Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов.
Менеджмент человеческих ресурсов
Глава 2. Роль менеджмента человеческих ресурсов в организации
2.1. Управление человеческими ресурсами (Human Resourse) как составляющая менеджмента качества
2.2. Управление человеческими ресурсами с точки зрения менеджмента качества
Введение
В условиях перехода страны к рыночной экономике существенно меняется система управления организациями, предприятиями, фирмами и пр.
Для всех организаций — больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг большое значение начинает приобретать вопрос управления людьми.
Человек становится важнейшим элементом производственного процесса, профессиональная подготовка которого и мотивация к высокопроизводительному творческому труду является одной из основных задач современного менеджмента.
Без умелого руководства человеческим ресурсом ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Термин «человеческие ресурсы» в 70-х годах ХХ века прочно вошел в употребление. Он отражает экономическую целесообразность капиталовложений в человека, развитие его умения, навыков, способностей.
Общепризнанно, что финансовые вложения в человека окупаются наиболее быстро по сравнению с другими способами размещения капитала, а развитие человеческих ресурсов позволяет организации получить конкурентное преимущество за счет более раннего выхода на рынок с товарами высокого качества. Это подтверждает экономическую заинтересованность современной организации в переходе к новой концепции управления персоналом и развития человеческих ресурсов.
Теоретики менеджмента определяют человеческие ресурсы как реализованные и нереализованные человеческие возможности, как производственный, социальный, духовный, культурный потенциал личности.
Управление человеческими ресурсами – это подход в управлении персоналом, при котором сотрудники рассматриваются как достояние фирмы, организации, учреждения в конкурентной борьбе, как человеческий потенциал, который необходимо мотивировать и развивать, чтобы достичь стратегических целей. Это означает, что человек должен быть интегрирован со стратегией бизнеса.
Поэтому УЧР ставит своей конечной целью – повысить результативность фирмы и удовлетворить потребности сотрудников. Многие годы в теории менеджмента господствовала теория управления персоналом, которая основывалась на четком выполнении своих функций управляющими и подчиненными, где четко определены права и обязанности каждой из сторон.
Отсюда, управление персоналом в большей степени характеризовало повседневную работу. Управление человеческими ресурсами - совершенно новый подход в менеджменте к функционированию организации. Здесь главную роль играют не финансы, технологии, производственные мощности и прочее, а именно человек как основная ценность общества и важнейший ресурс организации.
В современном информационном обществе производственные процессы, новые технологии, эффективное кредитование быстро становятся достоянием мировой экономики. Отсюда, конкурировать в условиях рыночной экономики в данных направлениях довольно сложно. Своеобразной неиспользованной в конкурентной борьбе нишей явился человеческий ресурс. Всему есть предел, развитию же человеческих возможностей – предела нет.
Цель выявить менеджмент человеческих ресурсов.
Задачи:
Рассмотреть методологические основы менеджмента человеческих ресурсов.
Определить роль менеджмента человеческих ресурсов. в организации
Глава 1. Теоретические основы менеджмента человеческих ресурсов.
Менеджмент человеческих ресурсов
Менеджмент человеческих ресурсов можно определить как стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия. [1]
Существует цикл человеческих ресурсов, состоящий из четырех основных процессов, или функций, выполняемых в любой организации.
Это:
- отбор — соответствие имеющихся в наличии человеческих ресурсов рабочим местам;
- аттестация — управление показателями деятельности;
- вознаграждение — обязана поощрять как краткосрочные, так и долгосрочные достижения, имея в виду, что «предприятие должно работать сегодня, чтобы преуспеть в будущем»;
- развитие — стремление к наличию высококвалифицированных работников. [2]
Майкл Армстронг выделяет основные функции системы менеджмента человеческих ресурсов, выполняемые как линейными менеджерами, так и специалистами по человеческим ресурсам.
Перечислим основные из них.
Организация, «организационный дизайн» — это процесс развития организации, который обеспечивает выполнение всех требуемых функций, комбинируя их таким образом, чтобы способствовать интеграции и кооперации, и организации, которая гибко реагирует на изменения и способствует развитию эффективных процессов коммуникации и принятия решений.
Планирование труда — это решения по конкретным должностям, рабочим обязанностям и полномочиям, а также отношениям между работником в данной должности и остальными сотрудниками. Улучшение качества трудовых отношений посредством формирования обстановки доверия, развитие более позитивного психологического климата.
Планирование человеческих ресурсов — планирование будущей потребности в человеческих ресурсах с точки зрения количества, квалификации и компетентности, формулирование и выполнение планов по удовлетворению этих потребностей. [3]
Наем и отбор — привлечение нужного количества людей, соответствующих требованиям компании.
Управление эффективностью труда, достижение максимальных результатов работы компании, команд и индивидуальных работников путем управления эффективностью и проведения аттестаций в рамках согласованных целей и требований к компетентности; оценка эффективности и повышение уровня производительности; определение и удовлетворение потребностей в обучении и развитии. [4]
Развитие человеческих ресурсов, обучение на организационном и индивидуальном уровнях — систематическое развитие бизнеса по принципу обучающейся организации; предоставление возможностей для обучения работников и развития их способностей, для карьерного роста и повышения статуса работника на рынке труда.
Управление карьерным ростом — планирование и развитие карьеры людей, обладающих необходимым потенциалом. Управление системами вознаграждения — развитие структур и систем оплаты труда на основе равенства, справедливости и прозрачности.
Основные отличия управления человеческими ресурсами от управления персоналом в следующем: Управление человеческими ресурсами относится к персоналу как к важному ресурсу организации.
Управление человеческими ресурсами подразумевает стратегический подход, управление персоналом — тактический. Кадровый менеджмент в управлении персоналом — это ответственность непосредственно отдела персонала.
В управлении человеческими ресурсами значительная часть функций переложена на линейных менеджеров.
Управление персоналом — коллективистский подход, управление человеческими ресурсами — индивидуалистский подход.
Управление персоналом концентрирует внимание на рядовых работниках, управление человеческими ресурсами — на управленцах. Задача управления персоналом — экономия на работниках. [5]
Задача управления человеческими ресурсами — инвестиции в развитие работников. Управление персоналом концентрируется в отделе управления персоналом, который возглавляет линейный менеджер.
Суть управления человеческими ресурсами заключается в том, что люди рассматриваются как конкурентное богатство организации, которое надо размещать, развивать, мотивировать вместе с другими ресурсами для достижения стратегических целей организации. Т.Ю. Базаров и Б.Л. Еремин характеризуют менеджмент человеческих ресурсов комплексным характером, более широким использованием элементов планирования, применением индивидуальных форм работы.
Наиболее типовые элементы управления человеческими ресурсами ориентированы на качество подбора, найма и тренинга занятых, применение групповых методов труда, с тем чтобы создать благоприятную среду для сотрудничества и делегирования принятия решений.
Неотъемлемым условием успешной деятельности корпорации является увеличение средств, выделяемых на работу с персоналом.
Технология управления человеческими ресурсами дает синергетический эффект, если в корпорации соблюдаются как минимум следующие условия:
- относительно хорошо развита система адаптации к внешнему и внутреннему рынку труда (индивидуальное планирование карьеры, подготовка и переподготовка персонала, стимулирование профессионального роста и ротации кадров);
- имеются гибкие системы организации работ (кружки качества, автономные рабочие группы);
- используются системы оплаты, построенные на принципах всестороннего учета персонального вклада (в том числе и самими работниками) и (или) уровня профессиональной компетентности (знания, умения и навыки, которыми реально овладели работники);
- поддерживается довольно высокий уровень участия отдельных работников и рабочих групп в разработке и принятии управленческих решений, касающихся их повседневной работы;
- применяется практика делегирования полномочий подчиненным;
- функционирует разветвленная система организационной коммуникации, обеспечивающая двух- и много- сторонние вертикальные, горизонтальные и диагональные связи внутри организации. [6]
Обязанности специалистов по управлению человеческими ресурсами в головных офисах больших компаний включают в себя, главным образом, организацию мероприятий по развитию компетенций и лидерских качеств сотрудников, работу с одаренными сотрудниками, а также деятельность, направленную на оптимизацию расходов.
Цикл кадрового менеджмента обычно начинается с разработки фирменной кадровой политики — определения его цели и задач, основных направлений и принципов, форм и методов организации.
На этом этапе формируются объекты и структуры управления, прогнозируется и планируется кадровая работа, определяются кадровая потребность и источники ее удовлетворения. Вместе с тем уровень работы с кадрами сегодня не отвечает задачам кардинальной перестройки управления экономикой, проведения в жизнь активной социальной и кадровой политики.
В то же время владение основами менеджмента человеческих ресурсов, его основными принципами и методами крайне важно для организаторов производства, командиров промышленности и строительства. [7]
Обучение руководителей основам кадровой политики, включение в программы их подготовки и повышения квалификации вопросов организации управления персоналом способствуют формированию у них понимания важности правильной, научно обоснованной работы с людьми, повышению престижа кадровых служб и в конечном итоге — повышению эффективности использования человеческого фактора на производстве.
Таким образом, менеджмент человеческих ресурсов можно определить как стратегический и логически последовательный подход к управлению наиболее ценным активом предприятия: работающими там людьми, которые коллективно и индивидуально вносят вклад в решение задач предприятия.
Аутсорсинг как функция менеджмента человеческих ресурсов представляет собой передачу на договорной основе непрофильных функций организации внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.
Аутсорсинг, по сути, объединяет в себе несколько вышеперечисленных функций, таких как управление эффективностью труда и организационное развитие. Аутсорсинг управления знаниями (KPO) — самый молодой и наименее изученный вид аутсорсинга. Он включает в себя руководство процессами, которые требуют тщательного изучения или глубокой аналитической обработки сведений, формирование и руководство базами знаний, которые в будущем могут применяться в том числе и для поддержания принятых решений.
Аутсорсинг управления знаниями в нынешнее время только начинает распространяться на территории США.
Менеджмент человеческих ресурсов: проблемы и факторы эффективности
В настоящее время для любой организации невероятно важен процесс и качество управления. Более того, управление должно охватывать все структуры и системы предприятия, оказывая положительное влияние на факторы его успеха. [8]