Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Проблемы и перспективы развития менеджмента в организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегический менеджмент как прикладное научное направление менеджмента представляет собой инструментарий управления, ориентированный на формирование долгосрочных целей и программ деятельности социально-экономической системы, и сочетающий в себе (по Г. Минцбергу) пять элементов[9]:

– стратегия как план (программа действий);

– стратегия как позиция (видение);

– стратегия как прием (технология);

– стратегия как паттерн (образец, шаблон, система) действий;

– стратегия как перспектива (формулировка желаемых результатов).

Методы принятия управленческих решений как прикладное научное направление менеджмента представляет собой комплекс разноплановых способов принятия целесообразных решений при управлении социально-экономической системой[10].

Антикризисное управление представляет собой набор подходов, методов, схем и процедур оздоровления финансово-хозяйственной деятельности социально-экономической системы, оказавшейся в кризисной ситуации, а также создания механизмов обеспечения безопасности, предвосхищающих развитие кризисного состояния в управляемой системе.

Управление персоналом (HRM – human resources management) представляет собой область научно-практической деятельности, направленная на обеспечение социально-экономических систем качественными трудовыми ресурсами, способными выполнять возложенные на них функциональные обязанности, и рациональное их использование[11].

Инновационный менеджмент – это собой комплекс приемов способов эффективной реализации в социально-экономической системе инновационных процессов, предполагающих в общем случае последовательное превращение новых идей в инновационные результаты.

Управление качеством (QM – quality management) – деятельность персонала социально-экономической системы по управлению процессами создания продукции (товаров, работ, услуг) с целью достижения требуемого ее качества путем планирования качества, обеспечения качества и повышения качества[12].

Финансовый менеджмент – инструментарий, обеспечивающий управление финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями, возникающими как внутри управляемой социально-экономической системы, так и между хозяйствующими субъектами, а также между управляемой социально-экономической системой и государством[13].

Инвестиционный менеджмент – совокупность методов, принципов управления инвестициями и инвестиционной деятельностью[14].


Управление проектами является областью управленческой деятельности, в рамках которой четко определяются и рационально достигаются цели проекта при обеспечении баланса между объемом работ, используемыми ресурсами (включая ресурс времени) и качеством[15].

Риск-менеджмент – управленческая деятельность, в рамках которой вырабатываются, принимаются и реализуются управленческие решения, направленные на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных суммарных потерь, вызванных их реализацией[16].

Производственный менеджмент представляет собой направление профессиональной деятельности, связанное с эффективным и рациональным управлением производственными процессами социально-экономических систем, базирующееся на использовании комплексной системы теоретических, методических и научно-практических аспектов планирования, организации и реализации производственной деятельности[17].

В современном менеджменте популярен также целевой подход к управлению. Обеспечение способности предприятия решать поставленные задания и достигать долгосрочных целей является одной из предпосылок для стабильного успеха предприятия. Уровень достижения целей определяет показатель результативности, а соблюдение его высокого уровня в сочетании с соответствующим показателем эффективности, позволяет постоянно улучшать деятельность предприятия[18].

Таким образом, роль теории организации и теории менеджмента в управленческих процессах является значимой, поскольку их взаимосвязь позволяет[19]:

– обеспечивать стабильное функционирования комплексного процесса управления;

– эффективно и обоснованно подходить к формированию протекающих в организациях процессов, определять вектор действий и управлять его реализацией;

– учитывать законы, принципы и закономерности появления организации как явления, ее механизмы функционирования, эволюции, взаимодействия ее частей с внешней и внутренней средой для достижения поставленных целей;

– изучить отношений между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, способы и формы их осуществления.


2. Анализ системы менеджмента в ООО «Диалог»

2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Диалог»

Общество с ограниченной ответственностью «Диалог» – самостоятельное юридическое лицо, зарегистрированное в Мурманске. Данная организация работает с 2005 года, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Сокращенное наименование ООО «Диалог».

Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом.

Уставом Общества предусмотрен единоличный исполнительный орган в лице генерального директора Общества.

ООО «Диалог», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.

ООО «Диалог» осуществляет оптово-розничную реализацию готовых текстильных изделий и нетканных текстильных материалов.

При разработке организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям, так как под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.

