Файл: Понятие оборота розничной торговли критерии его формирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Кроме этого, используют фактические данные о развитии оборота розничной торговли за анализируемый период и планы деятельности предприятия. Чем больше информации привлекается, тем глубже можно и эффективнее провести экономический анализ.

Материалы, используемые для анализа, требуют предварительной подготовки: уточняются плановые показатели, проверяется достоверность отчетных данных, производятся группировки магазинов по различным признакам, разрабатываются макеты аналитических таблиц.

Анализ оборота розничной торговли проводят по полным отчетным данным (итоговый анализ) и по неполным (ожидаемым) данным. Предварительный анализ по ожидаемым данным проводят в случае необходимости принятия каких-либо управленческих решений и при планировании оборота розничной торговли.

Расчет ожидаемого оборота требует учета всех условий и факторов, которые могут повлиять на продажу товаров в предстоящие один-два месяца: изменений в спросе населения, в составе товарных запасов, в поступлении товаров, в уровне цен, в составе торговой сети [5, с.34].

Изучение развития оборота розничной торговли в современных условиях экономики получило большое значение, так как показатели оборота розничной торговли оказывает непосредственное влияние на доходы предприятия, издержки обращения и прибыль.

Все показатели оборота розничной торговли (продажа, запасы, поступления) взаимосвязаны между собой и влияют на результаты торговой деятельности. Они в определенной мере зависят от эффективности использования трудовых ресурсов, торговых площадей, оборотных средств. В связи с этим возникает необходимость проведения комплексного анализа показателей оборота розничной торговли. Он включает:

  1. Изучение товарного баланса торговой деятельности предприятия, т.е. балансовой взаимосвязи показателей продажи, поступления, запасов товаров.
  2. Изучение влияния на изменение объемов оборота розничной торговли величины применяемых ресурсов и эффективности их использования с использованием метода цепных подстановок или метода разниц.
  3. Изучение влияния объемов оборота розничной торговли на финансовые результаты (доходы, издержки обращения, прибыль). В процессе анализа важно установить, какую сумму предприятие получило за счет увеличения объемов оборота, как повлияли на доходы недостатки в торговле, сдерживающие объемы продажи.
  4. Оценка достигнутых результатов в развитии оборота розничной торговли. Рассмотрим такой важный показатель как товарные запасы [10, с.9].

Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере торгового обращения, а также у изготовителя и в пути. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации. В процессе управления товарными запасами постоянно решаются следующие задачи: определение целей управления, анализ состояния товарных запасов, оперативный учет и контроль состояния товарных запасов, осуществление экономических и организационно-технических мероприятий по формированию и регулированию товарных запасов и поддержанию их на оптимальном уровне.

Цель управления товарными запасами – это формирование и поддержание их величины на таком уровне, который позволяет обеспечить бесперебойную торговлю каждым товаром при минимальных затратах. В условиях рыночных отношений товарные запасы создаются в интересах извлечения субъектами внутренней торговли максимально возможной прибыли в процессе движения в реализации товаров.

Для оценки состояния товарных запасов, эффективности их использования и надежности товароснабжения используется определенная система показателей:

  1. величина товарных запасов в сумме на конкретную дату и их уровень в днях к обороту розничной торговли. Сумма запасов определяется по данным бухгалтерской и статистической отчетности. Уровень рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный товарооборот того периода, в котором эти запасы будут реализовываться;
  2. средний размер товарных запасов за определенный период. Этот показатель устанавливается при наличие информации о запасах на начало и конец периода по среднеарифметической, а при наличии такой информации на три и более дат их величина исчисляется по средней хронологической на первую и последнюю дату пут ем деления пополам, плюс в полном объеме на промежуточные даты и полученную таким образом сумму делят на количество данных о товарных запасах за минусом единицы [16, с.167].

На этой основе затем определяется товарооборачиваемость в днях. Для этого средние товарные запасы в сумме делят на однодневный оборот того периода, за который этот показатель рассчитывается. Время обращения товаров показывает, как быстро будет продан товар и как скоро будут возмещены затраты на его производство и обращение. Для характеристики скорости обращения товаров используют и показатель, характеризующий количество оборотов за определенный период. Для расчета оборачиваемости в разах, число дней в периоде делят на товарооборачиваемость в днях или оборот розничной торговли делят на средние товарные запасы в сумме за соответствующий период.


При ускорении на один день оборачиваемости средств, вложенных в товарные запасы, высвобождается из сферы торговли сумма, равная среднему однодневному обороту розничной торговли. За счет сокращения времени обращения товаров ускоряется процесс воспроизводства, обеспечивается интенсификация развития торговли и повышение ее эффективности, уменьшаются потребность в заемных средствах (кредитах банков и т.п.) и расходы торговых предприятий за их пользование.

В процессе анализа поступления товаров выявляют следующие показатели:

1. Выполнение плана поступления в целом и по товарным группам.

2. Ритмичность поступления товаров по периодам года, оказывающая существенное влияние на сумму объема продаж по кварталам и месяцам.

