Файл: Менеджмент как организационно-целевое управление (Проблемы и перспективы развития менеджмента в организации).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы менеджмента
1.2. Структура менеджмента в управлении организацией
2. Анализ системы менеджмента в ООО «Диалог»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Диалог»
2.2. Анализ стиля менеджмента в ООО «Диалог»
3. Проблемы и перспективы развития менеджмента в организации
3.1. Направления совершенствования менеджмента в организации в кризисных ситуациях
3.2. Совершенствование системы менеджмента в организации с помощью технологии СРМ
Стратегический менеджмент как прикладное научное направление менеджмента представляет собой инструментарий управления, ориентированный на формирование долгосрочных целей и программ деятельности социально-экономической системы, и сочетающий в себе (по Г. Минцбергу) пять элементов[9]:
– стратегия как план (программа действий);
– стратегия как позиция (видение);
– стратегия как прием (технология);
– стратегия как паттерн (образец, шаблон, система) действий;
– стратегия как перспектива (формулировка желаемых результатов).
Методы принятия управленческих решений как прикладное научное направление менеджмента представляет собой комплекс разноплановых способов принятия целесообразных решений при управлении социально-экономической системой[10].
Антикризисное управление представляет собой набор подходов, методов, схем и процедур оздоровления финансово-хозяйственной деятельности социально-экономической системы, оказавшейся в кризисной ситуации, а также создания механизмов обеспечения безопасности, предвосхищающих развитие кризисного состояния в управляемой системе.
Управление персоналом (HRM – human resources management) представляет собой область научно-практической деятельности, направленная на обеспечение социально-экономических систем качественными трудовыми ресурсами, способными выполнять возложенные на них функциональные обязанности, и рациональное их использование[11].
Инновационный менеджмент – это собой комплекс приемов способов эффективной реализации в социально-экономической системе инновационных процессов, предполагающих в общем случае последовательное превращение новых идей в инновационные результаты.
Управление качеством (QM – quality management) – деятельность персонала социально-экономической системы по управлению процессами создания продукции (товаров, работ, услуг) с целью достижения требуемого ее качества путем планирования качества, обеспечения качества и повышения качества[12].
Финансовый менеджмент – инструментарий, обеспечивающий управление финансовыми ресурсами и финансовыми отношениями, возникающими как внутри управляемой социально-экономической системы, так и между хозяйствующими субъектами, а также между управляемой социально-экономической системой и государством[13].
Инвестиционный менеджмент – совокупность методов, принципов управления инвестициями и инвестиционной деятельностью[14].
Управление проектами является областью управленческой деятельности, в рамках которой четко определяются и рационально достигаются цели проекта при обеспечении баланса между объемом работ, используемыми ресурсами (включая ресурс времени) и качеством[15].
Риск-менеджмент – управленческая деятельность, в рамках которой вырабатываются, принимаются и реализуются управленческие решения, направленные на снижение вероятности возникновения неблагоприятного результата и минимизацию возможных суммарных потерь, вызванных их реализацией[16].
Производственный менеджмент представляет собой направление профессиональной деятельности, связанное с эффективным и рациональным управлением производственными процессами социально-экономических систем, базирующееся на использовании комплексной системы теоретических, методических и научно-практических аспектов планирования, организации и реализации производственной деятельности[17].
В современном менеджменте популярен также целевой подход к управлению. Обеспечение способности предприятия решать поставленные задания и достигать долгосрочных целей является одной из предпосылок для стабильного успеха предприятия. Уровень достижения целей определяет показатель результативности, а соблюдение его высокого уровня в сочетании с соответствующим показателем эффективности, позволяет постоянно улучшать деятельность предприятия[18].
Таким образом, роль теории организации и теории менеджмента в управленческих процессах является значимой, поскольку их взаимосвязь позволяет[19]:
– обеспечивать стабильное функционирования комплексного процесса управления;
– эффективно и обоснованно подходить к формированию протекающих в организациях процессов, определять вектор действий и управлять его реализацией;
– учитывать законы, принципы и закономерности появления организации как явления, ее механизмы функционирования, эволюции, взаимодействия ее частей с внешней и внутренней средой для достижения поставленных целей;
– изучить отношений между людьми в ходе целенаправленного воздействия, выявлять законы формирования управления, с тем чтобы на их основе установить принципы управленческой деятельности, способы и формы их осуществления.
2. Анализ системы менеджмента в ООО «Диалог»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Диалог»
Общество с ограниченной ответственностью «Диалог» – самостоятельное юридическое лицо, зарегистрированное в Мурманске. Данная организация работает с 2005 года, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Сокращенное наименование ООО «Диалог».
Общество руководствуется в своей деятельности Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Уставом.
Уставом Общества предусмотрен единоличный исполнительный орган в лице генерального директора Общества.
ООО «Диалог», как и любое другое предприятие, осуществляющее финансово-хозяйственную деятельность, получает доход, с которого уплачивает различные налоги и платежи в бюджет. Средства, остающиеся у предприятия после уплаты этих налогов и платежей, поступают в его полное распоряжение.
ООО «Диалог» осуществляет оптово-розничную реализацию готовых текстильных изделий и нетканных текстильных материалов.
