Файл: Понятие оборота розничной торговли критерии его формирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы.В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики – торговле. Именно на этом уровне реализуется нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. В торговой организации сосредоточены наиболее квалифицированные кадры. Здесь решаются вопросы получения наибольшей прибыли, роста объема продаж, рационального использования ресурсов, повышения уровня обслуживания.

Товарооборот является одним из показателей, по которому судят об эффективности деятельности предприятия. Необходимость управления оборотом торговли вызвана тем, что в настоящее время население расходует на покупку товаров основную часть своих денежных доходов и через розничную торговлю получает обоснованную массу материальных благ, используемых для удовлетворения личных потребностей. Поэтому всесторонний, достоверный и своевременный анализ оборота розничной торговли как основной элемент управления товарооборотом дает возможность обеспечить большое удовлетворение спроса покупателей на товар путем улучшения его структуры, повышения в нем доли высококачественных товаров, что благоприятно сказывается на повышении благосостояния людей, поднятия их жизненного уровня.

Целью работыявляется анализ товарооборота и определение направлений его повышения.

Задачи курсовой работы:

  • раскрыть понятие, сущность оборота розничной торговли и критерии его формирования;
  • охарактеризовать цели, задачи и последовательность проведения экономического анализа оборота розничной торговли;
  • проанализировать общий объем и ассортиментную структуру оборота розничной торговли предприятия;
  • дать комплексную оценку показателей оборота розничной торговли предприятия;
  • определить направления повышения оборота розничной торговли предприятия.

Объект исследования: Беловское ПТПО г.Белово Кемеровской области.

Предмет исследования: формирование оборота розничной торговли.

Теоретической базойкурсовой работы явились труды таких авторов, как: Баканов М.И., Дьякова В.Г., Лещева В.Б., Любушин Н.П., Раицкий К.А. и др.

Методы исследования:анализ экономической литературы, метод сравнения, метод элиминирования, графический метод.

Практическая значимость:результаты исследования могут быть полезны руководителям, экономистам торговых предприятий, а также преподавателям при подготовке занятий по следующим дисциплинам: «Экономика предприятия», «Бухгалтерский учет, экономический анализ и аудит», «Маркетинг».


Структура работы:курсовая работа состоит из введения, заключения, двух глав и списка тридцати литературных источников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТОВАРООБОРОТОМ

1.1. Понятие оборота розничной торговли критерии его формирования

Оборот розничной торговли отражает различные стороны социально-экономических отношений в стране и является сложной экономической категорией и важным обобщающим показателем. Он представляет собой объем продаж товаров населению через все каналы реализации.

Его величина на уровне страны и регионов складывается из объема реализации розничных торговых предприятий и объема продажи товаров населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Среди показателей, выражающих конечные результаты функционирования торговли, большое значение имеет объем продажи товаров и оказание услуг.

В статье 492 Гражданского Кодекса Российской Федерации указано, что “согласно договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий продажу товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или личного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью”. Во всех случаях оборот, возникающий при реализации товаров подотчетным лицам юридического лица через кассовый аппарат, учитывается у продавца в составе в составе оборота розничной торговли, так как нет возможности установить, для каких целей приобретен товар [22, с.312].

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 19.08.98 г. устанавливается, что показателем, используемым для целей статистического наблюдения за состоянием розничной торговли, является оборот розничной торговли. В оборот розничной торговли включаются:

  1. стоимость проданных населению потребительских товаров за наличный расчет или оплаченных по кредитным карточкам, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов;
  2. стоимость проданных товаров по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
  3. стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) в объеме полной стоимости товара;
  4. стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) в объеме комиссионных вознаграждений, если торговая организация не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговая организация является собственником товаров;
  5. стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования;
  6. полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
  7. стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета);
  8. стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
  9. стоимость проданной порожней тары.

Не включается в оборот розничной торговли:

  1. стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
  2. стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта [2, с.2].

