Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Проблемы и перспективы развития менеджмента в организации).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента
1.2. Структура менеджмента в управлении организацией
2. Анализ системы менеджмента в ООО «Диалог»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Диалог»
2.2. Анализ стиля менеджмента в ООО «Диалог»
3. Проблемы и перспективы развития менеджмента в организации
3.1. Направления совершенствования менеджмента в организации в кризисных ситуациях
3.2. Совершенствование системы менеджмента в организации с помощью технологии СРМ
Существующее моральное стимулирование в организации носит отрицательный характер и проявляется через порицание, критику, изменение тона беседы, типа фраз, громкости голоса.
Среди методов морально-психологического стимулирования следует отметить также оптимизацию рабочего места в соответствии с нормами розничной торговли (модернизация основных средств, совершенствование условий труда, улучшение дизайна и прочие эстетические аспекты). Организация праздников: день рождения фирмы, Новый год, 23 февраля, 8 марта, день работника торговли, поздравление именинника с днем рождения.
2.2. Анализ стиля менеджмента в ООО «Диалог»
Стиль менеджмент, реализующийся с организации не должен входить в противоречие с требованиями этапа ее жизненного цикла, однако универсальных соответствий, которые можно применить для любой организации, исследователи не выделяют. В своем исследовании мы опирались на модель Р. Лайкерта, в которой были предложены стили лидерства от ориентации руководителя и его реальное поведение на выполнение целей организации и ориентации на работника, удовлетворение его потребностей, связанных с трудовой деятельностью. Такая классификация стилей менеджмента привела к созданию управленческой решетки с пятью стилями управления[20]: убогий менеджмент, менеджмент задачи, стиль «середины дороги», стиль «деревенского клуба», стиль «команды».
Определение стиля менеджмента оптово-розничного предприятия ООО «Диалог» в рамках изложенных подходов осуществлялось по материалам социологического опроса, где для сотрудников (42 человека из 115 человек общей выборки) был выделен самостоятельный блок вопросов по данной проблеме, опрос проводился в 2017 году.
ООО «Диалог» является оптово-розничным предприятием торговли, находится на стадии функционального роста. Полученный материал позволил выделить реальные ориентации на стиль руководства менеджмента предприятия и сделать выводы о превалирующем в ООО «Диалог» стиле менеджмента (таблица 2).
Таблица 2
Ранжирование переменных, характеризующих стили менеджмента ООО «Диалог»
Переменные, характеризующие стили руководства |
Ранг предпочтения в реальной ситуации управления |
Ранг предпочтения в прожективной ситуации управления |
При ухудшении работы сотрудника требуется использование негативного стимулирования (поощрение, снижение премии, надбавок и др.) |
1 |
1 |
Необходим постоянный контроль за использованием рабочего времени сотрудником |
2 |
9 |
Следует побуждать сотрудников с помощью давления и манипулирования к большему напряжению сил |
3 |
8 |
Поддерживать сотрудников в том, что они делают или должны делать |
4 |
2 |
Подчиненный должен признавать начальника единственной руководящей инстанцией и строго исполнять его распоряжения |
5 |
10 |
Сотрудники не имеют контрольных прав по отношению к руководителю |
6 |
11 |
Следует обращать внимание на благополучие и жизненные ситуации сотрудников |
7 |
3 |
Необходимо заботиться о хороших отношениях со своими сотрудниками |
8 |
4 |
Полезно обращаться со своими подчиненными как с равными |
9 |
7 |
Руководитель должен быть открыт для обсуждения деловых и личных проблем сотрудников |
10 |
5 |
Руководитель должен защищать интересы своих сотрудников |
11 |
6 |
Можно сделать вывод о том, что менеджмент ООО «Диалог» в качестве самого целесообразного и эффективного воспринимает то, что Д.В. Ньюстром, К. Дэвис определяют как стиль «команды»[21].
Организация находится на стадии функционального роста, для которой характерны быстрый рост объема товарооборота, повышение уровня специализации. Именно на этой стадии организация начинает создавать свои правила и процедуры управления, а также организационные структуры.