Организационная схема в ООО «Диалог» является линейно-функциональной (Приложение 1). Данная структура характеризуется наличием линейных руководителей, специализирующихся на функциональных подсистемах. Данный тип организационной структуры является оптимальным для данного предприятия. Численность организации не большая, и основную ее часть составляют рабочие.

Линейно-функциональная структура в «Диалог» обладает следующими преимуществами:

– возможность достижения высокого уровня специализации;

– можно управлять и осуществлять контроль над каждым видом деятельности;

– относительно легче оптимизировать штат функциональных отделов.

Но существуют также и недостатки:

– относительно затруднено осуществление координации различных видов деятельности, которая необходима для проведения общей продуктовой или региональной политики; к тому же такая координация требует много времени;


– могут возникнуть различия во мнениях должностных лиц, как в отношении обязанностей, так и в отношении продуктовой и региональной политики. В принципе карьера менеджеров связана с их работой в функциональных организациях, поэтому у них отсутствует общий опыт управления, что особенно проявляется в тех случаях, когда их приглашают на более высокие должности.

Высшим органом управления является генеральный директор. В его обязанности входит: руководство работниками, принятие решений о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников, применение мер поощрения отличившихся работников или наложение взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины, обеспечение организации учета товарно-материальных ценностей.

Заместитель занимается организационными вопросами в сфере обслуживания. На время отсутствия директора предприятия его обязанности исполняет заместитель, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

Работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии руководит главный бухгалтер. Он определяет пути устранения недостатков, осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.

Кассиры находятся в подчинении у главного бухгалтера и выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета. Отражают в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.

Заведующий отделом закупки контролирует состояние складских запасов и проводит оптимизацию закупочной политики, руководит работой отдела закупок, распределяет среди менеджеров отдела ответственность за выполнение работы. Определяет порядок и процедуру закупки товаров, критерии и нормы проведения сделок по закупке, определяет и согласовывает порядок расчетов с поставщиками. Изучает маркетинговую информацию, коммерческие предложения и рекламные материалы с целью выявления спроса на продукцию.

Менеджеры и обслуживающий персонал находятся в подчинении у заведующего отделом закупки и обеспечивают сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, ведут учет складских операций. Организуют доставку продукции от поставщиков и продавцов в соответствии с предусмотренными в договорах условиями и сроками.


Обслуживающий персонал, который состоит из продавцов-консультантов, подчиняется заместителю директора. В их основные обязанности входит продажа товаров розничному покупателю, и в том числе анализировать и учитывать спрос покупателей в процессе торговли, следить за пополнением ассортимента товаров на рабочих местах, давать заявку на товары с учетом запросов покупателей.

Таким образом, данная структура соответствует специфике предприятия, его целям и решению стоящих перед ним задач. Разделение секторов и отделов соответствует специфике предприятия.

Для того чтобы охарактеризовать структуру персонала предприятия и его профессионально – квалификационный уровень воспользуемся рядом вспомогательных материалов, среди которых особо информативными оказались личные дела сотрудников и статистика организации. Полученные данные были сведены в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика персонала ООО «Диалог»

Показатели

2016

2016

2017

2017

Изменения

(%)

(чел)

(%)

1. Общая численность сотрудников, всего

120

100,0%

115

100,0%

-5

В том числе:

0

Мужчины

18

15,0%

17

14,8%

-1

Женщины

102

85,0%

98

85,2%

-4

2. Численность сотрудников по возрастным группам:

До 36

21

17,5%

21

18,3%

0

36-45

26

21,7%

26

22,6%

0

46-50

14

11,7%

14

12,2%

0

51-55

19

15,8%

18

15,7%

-1

56-60

21

17,5%

20

17,4%

-1

61 и более

19

15,8%

16

13,9%

-3

Проанализировав социальную структуру коллектива, можно сказать, что основную часть сотрудников ООО «Диалог» составляют молодые специалисты до 40 лет. Сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста занимают небольшую часть от общего состава персонала (рис. 2. Приложение 2).

А процентное соотношение мужчин и женщин показывает, что в основном в организации работают женщины (рис. 3. Приложение 3).

Среди наиболее значимых факторов, препятствующих результативной работе сотрудников организации, были выявлены следующие: отсутствие зависимости оплаты труда от фактических результатов; низкий уровень материально-технического обеспечения рабочего места; невысокий профессиональный уровень работников; отсутствие механизма должностного роста; возложение дополнительных функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки.