роль в формировании эффективного производства играет его организационная культура - система этических норм, моральных ценностей, образцов поведения, существующая в организации достаточно длительное время, разделяемая всеми или почти всеми работниками организации и передаваемая новичкам как единственно верная. То какие ценности разделяют работники, как они относятся к своей работе, каким формальным правилам следуют и другие факторы культуры напрямую или косвенно влияют на различные показатели эффективности производства.[11]
Критериями оценки организационной структуры управления предприятия являются: элементы организационной структуры; уровни организационной структуры; полномочия менеджеров; система связей между элементами организационной структуры; тип структуры; численность и категории работников; территориальное расположение подразделений; кадровый состав.
Управление - специфический вид человеческой деятельности - обособилось в ходе реализации и кооперации общественного труда. Сущность управления, его функции специфика определяются, с одной стороны, задачами, которые он решает, с другой - его предметом, средствами и самой работой по управлению. Существуют различные подходы к определению сущности управления и менеджмента.[12]
Управленческий труд - преимущественно умственный труд. Он непосредственно не выступает созидателем материальных благ, но является неотъемлемой частью труда совокупного работника. Неслучайно оценка деятельности управленцев (прежде всего высшего руководства) связана с результатами деятельности предприятия.
Основные задачи управления состоят в определении цели предприятия и создании необходимых условий (экономических, организационных, технических, социальных, психологических и др.) для их реализации: в установлении гармонии между индивидуальными трудовыми процессами, координации совместной деятельности работников. Управление в современных условиях должно быть направлено на удовлетворение потребностей работников, что способствует эффективности деятельности предприятия. Достижение целей управления осуществляется подготовкой и реализацией управляющих воздействий на людей, активизирующих их работу на предприятии. В процессе управления управленческие работники решают самые различные проблемы организационного, экономического, технического, социально-психологического, правового характера. Их многообразие - важная особенность управленческого труда.[13]
Процесс управления осуществляется на основе разделения и кооперации управленческого труда, что способствует повышению качества управляющих воздействий.[14]
В целом же все категории управленческих работников принимают участие в разработке и реализации управляющих воздействий, что отражено на рисунке 1.
1.2. Понятие и социально-экономическая сущность эффективности менеджмента
Нет нужды доказывать, что любое предприятие должно работать эффективно – это аксиома. Под эффективностью обычно понимается превышение результата над затратами. А чтобы достичь эффекта, соответственно необходимо правильно спланировать, организовать и проконтролировать процесс достижения поставленной цели. Эти функции призван выполнять менеджер организации.[15]
Менеджер – это не просто специалист, наделенный исполнительной властью, менеджер - понятие более широкое. Менеджер – это, прежде всего, душа предприятия; квинтэссенция того, что оно из себя представляет, того, к чему стремится. Конечно, невозможно вывести универсальную инструкцию по созданию эффективного менеджмента, но можно выделить базовые принципы, опорные точки, которые позволили бы построить систему подготовки менеджеров, могущую в потенциале дать того самого эффективного менеджера. Построение такой системы наиболее важно для нашей страны. Долгие годы Россия шла по своему специфическому пути развития, который не требовал подготовки менеджеров как таковой. Достаточно вспомнить нашу историю, и станет ясно, что в России отчетливо проявлялась тенденция к централизации, бюрократизации и унификации, к такому политическому и социально-экономическому строю, при котором самостоятельные, энергичные, инициативные управленцы на местах были не только не нужны, но, пожалуй, опасны для государства.[16]
Проблема эффективности менеджмента является составной частью экономики управления, которая включает рассмотрение:
управленческого потенциала, то есть совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления;
затрат и расходов на управление, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;
характера управления труда;
эффективности управления, то есть эффективности действий людей в процессе деятельности организации, реализации интересов, в достижении определенных целей.
В управленческом процессе используются человеческие, материальные, информационные и финансовые ресурсы, и в зависимости от того, как умело и целенаправленно они используются, достигается тот или иной результат. Эффективность менеджмента - это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, то есть интегрированный результат взаимодействия компонентов управления.[17]
В более упрощенном варианте данное определение можно представить следующим образом: эффективность менеджмента - это сопоставление потребленных ресурсов с полученным результатом.