Менеджеры воспринимают стиль «команды» как наиболее эффективный, однако в реальности в организации преобладает стиль менеджмента задачи, эффективно работающий для предыдущей стадии ЖЦО, с его ориентацией на реализацию экономических целей, при этом интересы сотрудников, их ожидания и потребности практически игнорируются[22].
Для проведения анализа такого противоречия обратимся к классификации, которая определяет семь основных препятствия для использования стиля «команды» в организации:
– низкий уровень образования персонала; низкий уровень управленческой подготовленности менеджеров;
– неудовлетворительную идентификацию сотрудников с целями организации;
– низкое качество информационной системы организации;
– традиционность трудовых ценностей сотрудников, обусловливающих низкую ответственность и инициативность;
– различие ценностных ориентаций менеджмента и персонала; сниженный эмоциональный фон взаимодействия руководителей и сотрудников вследствие жесткой иерархичности системы управления.
Анализ полученных в ходе опроса данных позволяет сделать вывод о том, что в ООО «Диалог» существуют четыре из вышеприведенных препятствия для использования стиля «команды».
Идентификация сотрудников с целями предприятия чрезвычайно низка, в структуре ценностей работников «благополучие фирмы» находится на предпоследнем месте.
Наблюдаются существенные различия ценностных ориентаций менеджеров и исполнителей.
На готовность к инициативности и ответственности указало 19,8% респондентов, здесь речь идет о выборке из 115 человек, возможности реального взаимодействия персонала с менеджерами с целью увеличения эффективности работы отметили только 2,4%.
Преодоление этих серьезных препятствия позволит менеджерам организации постепенно перейти к использованию признанного эффективным стиля «команды».
Как можно видеть из проведенного исследования, предпочтение определенного стиля руководства не означает его применение в практическом управлении персоналом организации. Менеджеры зачастую признают более эффективным на определенной стадии ЖЦО один стиль руководства, а на практике используют совершенно иной. Такой разрыв является одной из важных проблем совершенствования управления организацией. Выбор оптимального стиля менеджмента зависит от умения менеджеров безошибочно определить требования этапа ЖЦО.
3. Проблемы и перспективы развития менеджмента в организации
3.1. Направления совершенствования менеджмента в организации в кризисных ситуациях
Совершенствование системы менеджмента организации в период кризиса является одной из наиболее важных тем в вопросе современного менеджмента. В период кризиса наиболее значимой проблемой является вопрос установления стабильности предприятия. Улучшить экономические показатели предприятия, а также вывести его из состояния кризиса невозможно без совершенствования системы управления.
Предприятие находится на грани кризиса когда: ˗ осуществляемая деятельность характеризуется высоким риском возникновения банкротства; ˗ предприятие занимает достаточно слабую позицию среди конкурирующих организаций; ˗ финансовое состояние организации можно охарактеризовать как «неустойчивое»[23].
Если говорить о деятельности коммерческой организации, важно отметить, что устойчивость платежеспособного спроса покупателей предполагает собственную устойчивость.
Чтобы максимально эффективно сформировать стратегию развития системы менеджмента предприятия, важно провести глубокий анализ его внешней и внутренней среды, куда также входит вопрос соответствия потенциала предприятия возможностям среды. Если организация проявляет себя как достаточно устойчивое предприятие, можно переходить к вопросу дальнейшего расширения фирмы.
Чтобы поддерживать конкурентоспособность организации, важно осваивать новейшие технологические уклады. Сложность данного критерия заключается в том, что необходимо учесть все подразделения фирмы (производственные, технологические, финансовые, социальные и прочие).
При возникновении в деятельности предприятия кризисной ситуации, ранее функционирующие системы управления и достижения поставленных целей становятся неэффективными. Их дальнейшее применение может привести к непредсказуемым последствиям. В этом случае важно обратиться к новым методам современного менеджмента, которые, так или иначе, будут направлены на достижение желаемого состояния при условии сохранения ключевых параметров предприятия.
