Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов.
Менеджмент человеческих ресурсов
Глава 2. Роль менеджмента человеческих ресурсов в организации
2.1. Управление человеческими ресурсами (Human Resourse) как составляющая менеджмента качества
2.2. Управление человеческими ресурсами с точки зрения менеджмента качества
В условиях ускорения развития технического прогресса и информационных технологий, в условиях глобализации возросла роль человеческого потенциала, выступающего в качестве стратегического фактора успеха организации, а, следовательно, и роль менеджмента человеческих ресурсов. [9]
Сущность понятия «человеческие ресурсы» заключается в совокупности различных качеств людей (таких как способности, опыт, квалификация и т.д.), которые определяют их возможности производить материальные и нематериальные блага.
Менеджмент человеческих ресурсов – это совокупность методов и технологий управления, направленных на максимально эффективное использование человеческих навыков, знаний и умений для достижения целей организации и удовлетворенности самих сотрудников.
Зачастую термин «управление человеческими ресурсами» рассматривают в качестве синонима «управления персоналом». Однако данная позиция не является корректной, поскольку между ними существует определенная разница. Мнения специалистов в данном вопросе расходятся.
Так, Х.Т. Грэхем и Р. Беннетт считают, что управление человеческими ресурсами – понятие более широкое, чем управление персоналом. «Люди, используемые в качестве работников, являются ресурсами, которые не менее важны, чем финансовые или материальные ресурсы, и которым следует так же уделять внимание и заботу». [10]
Соколова М.И. и Дементьева А.Г., напротив, говорят о том, что некоторые специалисты рассматривают менеджмент человеческих ресурсов как составную часть управления персоналом, в котором выделяют два этапа развития: управление кадрами и управление человеческими ресурсами.
Несмотря на разные подходы ученых, существует единое мнение относительно отличий управления персоналом и менеджмента человеческих ресурсов:
1. Концепция менеджмента человеческих ресурсов рассматривает персонал организации в качестве контролируемых издержек и развиваемых инвестиций, в то время как концепция управления персоналом рассматривает работников лишь в качестве издержек.
2. В менеджменте человеческих ресурсов сотрудник – фактор преимущества в конкурентной борьбе, а в управлении персоналом – фактор производства.
3. Для управления персоналом характерны лишь краткосрочные перспективы, для менеджмента человеческих ресурсов – долгосрочные.
4. Задачами управления персоналом являются привлечение, сохранение, мотивация работников, а задачами менеджмента человеческих ресурсов – конкурентные преимущества, рентабельность, гибкость работников.
Таким образом, можно сказать, что принципиальным отличием управления человеческими ресурсами от управления персоналом является направленность именно на человеческие возможности, а не на конкретных людей. Кроме того, управление персоналом осуществляется внутри предприятия, а менеджмент человеческих ресурсов – вне предприятия, т.е. на локальном, региональном, национальном и международном уровнях. [11]
Основной целью менеджмента человеческих ресурсов является способствование достижению организацией успеха.
Для реализации данной цели сформулированы более подробные задачи:
1. привлечение новых сотрудников;
2. удержание ценных работников;
3. мотивация персонала;
4. повышение квалификации сотрудников, их переобучение. [12]
Менеджмент человеческих ресурсов также подразумевает заботу о здоровье каждого сотрудника, о его безопасности и личной удовлетворенности трудом и полученными результатами. Безусловно, для того чтобы управление в любой сфере было эффективным, необходимо наличие совокупности факторов.
При этом следует отличать понятия «эффект» и «эффективность», разница между которыми состоит в том, что эффект выражает абсолютное значение полученного результата безотносительно к затратам, которые этот результат обусловили, а определение эффективности предполагает соотношение полученного результата и затрат, произведенных для его получения.
Для менеджмента человеческих ресурсов факторами эффективности являются:
1. соответствие уровня квалификации работников выполняемой работе;
2. представленность управления человеческими ресурсами на высшем уровне управления компанией;
3. участие линейного руководства в реализации менеджмента человеческих ресурсов;
4. делегирование полномочий, создание гибких условий труда;
5. совместное участие большого количества работников в разработке и реализации стратегических планов;
6. высокое качество контроля реализации стратегического плана и требований оценки его социально-экономической эффективности;
7. объективность, глубина и комплексность анализа воздействия на менеджмент человеческих ресурсов и на саму организацию. [13]
Для оценки эффективности существующей системы менеджмента человеческих ресурсов необходимо проводить анализ на основе соответствующих показателей.
Одним из важнейших является уровень вовлеченности сотрудников, который характеризует их отношение к ведению дел, готовность оставаться в данной организации, желание осуществлять дополнительную деятельность в интересах организации. [14]
Кроме уровня вовлеченности сотрудников важно учитывать такие показатели, как:
1. общие издержки организации на оплату деятельности работников с учетом налоговых отчислений;
2. доля издержек на оплату деятельности сотрудников в общем объеме затрат;
3. издержки на оплату труда за один производительный час, рассчитываемые как отношение общих затрат на оплату труда к общему числу рабочих часов;
4. издержки на одного сотрудника, рассчитываемые как отношение доли издержек на оплату труда к количеству сотрудников за определенный период;
5. текучесть кадров;
6. производительность труда за единицу времени;
7. время на производство единицы продукции;
8. объем производства на одного работника;
9. потерянная производительность, рассчитываемая как произведение добавленной стоимости в час на количество потерянных часов от неявки сотрудников на рабочие места;
10. показатель абсентеизма, рассчитываемый как отношение потерянного рабочего времени к общему количеству рабочих часов за определенный период;
11. коэффициент внутренней мобильности, рассчитываемый как отношение числа работников, подвергшихся ротации за определенный период, к среднему количеству работников за тот же период. [15]
Несомненно, не существует таких моделей или методов управления, которые бы не несли в себе определенные проблемы. [16]
В настоящее время в менеджменте человеческих ресурсов также выявлен ряд проблем.