Итак, основные причины слабости отечественного менеджмента: пассивность руководителей, их безынициативность; низкий профессионализм, недостаточная подготовка; излишняя авторитарность, неумение делегировать полномочия; косность – неприятие инноваций, модернизаций; отсутствие комплексного подхода к управлению; слабое взаимодействие с государством и обществом; отсутствие корпоративной культуры, низкие условия труда.[18]
Устранив эти причины можно начать создавать новую эффективную модель менеджмента. Как говорили римские мыслители «sublata causa, tollitur morbus» - устраните причину, тогда пройдет и болезнь. Идя от обратного можно предложить следующие пути развития менеджмента в России: формирование нового инициативного поколения менеджеров; создание крепкой образовательной системы подготовки менеджеров; большая свобода менеджеров среднего и низшего звена; широкое внедрение инноваций, современных методик и технологий; формирование единой теории управления, на основе опыта зарубежных стиран и при учете российской специфики; увеличение кооперации государства и бизнеса; развитие корпоративной культуры, улучшение условий труда.[19]
В последнее время предпринимаются отдельные робкие шаги в этих направлениях, но в большинстве своем они носят единичный, несистемный характер. Единственно возможный выход здесь - это проведение целенаправленной комплексной политики государством при тесном сотрудничестве с бизнесом и научными кругами. Только так можно создать современную эффективную систему менеджмента, которая удовлетворяла бы требованиям мировым стандартов и при этом сохраняла традиции и учитывала особенности нашей истории, культуры, экономики. В любом случае создание сильной системы управления в нашей стране лишь вопрос времени, но от нас зависит, как скоро начнется возрождение российского менеджмента.[20]
1.3. Факторы оценки эффективности менеджмента
Для обеспечения эффективности менеджмента необходимо учитывать все влияния на ее же факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы и выделены основные и определяющие.
Что же такое фактор, по каким признакам их можно классифицировать?
Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком-то процессе, явлении. Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам: по продолжительности влияния; по характеру влияния; по степени формализации; в зависимости от масштаба влияния; по содержанию; по форме влияния;
Рассмотрим более подробно основные факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента.[21]
По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых сказывается на протяжении длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.) и которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).
По характеру влияния различают факторы интенсивные и экстенсивные. Первые обеспечивают повышение эффективности менеджмента за счет мобилизации внутренних ресурсов, совершенствование организации труда управленческих работников и улучшение его условий, подготовка кадров управления. Вторые предусматривают привлечение дополнительных ресурсов - увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.д.[22]
По степени формализации выделяют количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.
В зависимости от масштаба влияния факторы можно подразделить на: народно-хозяйственные, отраслевые, на уровне организаций, на уровне подразделений.
По содержанию различают факторы: научно-технические (уровень механизации и автоматизации труда), организационные (рациональная структура аппарата управления, расстановка кадров, документооборот, трудовая дисциплина), экономические (система материального поощрения и материальной ответственности), социально-психологические (мотивация труда, межличностные отношения), технические, физиологические (санитарно-гигиенические условия труда) и др.
По форме влияния различают факторы прямые (квалификация персонала, состояние оборудования) и косвенные (психологический климат, групповая динамика). Первые непосредственно влияют на эффективность управленческого труда, вторые - опосредованно.
Каждый из перечисленных факторов может воздействовать на систему управления сам по себе, в отдельности, а также в совокупности с другими. При совместном положительном воздействии они обеспечивают существенный рост результативности менеджмента (за счет синергического эффекта), при отрицательном - снижают ее.[23] Роль менеджеров состоит в том, чтобы планомерно воздействовать на указанные факторы. Рост эффективности должен стать объектом постоянной управленческой деятельности на всех уровнях организации.
Центральным понятием эффективности является критерий эффективности (показатель успешности) менеджмента.[24]
Критерии (показатели) эффективности менеджмента – это количественные показатели (числа), характеризующие его результативность и экономичность.
В качестве критериев эффективности должны избираться такие показатели, которые дают возможность:
– прогнозировать ожидаемый результат – достижение организацией ее цели;
– оценивать фактическую степень достижения цели;
– сравнивать различные варианты достижения цели между собой.
Для этого критерии эффективности должны вскрывать сущность решаемой организацией задачи, определять главные, решающие связи и пути совершенствования менеджмента.
Основные требования к критериям (показателям) эффективности менеджмента:
1. Соответствовать целям, стоящим перед организацией. Так, если целью коммерческой организации является извлечение прибыли, то естественно взять в качестве показателя ее успешности прибыль, а если цель некоммерческой организации – решение определенной социальной проблемы (например, снижение уровня безработицы), то показатель успешности должен свидетельствовать о ее решении (это может быть количество безработных на определенный день).[25]
2. Быть связанным с внешней и внутренней обстановкой, в которой организация решает свои задачи. Так, если организация находится в состоянии кризиса, уместно использовать в качестве критериев эффективности такие, как стабильность, ликвидность и т. п. Если же организация процветает, на первый план выходят такие показатели, как рентабельность, прибыльность и т. п.