Файл: Появление налога и эволюция налогообложения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоговая система является одной из главных элементов рыночной экономики. Служит основным инструментом влияния государства на развитие экономики, определение приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствующим международному опыту.

В современном цивилизованном обществе налоги являются основной формой государственных доходов. Помимо этой чисто финансовой функции, налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, а также на состояние научно – технического прогресса.

Налоги давным – давно стали нам известны, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми социальными потребностями.

В разработке форм и методов сбора налогов можно выделить три этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средневековья у государства не было финансового аппарата для определения сбора налогов. Оно определяет только общую сумму средств, которые он желает получить, и взимает сборы с города или общины. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI – начале XIX века), в стране появляется сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет на себя некоторые функции: устанавливает налоговую квоту, контролирует процесс сбора налогов, определяет этот процесс с более или менее широкими рамками. И наконец, третий, современный, этап – государство берет на себя все функции по установлению и сбору налогов, поскольку правила налогообложения уже разработаны. Региональные власти, местные сообщества играют роль государственных помощников, обладая определенной степенью независимости.

В данной курсовой работе будут обсуждаться налоги, как цена государственных услуг: роль налогов в формировании государственных доходов, стандарты государственных услуг, предоставляемых налоговыми органами, налоги как основной инструмент государственного регулирования экономики.

Цель работы – предметное и подробное рассмотрение роли, которую налоги играют в развитии государства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть характер, виды и функции налогов;
  • раскрыть механизмы функционирования налоговой системы, действующих в России в настоящее время;
  • показать роль налогов в финансировании государства;
  • рассмотреть стандарты госуслуг, предоставляемых налоговыми органами.

Объектом исследования в работе является налогообложение в Российской Федерации.

Предметом исследования, являются налоги как плата «цивилизованного общества», потому что налоговая система, преобладающая в нашей стране, накладывает особый штамп на всю жизнь людей и способы решения проблем, связанных со сбором налогов.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. В первой главе рассматриваются основные положения теории налога. Во второй главе раскрываются функции налогов и роль налогов в развитии государства. В третьей главе описываются стандарты государственных услуг, предоставляемых налоговыми органами.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИИ НАЛОГА

1.1 Появление налога и эволюция налогообложения

Налоговая система — это система урегулированных нормами публичного права общественных отношений, которые формируются в связи с установлением налогов и сборов.

Налог понимается как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения их имущественных прав, экономического управления или оперативного управления средствами в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

История налогов исчисляется тысячелетиями. Это главное звено экономики в отношения между государством и обществом. Первый период развития налога был случайным. Это было в древнем мире и в средневековье.

Налоги появились с образованием государств, товарного производства и государственного аппарата: чиновников, армии и судов. Они были необходимы для поддержания государства и учреждений. Развитие товарно – денежных отношений ввели денежную форму сбора налогов. Если раньше они шли на содержание армии и дворцов, на строительство дорог и храмов, то затем налоги оказались один из основных доходов государства.

В древнем мире налоги отличались от современных. Их можно назвать квазиналогами, которые шли в дополнение к другим источникам государственных доходов: добыча на войне, государственное имущество - домены, регалии. Квазиналоги стали переходным шагом к налогам.


Первая организованная налоговая система появилась в древнем Риме. В мирное время затраты на их содержание были минимальными, и было честью вкладывать собственные средства в управление государством. Строительство зданий было компенсировано арендной платой за земли. Во время войны налоги были уплачены со своих доходов. Сумма бралась от заявленного имущества и положения каждые пять лет – зарождение декларации о доходах.

Римская империя росла и завоевывала новые колонии. Они ввели коммунальные налоги и другие пошлины. Сумма была рассчитана так же, как в Риме. В случае победы, налоги могли быть уменьшены или отменены, за исключением коммунального налога, который жители за пределами Рима платили постоянно.

Долгое время в римских провинциях не было финансовых учреждений для установления и сбора налогов. Пользовались услугами откупщиков, которых было сложно контролировать. В результате развились злоупотребление властью и коррупция. Начался экономический кризис.

В XVII – XVIII веке начался новый период развития налоговой системы налогообложения. Формируются налоговые системы с прямыми и косвенными налогами. Появились акцизы, подоходный налог и налог за душу.

Государственное налогообложение привело к появлению теории налогообложения. Адам Смит сформулировал основные принципы налоговой системы. В своей работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 год) он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, обозначил их место в финансовой системе государства, и определил, что налоги для плательщика являются показателем свободы, а не рабства.