1. В первую очередь, это выбор конкретной модели управления, подходящей именно для данной организации. Нередко те или иные методы управления неприменимы к конкретным сотрудникам, что создает некоторые сложности в работе.
2. Зачастую квалификация работников не соответствует требованиям, что приводит к необходимости ее повышения, а значит, к дополнительным затратам организации.
3. Во многих случаях у персонала просто не хватает свободного времени для обучения и развития своих способностей. Данное явление получило название «проблема развития человеческих ресурсов».
4. Наряду с вышеуказанными, возникает проблема шаблонных решений, в то время как менеджмент человеческих ресурсов требует творческого подхода, инновационных идей.
5. Проблема мотивации сотрудников все еще является одной из наиболее острых, хотя к настоящему моменту разработано достаточное количество эффективных методов мотивации (корпоративная система мотивации, грейдирование и т.д.).
Для решения возникающих проблем следует с определенной периодичностью проводить тщательный анализ текущего состояния менеджмента человеческих ресурсов, оценку результатов на основе описанных ранее показателей и прогнозирование будущей ситуации. [17]
На сегодняшний день практически во всех странах существует практика управления человеческими ресурсами, однако она заметно отличается в зависимости от культуры, законодательства, экономического положения государства.
В то же время «уже принято большое количество законов, регламентирующих управление персоналом и человеческими ресурсами (единые стандарты охраны здоровья и техники безопасности на производстве, предоставление равных возможностей в области занятости женщинам, а также требуемый минимум гарантий занятости)».
Наибольшее развитие управление человеческими ресурсами получило в США, Японии, Франции, Бельгии, Германии, Испании и Италии. Сегодня, говоря о мировых тенденциях развития менеджмента человеческих ресурсов, можно назвать следующие:
1. Осуществляется переход к децентрализованной функции управления человеческими ресурсами.
2. Возникает стратегический подход к менеджменту человеческих ресурсов.
3. Делается акцент на управлении изменениями.
4. Расширение и углубление социального партнерства и трудовых отношений становится одной из важнейших задач управления человеческими ресурсами.
5. Создаются новых принципы мотивации сотрудников.
6. Большое внимание уделяется развитию человеческих ресурсов.
Таким образом, можно говорить о том, что менеджмент человеческих ресурсов при правильном выборе модели и методов управления, при должном внимании к факторам эффективности представляет собой важнейший инструмент достижения организацией успеха на рынке, а также способствует удовлетворенности сотрудников выполняемой работой.
Глава 2. Роль менеджмента человеческих ресурсов в организации
2.1. Управление человеческими ресурсами (Human Resourse) как составляющая менеджмента качества
Менеджмент персонала, управление человеческими ресурсами являются одними из самых важных элементов менеджмента предприятия и предназначены для повышения результативности процессов предприятия.
В условиях рыночной экономики любое предприятие должно обеспечить свою конкурентоспособность, но требования рынка, не являясь застывшими, обусловливают необходимость адаптации бизнес- процессов предприятия, в том числе и процессов управления человеческими ресурсами.
Это определяет актуальность управления персоналом, управления человеческими ресурсами. Управление персоналом занимает приоритетные позиции в структуре управления предприятием. [18]
Одной из общих проблем как современного производства, так и организаций, предоставляющих образовательные услуги, является создание системы менеджмента качества, позволяющей обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции и предоставление образовательных услуг.
Международная организация по стандартизации (ИСО) определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [19]
Требования к качеству на международном уровне определены стандартами ИСО серии 9000.
Разработка систем менеджмента качества (СМК), обеспечение качества продукции являются одними из важнейших средств конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке.
Управление качеством стало основной частью производственного процесса и направлено не столько на выявление дефектов или брака в готовой продукции, сколько на проверку качества изделия в процессе его изготовления.
Разрабатываемые СМК основаны на реализации семейства международных стандартов (МС) ИСО- 9000.
Основополагающий стандарт ИСО 9001-2008 регламентирует, что принятие системы менеджмента качества должно являться стратегическим решением организации. Стандарт ИСО 9001-2008 четко определяет требования предприятий в части управления персоналом, человеческими ресурсами.
Так, в п. 6.2 указано: «Персонал, выполняющий работу, влияющую на качество продукции, должен быть компетентным в соответствии с полученным образованием, подготовкой, навыками и опытом»; в п. 6.2.2: «Организация должна определять необходимую компетентность персонала, выполняющего работу, которая влияет на качество продукции».
Можно обеспечить конкурентоспособность и постоянное совершенствование качества с помощью статистических методов — основных инструментов менеджмента всеобщего качества (англ. Total Quality Management), TQM.