Предприятие, находящееся в состоянии кризиса, может столкнуться с рядом проблем, в числе которых:
- определенный спад объема продаж (реализации);
- снижение платежеспособности организации;
- нехватка оборотных средств;
- определенные трудности, возникающие с получением денежных займов;
- неэффективное управление деятельностью предприятия.
Для совершенствования системы менеджмента организации, находящейся в кризисной ситуации, важно[24]:
- провести качественный анализ финансового состояния предприятия в целом;
- оценить деятельность предприятия;
- спрогнозировать возможные последствия в результате осуществления тех или иных действий;
- выявить эффективные методы, направленные на выведение организации из состояния кризиса;
- реализовать все поставленные задачи.
Разработка эффективных действий предприятия с целью улучшения его экономической ситуации в целом представляет собой долгосрочную стратегию развития компании. Максимально эффективной окажется та стратегия, интересы которой будут совпадать с интересами поставщиков, покупателей и государства (в лице его федеральных и местных органов), либо расхождения в интересах будут минимальными.
3.2. Совершенствование системы менеджмента в организации с помощью технологии СРМ
Процесс постоянного совершенствования является неотъемлемым принципом работы современных компаний. Для этого осуществляется внимательный контроль состояния показателей внутренней и внешней среды функционирования компаний. При этом современная компания старается завоевать конкурентное лидерство на рынке, что требует последовательного управления и анализа показателей эффективности.
Совершенствование систем управления эффективностью детальностью предприятий является одним из основных фокусов внимания российского менеджмента. Corporate Performance Management (CPM) представляет собой комплекс, объединяющий все процессы, методологии и метрики, необходимые для измерения показателей деятельности организации и управления этими показателями. Также можно встретить такие синонимы, как Enterprise Performance Management (EPM), Strategic Enterprise Management (SEM) и Business Performance Management (BPM).
Впервые понятие BPM было предложено международной аналитической компанией IDC. Её поддержала исследовательская фирма META Group. В свою очередь, GartnerGroup предложила альтернативную аббревиатуру – СРМ (Corporate Performance Management, управление эффективностью корпорации). Распространение получил также акроним EРМ (Enterprise Performance Management, управление эффективностью предприятия).
Как известно, мировой рынок был более успешен последнее время в области внедрения CPM – структур и объемы российского рынка пока еще далеки от общемировых. Согласно прогнозам таких аналитических компаний, как Gartner, IDC, Forrester, мировой рынок CPM – систем испытывает сегодня негативное влияние кризиса в минимальной степени. И хотя в такие прогнозы верится с большим трудом, западные аналитики уверены, что рынок CPM – систем, хранилищ данных, инструментов BusinessIntelligence и других аналитических инструментов находится на подъеме, так что его рост продолжится в ближайшие десять лет[25].
Системы CPM предназначены для целостного мониторинга эффективности бизнес – процессов компании, для контроля и анализа соответствия оперативной деятельности подразделений стратегическим целям и задачам бизнеса. CPM – системы ориентированы на глубокий анализ всех аспектов хозяйственной деятельности предприятия. С ее помощью менеджеры формируют достаточно эффективную аналитическую панели управления. Целевые значения показателей эффективности компании рекомендуется устанавливать на основе эталонного анализа, согласно которому определяется состав компаний – конкурентов, вместе представляющие собой релевантную эталонную группу. В результате, получая более совершенную модель компании и ее бизнеса, растет ее ценность и увеличивается ее рыночная стоимость[26].
В круг задач CPM входят стратегические аспекты деятельности. Поэтому, такие системы должны уделять особое внимание управлению способностью компании мобилизовать и использовать свои нематериальные активы, что создает предпосылки для формирования потенциала долгосрочного роста показателей эффективности. Именно поэтому системы CPM представляют собой набор мощных возможностей многомерного анализа BI / OLAP, бизнес планирования и бюджетирования в масштабах всей компании[27].
Внедрение CPM – системы в бизнес позволяет:
– создать качественную и адекватную бизнесу модель бюджетирования;
– оценить состояние дел в компании;
– выработать план для достижения поставленных целей.