Файл: Понятие оборота розничной торговли критерии его формирования.pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ
1.1. Понятие оборота розничной торговли критерии его формирования
1.2. Экономический анализ как основа управления товарооборотом
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ БЕЛОВСКОГО ПТПО
2.1. Анализ общего объема и ассортиментной структуры оборота
2.2. Комплексная оценка показателей товарооборота
Кроме этого, используют фактические данные о развитии оборота розничной торговли за анализируемый период и планы деятельности предприятия. Чем больше информации привлекается, тем глубже можно и эффективнее провести экономический анализ.
Материалы, используемые для анализа, требуют предварительной подготовки: уточняются плановые показатели, проверяется достоверность отчетных данных, производятся группировки магазинов по различным признакам, разрабатываются макеты аналитических таблиц.
Анализ оборота розничной торговли проводят по полным отчетным данным (итоговый анализ) и по неполным (ожидаемым) данным. Предварительный анализ по ожидаемым данным проводят в случае необходимости принятия каких-либо управленческих решений и при планировании оборота розничной торговли.
Расчет ожидаемого оборота требует учета всех условий и факторов, которые могут повлиять на продажу товаров в предстоящие один-два месяца: изменений в спросе населения, в составе товарных запасов, в поступлении товаров, в уровне цен, в составе торговой сети [5, с.34].
Изучение развития оборота розничной торговли в современных условиях экономики получило большое значение, так как показатели оборота розничной торговли оказывает непосредственное влияние на доходы предприятия, издержки обращения и прибыль.
Все показатели оборота розничной торговли (продажа, запасы, поступления) взаимосвязаны между собой и влияют на результаты торговой деятельности. Они в определенной мере зависят от эффективности использования трудовых ресурсов, торговых площадей, оборотных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения комплексного анализа показателей оборота розничной торговли. Он включает:
- Изучение товарного баланса торговой деятельности предприятия, т.е. балансовой взаимосвязи показателей продажи, поступления, запасов товаров.
- Изучение влияния на изменение объемов оборота розничной торговли величины применяемых ресурсов и эффективности их использования с использованием метода цепных подстановок или метода разниц.
- Изучение влияния объемов оборота розничной торговли на финансовые результаты (доходы, издержки обращения, прибыль). В процессе анализа важно установить, какую сумму предприятие получило за счет увеличения объемов оборота, как повлияли на доходы недостатки в торговле, сдерживающие объемы продажи.
- Оценка достигнутых результатов в развитии оборота розничной торговли. Рассмотрим такой важный показатель как товарные запасы [10, с.9].
Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере торгового обращения, а также у изготовителя и в пути. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации. В процессе управления товарными запасами постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления, анализ состояния товарных запасов, оперативный учет и контроль состояния товарных запасов, осуществление экономических и организационно-технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне.
Цель управления товарными запасами – это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются в интересах извлечения субъектами внутренней торговли максимально возможной прибыли в процессе движения в реализации товаров.
Для оценки состояния товарных запасов, эффективности их использования и надежности товароснабжения используется определенная система показателей:
- величина товарных запасов в сумме на конкретную дату и их уровень в днях к обороту розничной торговли. Сумма запасов определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности. Уровень рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный товарооборот того периода, в котором эти запасы будут реализовываться;
- средний размер товарных запасов за определенный период. Этот показатель устанавливается при наличие информации о запасах на начало и конец периода по среднеарифметической, а при наличии такой информации на три и более дат их величина исчисляется по средней хронологической на первую и последнюю дату пут ем деления пополам, плюс в полном объеме на промежуточные даты и полученную таким образом сумму делят на количество данных о товарных запасах за минусом единицы [16, с.167].
На этой основе затем определяется товарооборачиваемость в днях. Для этого средние товарные запасы в сумме делят на однодневный оборот того периода, за который этот показатель рассчитывается. Время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и как скоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Для характеристики скорости обращения товаров используют и показатель, характеризующий количество оборотов за определенный период. Для расчета оборачиваемости в разах, число дней в периоде делят на товарооборачиваемость в днях или оборот розничной торговли делят на средние товарные запасы в сумме за соответствующий период.
При ускорении на один день оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, высвобождается из сферы торговли сумма, равная среднему однодневному обороту розничной торговли. За счет сокращения времени обращения товаров ускоряется процесс воспроизводства, обеспечивается интенсификация развития торговли и повышение ее эффективности, уменьшаются потребность в заемных средствах (кредитах банков и т.п.) и расходы торговых предприятий за их пользование.
В процессе анализа поступления товаров выявляют следующие показатели:
1. Выполнение плана поступления в целом и по товарным группам.
2. Ритмичность поступления товаров по периодам года, оказывающая существенное влияние на сумму объема продаж по кварталам и месяцам.
3. Выполнение отдельными поставщиками договорных обязательств: соответствие количества, ассортимента, качества и сроков поставки товаров условиям договоров.
Все показатели оборота розничной торговли имеют тесную взаимосвязь, которая анализируется на всех уровнях управления и особенно торговыми предприятиями. Речь идет о балансовой увязке показателей реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступления товаров. Формула этой балансовой увязки имеет следующий вид:
(1)
где, Р – объем продаж за определенный период;
П – объем поступления товаров за тот же период;
ТЗН и ТЗК – суммы товарных запасов на начало и на конец рассматриваемого периода;
В – выбытие товаров по различным причинам.
В левой части балансовой увязки показателей оборота розничной торговли представлена потребность в товарах и в правой – источники обеспечения потребности.
Результаты работы торговых предприятий зависят от ряда факторов. Факторы подразделяются на интенсивные и экстенсивные. Интенсивные факторы связаны с наиболее эффективным применением достижений технологии и обеспечивают развитие за счет повышения производительности общественного труда, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых ресурсов. Экстенсивные факторы связаны с расширением материально-технической базы предприятий, дополнительным привлечением товарных, трудовых и финансовых ресурсов. Решающими факторами выступают интенсивные, обеспечивающие рост производительности труда, повышение эффективности и качества работы. Этим факторам должно быть уделено при анализе особое внимание, но нельзя пренебрегать и экстенсивными.
К интенсивным факторам относятся: повышение производительности труда; эффективность использования торговой площади, оборотного капитала; продажа товаров в расчете на одного человека.
К экстенсивным факторам относятся: увеличение численности работников; расширение торговых площадей; увеличение основного и оборотного капитала; увеличение численности обслуживаемого населения.
Методика расчета влияния факторов на увеличение объёма продаж.
Влияние обеспеченности рабочей силой и уровнем производительности труда на изменение объема продаж:
(2)
где - численность работников предприятий торговли;
- выработка работников.
(3)
Влияние изменения торговых площадей и эффективности их использования (оборот розничной торговли на один метр квадратный на объем продаж)
(4)
где - оборот на 1 кв.м. торговой площади в базисном периоде.
- экстенсивный фактор.
(5)
где - изменение оборота розничной торговли за счет эффективности использования оборота розничной торговли на один квадратный метр площади.
Одним из показателей конкурентоспособности торгового предприятия на торговом рынке является объем продаж в расчете на одного человека. Его превышение по сравнению с аналогичным показателем у конкурента свидетельствует о более сильных позициях данного торгового предприятия на потребительском рынке.
(6) где, Tm – оборот розничной торговли на душу населения;
- объем продаж базисного года у конкурента;
- численность обслуживаемого населения в отчетном году.
- интенсивный фактор:
(7) где, - оборот розничной торговли, его изменение за счет численности населения.
По результатам комплексного анализа разрабатываются и осуществляются рекомендации по развитию оборота розничной торговли, повышению эффективности и конкурентоспособности торговой деятельности предприятия, выявляются неиспользованные резервы.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ БЕЛОВСКОГО ПТПО
2.1. Анализ общего объема и ассортиментной структуры оборота
Потребительское общество Беловское ПТПО объединяет 28 действующих магазинов.
Весь оборот розничной торговли Беловского ПТПО за 2017 год составил 22082 тыс.руб. Рост товарооборота в размере 109,1% обеспечен за счёт увеличения в 1,4 раза продажи товаров в 4-ом квартале текущего года.
В таблице 2.1 представлен оборот Беловского ПТПО за 2016-2017 годы.
Таблица 2.1
Товарооборот Беловского ПТПО за 2016-2017 годы
Показатели |
2016 год |
2017 год |
Темп роста, % |
Отклонение, (+;-) |
|||
В фактических ценах |
В сопоставимых ценах |
В фактических ценах |
В сопоставимых ценах |
В фактических ценах |
В сопоставимых ценах |
||
1 |
2 |
3 |
4=гр.3/индекс цен 1,117 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1.Объем продаж района |
109200 |
143000 |
128829 |
130,9 |
118,0 |
+33800 |
+19629 |
2.Оборот Беловского ПТПО |
20239 |
22082 |
19893,7 |
109,1 |
98,3 |
+1843 |
-345,3 |
3.Покупательные фонды населения |
55000 |
77300 |
70273 |
140,5 |
127,8 |
22300 |
15273 |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
4.Процент охвата покупательных фондов населения оборотом Беловского ПТПО (2/3*100) |
36,80 |
28,57 |
- |
-8,23 |
- |
-8,23 |
- |
5.Численность обслуживаемого населения, чел. |
19100 |
18000 |
- |
94,2 |
- |
- |
- |
6.Продажа товаров на 1 человека, руб. (2/5) |
1060 |
1226,8 |
1105,2 |
115,7 |
104,3 |
+166,8 |
+45,2 |
7.Доля Беловского ПТПО на рынке, % (2/1*100) |
18,53 |
15,44 |
- |
-3,09 |
- |
-3,09 |
- |