Во Франции парламент стал утверждать бюджет и налоги только в 1791 году после Великой французской революции. Французский ученый Ф. Кенэ впервые обозначил органическую связь налогообложения и экономического процесса.

В XIX веке финансовая наука продолжала стремительно совершенствоваться, количество налогов уменьшилось, а права на их назначение увеличились. Началось изучение методик и проблем налогообложения.

Подъем и концентрация производства и экономический рост вывели его на новый этап. Основными объектами были передача ценностей от одного владельца другому.

После Первой мировой войны прошли налоговые реформы. В современной налоговой системе прямые и подоходно – прогрессивные налоги заняли ведущее место.

Великая депрессия 1929 – 1933 гг. заставила рассматривать государственные финансы как инструмент макроэкономической стабилизации, а после Второй мировой войны налоги стали использоваться как средство государственного регулирования экономики.


Современный период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием всех его проблем.

В 50 – 70-х годах XX века в ведущих странах мира проводится стимулирование частного предпринимательства за счет использования универсальных налоговых рычагов, в том числе путем предоставления налоговых льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при экспорте продукции и услуг для НИОКР.

Во все времена экономистов волновал вопрос: формировать ли бюджет чисто фискальными методами или стимулировать предпринимательство и расширение налоговой базы за счет снижения налогов? Практика показала, что реальное снижение налогов возможно только в государстве с солидной экономической базой. Только тогда снижение ставки налога приведет к росту производства, что в дальнейшем компенсирует временное снижение налоговых поступлений. На этом принципе строят свою налоговую политику ведущие страны мира. Суть налоговых реформ, проводимых здесь в 80 – 90-е годы XX века, основана на совершенствовании систем прямых и косвенных налогов, ускорении накопления капитала и стимулировании предпринимательской деятельности.

Начало 80–х годов практически повсеместно ознаменовалось либерализацией систем подоходного налога, снижением налоговых ставок с одновременным расширением налоговой базы и сокращением льгот. Реформа систем косвенного налогообложения проводилась за счет снижения таможенных пошлин, снижения акцизов, но в то же время наблюдается увеличение налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80 – е годы стал заменять налог с продаж.

В то же время усилен контроль за соблюдением налогового законодательства, ужесточены экономические и правовые санкции в отношении нарушителей.

Налоги начали дифференцировать:

  • принцип платежеспособности;
  • принцип получаемой выгоды.

Сегодня аудиторские, инвестиционные и консультационные компании хорошо развиты. Частные и государственные учреждения работают на возмездной основе: пенсионный фонд, благотворительные организации и др.

1.2 Экономическая сущность понятий «налог» и «сбор»

С принятием Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и Бюджетного кодекса Российской Федерации (БК РФ) налоги и сборы как юридические категории были отделены от неналоговых платежей. В частности, БК РФ закрепил в ст. 41 «Виды доходов бюджета»[1] предусматривается, что доходы бюджета генерируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также безвозмездных и безотзывных трансфертов. В БК РФ под налоговыми поступлениями понимаются все федеральные, региональные и местные налоги и сборы, предусмотренные налоговым законодательством, а также штрафы и пени. Термин «налоговые поступления» охватывает два вида обязательных платежей – налоги и сборы.


Суть налога состоит в отчуждении государством в его пользу денежных средств, принадлежащих частным лицам. Посредством налогообложения государство в одностороннем порядке выводит в централизованные фонды определенную часть ВВП для реализации общественных задач и функций. В то же время часть имущества налогоплательщиков в денежной форме переходит в собственность государства.

Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной суммы денег подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму государству, так как в противном случае права и юридически защищенные интересы других лиц и государства могут быть нарушены. Взыскание налога не может рассматриваться как произвольное лишение владельца его имущества, это законное изъятие части имущества, возникшей в результате конституционного публично-правового обязательства[2].

Налог устанавливается государством в форме закона.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения юридически значимых действий в отношении плательщиков сборов, в том числе предоставления определенных прав или выдачи лицензий[3].

Основные отличия сборов от налогов:

  • Индивидуальная безвозмездность. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых государственных услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован (выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).
  • Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.
  • Компенсационный характер. Целью сбора является компенсация дополнительных расходов государства по предоставлению плательщику индивидуальных и специфических услуг публично-правового характера.
  • Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.
  • Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.
  • Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика и изменяется по мере изменения налоговой базы. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государство совершило те же действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.
  • Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого – либо рода санкций.