При разработке организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям, так как под структурой управления понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого.
Организационная схема в ООО «Диалог» является линейно-функциональной (Приложение 1). Данная структура характеризуется наличием линейных руководителей, специализирующихся на функциональных подсистемах. Данный тип организационной структуры является оптимальным для данного предприятия. Численность организации не большая, и основную ее часть составляют рабочие.
Линейно-функциональная структура в «Диалог» обладает следующими преимуществами:
– возможность достижения высокого уровня специализации;
– можно управлять и осуществлять контроль над каждым видом деятельности;
– относительно легче оптимизировать штат функциональных отделов.
Но существуют также и недостатки:
– относительно затруднено осуществление координации различных видов деятельности, которая необходима для проведения общей продуктовой или региональной политики; к тому же такая координация требует много времени;
– могут возникнуть различия во мнениях должностных лиц, как в отношении обязанностей, так и в отношении продуктовой и региональной политики. В принципе карьера менеджеров связана с их работой в функциональных организациях, поэтому у них отсутствует общий опыт управления, что особенно проявляется в тех случаях, когда их приглашают на более высокие должности.
Высшим органом управления является генеральный директор. В его обязанности входит: руководство работниками, принятие решений о назначении, перемещении и освобождении от занимаемых должностей работников, применение мер поощрения отличившихся работников или наложение взыскания на нарушителей производственной и трудовой дисциплины, обеспечение организации учета товарно-материальных ценностей.
Заместитель занимается организационными вопросами в сфере обслуживания. На время отсутствия директора предприятия его обязанности исполняет заместитель, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии руководит главный бухгалтер. Он определяет пути устранения недостатков, осуществляет учет средств предприятия и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами, устанавливает результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль над экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия.
Кассиры находятся в подчинении у главного бухгалтера и выполняют работу по различным участкам бухгалтерского учета. Отражают в бухгалтерском учете операции, связанные с движением денежных средств.
Заведующий отделом закупки контролирует состояние складских запасов и проводит оптимизацию закупочной политики, руководит работой отдела закупок, распределяет среди менеджеров отдела ответственность за выполнение работы. Определяет порядок и процедуру закупки товаров, критерии и нормы проведения сделок по закупке, определяет и согласовывает порядок расчетов с поставщиками. Изучает маркетинговую информацию, коммерческие предложения и рекламные материалы с целью выявления спроса на продукцию.
Менеджеры и обслуживающий персонал находятся в подчинении у заведующего отделом закупки и обеспечивают сохранность складируемых товарно-материальных ценностей, ведут учет складских операций. Организуют доставку продукции от поставщиков и продавцов в соответствии с предусмотренными в договорах условиями и сроками.
Обслуживающий персонал, который состоит из продавцов-консультантов, подчиняется заместителю директора. В их основные обязанности входит продажа товаров розничному покупателю, и в том числе анализировать и учитывать спрос покупателей в процессе торговли, следить за пополнением ассортимента товаров на рабочих местах, давать заявку на товары с учетом запросов покупателей.
Таким образом, данная структура соответствует специфике предприятия, его целям и решению стоящих перед ним задач. Разделение секторов и отделов соответствует специфике предприятия.
Для того чтобы охарактеризовать структуру персонала предприятия и его профессионально – квалификационный уровень воспользуемся рядом вспомогательных материалов, среди которых особо информативными оказались личные дела сотрудников и статистика организации. Полученные данные были сведены в таблице 1.
Таблица 1
Характеристика персонала ООО «Диалог»
Показатели |
2016 |
2016 |
2017 |
2017 |
Изменения |
(%) |
(чел) |
(%) |
|||
1. Общая численность сотрудников, всего |
120 |
100,0% |
115 |
100,0% |
-5 |
В том числе: |
0 |
||||
Мужчины |
18 |
15,0% |
17 |
14,8% |
-1 |
Женщины |
102 |
85,0% |
98 |
85,2% |
-4 |
2. Численность сотрудников по возрастным группам: |
|||||
До 36 |
21 |
17,5% |
21 |
18,3% |
0 |
36-45 |
26 |
21,7% |
26 |
22,6% |
0 |
46-50 |
14 |
11,7% |
14 |
12,2% |
0 |
51-55 |
19 |
15,8% |
18 |
15,7% |
-1 |
56-60 |
21 |
17,5% |
20 |
17,4% |
-1 |
61 и более |
19 |
15,8% |
16 |
13,9% |
-3 |
Проанализировав социальную структуру коллектива, можно сказать, что основную часть сотрудников ООО «Диалог» составляют молодые специалисты до 40 лет. Сотрудники пенсионного и предпенсионного возраста занимают небольшую часть от общего состава персонала (рис. 2. Приложение 2).
А процентное соотношение мужчин и женщин показывает, что в основном в организации работают женщины (рис. 3. Приложение 3).
Среди наиболее значимых факторов, препятствующих результативной работе сотрудников организации, были выявлены следующие: отсутствие зависимости оплаты труда от фактических результатов; низкий уровень материально-технического обеспечения рабочего места; невысокий профессиональный уровень работников; отсутствие механизма должностного роста; возложение дополнительных функциональных обязанностей, сверхурочные нагрузки.