3. Выполнение отдельными поставщиками договорных обязательств: соответствие количества, ассортимента, качества и сроков поставки товаров условиям договоров.

Все показатели оборота розничной торговли имеют тесную взаимосвязь, которая анализируется на всех уровнях управления и особенно торговыми предприятиями. Речь идет о балансовой увязке показателей реализации товаров, суммы товарных запасов и объема поступления товаров. Формула этой балансовой увязки имеет следующий вид:

(1)

где, Р – объем продаж за определенный период;

П – объем поступления товаров за тот же период;

ТЗН и ТЗК – суммы товарных запасов на начало и на конец рассматриваемого периода;

В – выбытие товаров по различным причинам.

В левой части балансовой увязки показателей оборота розничной торговли представлена потребность в товарах и в правой – источники обеспечения потребности.

Результаты работы торговых предприятий зависят от ряда факторов. Факторы подразделяются на интенсивные и экстенсивные. Интенсивные факторы связаны с наиболее эффективным применением достижений технологии и обеспечивают развитие за счет повышения производительности общественного труда, улучшения использования товарных, трудовых и финансовых ресурсов. Экстенсивные факторы связаны с расширением материально-технической базы предприятий, дополнительным привлечением товарных, трудовых и финансовых ресурсов. Решающими факторами выступают интенсивные, обеспечивающие рост производительности труда, повышение эффективности и качества работы. Этим факторам должно быть уделено при анализе особое внимание, но нельзя пренебрегать и экстенсивными.


К интенсивным факторам относятся: повышение производительности труда; эффективность использования торговой площади, оборотного капитала; продажа товаров в расчете на одного человека.

К экстенсивным факторам относятся: увеличение численности работников; расширение торговых площадей; увеличение основного и оборотного капитала; увеличение численности обслуживаемого населения.

Методика расчета влияния факторов на увеличение объёма продаж.

Влияние обеспеченности рабочей силой и уровнем производительности труда на изменение объема продаж:

(2)

где - численность работников предприятий торговли;

- выработка работников.

(3)

Влияние изменения торговых площадей и эффективности их использования (оборот розничной торговли на один метр квадратный на объем продаж)

(4)

где - оборот на 1 кв.м. торговой площади в базисном периоде.

- экстенсивный фактор.

(5)

где - изменение оборота розничной торговли за счет эффективности использования оборота розничной торговли на один квадратный метр площади.

Одним из показателей конкурентоспособности торгового предприятия на торговом рынке является объем продаж в расчете на одного человека. Его превышение по сравнению с аналогичным показателем у конкурента свидетельствует о более сильных позициях данного торгового предприятия на потребительском рынке.

(6) где, Tm – оборот розничной торговли на душу населения;

- объем продаж базисного года у конкурента;

- численность обслуживаемого населения в отчетном году.

  1. интенсивный фактор:

(7) где, - оборот розничной торговли, его изменение за счет численности населения.

По результатам комплексного анализа разрабатываются и осуществляются рекомендации по развитию оборота розничной торговли, повышению эффективности и конкурентоспособности торговой деятельности предприятия, выявляются неиспользованные резервы.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА И УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ БЕЛОВСКОГО ПТПО

2.1. Анализ общего объема и ассортиментной структуры оборота

Потребительское общество Беловское ПТПО объединяет 28 действующих магазинов.

Весь оборот розничной торговли Беловского ПТПО за 2017 год составил 22082 тыс.руб. Рост товарооборота в размере 109,1% обеспечен за счёт увеличения в 1,4 раза продажи товаров в 4-ом квартале текущего года.

В таблице 2.1 представлен оборот Беловского ПТПО за 2016-2017 годы.

Таблица 2.1

Товарооборот Беловского ПТПО за 2016-2017 годы

Показатели

2016 год

2017 год

Темп роста, %

Отклонение,

(+;-)

В фактических ценах

В сопоставимых ценах

В фактических ценах

В сопоставимых ценах

В фактических ценах

В сопоставимых ценах

1

2

3

4=гр.3/индекс цен 1,117

5

6

7

8

1.Объем продаж района

109200

143000

128829

130,9

118,0

+33800

+19629

2.Оборот Беловского ПТПО

20239

22082

19893,7

109,1

98,3

+1843

-345,3

3.Покупательные фонды населения

55000

77300

70273

140,5

127,8

22300

15273

Продолжение таблицы 2.1

1

2

3

4

5

6

7

8

4.Процент охвата покупательных фондов населения оборотом Беловского ПТПО (2/3*100)

36,80

28,57

-

-8,23

-

-8,23

-

5.Численность обслуживаемого населения, чел.

19100

18000

-

94,2

-

-

-

6.Продажа товаров на 1 человека, руб. (2/5)

1060

1226,8

1105,2

115,7

104,3

+166,8

+45,2

7.Доля Беловского ПТПО на рынке, % (2/1*100)

18,53

15,44

-

-3,09

-

-3,09

-