Согласно Постановлению, показателем, характеризующим хозяйственную деятельность торговой организации, для целей статистического наблюдения является оборот организаций розничной торговли. Оборот организаций розничной торговли представляет собой выручку от реализации всех видов продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Величина оборота розничной торговли в целом по внутренней торговле используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны, при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Оборот розничной торговли в значительной степени влияет на денежный оборот, определяет бюджетные поступления и находит отражение во многих макроэкономических показателях.

По типам роста оборота розничной торговли и изменениям его структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.

Оборот розничной торговли представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономики: соотношения темпов роста производства и предметов потребления, распределения национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары и т.п.

Экономическая категория выражает определенную группу экономических отношений, которые определяют ее сущность. Поэтому обмен денежных доходов на необходимые товары и услуги на рынке в порядке купли-продажи и экономические отношения, связанные с этим обменом, выражают сущность оборота розничной торговли [23, с.56].

Одновременно оборот розничной торговли характеризует и результаты деятельности внутренней торговли как отрасли, ее отдельных структур на федеральном, региональном и местном уровнях и на уровне отдельных предприятий (юридических и физических лиц). Показатели оборота розничной торговли характеризуют экономический процесс обмена товаров на деньги в соответствии с требованиями рыночного механизма, социальный процесс перехода товарной массы в сферу потребления (производственного и личного), т.е. удовлетворение покупательского спроса, финансовый процесс формирование денежной выручки.


Критериями формирования оборота розничной торговли является платёжеспособность, финансовая устойчивость и рентабельность деятельности предприятия.

Оборот розничной торговли формируется под влиянием множества факторов. Важнейшими из них являются:

1. Факторы, связанные со спросом населения денежные доходы и их дифференциация по социальным группам населения, по регионам страны, структура расходов различных социальных групп населения, достигнутый уровень удовлетворения спроса на товары и др.

2. Факторы, связанные с товарным предложением. К ним относят развитие производства потребительских товаров в стране, отраслевую структуру промышленности и сельского хозяйства, технический уровень производства, развитие внешнеэкономических связей.

3. Уровень розничных цен на товары, соотношение цен на отдельные группы товаров.

4. Факторы, связанные с организацией торговли, формы и методы продажи, организация товароснабжения магазинов, реклама организация обслуживания покупателей, состояние материально-технической базы.

Все эти факторы взаимосвязаны и взаимообусловлены, в совокупности они определяют развитие оборота розничной торговли позволяют оценить степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что оборот розничной торговли является одним из определяющих факторов эффективности функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала предприятия (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов), одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов (сумму и состав издержек обращения).

1.2. Экономический анализ как основа управления товарооборотом

Анализ оборота розничной торговли – важное звено процесса управления товарооборотом предприятия.

Цель его состоит в изучении данных о процессе удовлетворения спроса населения на потребительские товары и получении информации, необходимой для изучения и прогнозирования покупательского спроса (по отдельным товарным группам и общему объему), состояния и развития рынка товаров. Экономический анализ оборота розничной торговли помогает определить торговым предприятиям, насколько достигнутый объем и структура оборота позволили им получить необходимую величину прибыли [17, с.201].


Для того, чтобы достичь поставленные цели, каждое торговое предприятие должно определить задачи анализа оборота розничной торговли. К этим задачам можно отнести следующие:

  1. установить динамику изменения всех покупателей оборота розничной торговли за анализируемый период (в фактических и сопоставляемых ценах);
  2. определить изменение своей доли на рынке потребительских товаров;
  3. выявить возможности повышения конкурентоспособности торгового предприятия;
  4. оценить степень выполнения намеченных плановых показателей;
  5. обеспечить информационную базу для обоснования расчетов показателей оборота розничной торговли на планируемый период [10, с.7].

Оценка достигнутых результатов является основой планирования организации розничной реализации товаров. Она позволяет определить оптимальный план сбыта, дает возможность руководителям торговых предприятий избежать непредвидимых проблем, предусмотреть основные изменения на рынке продаж и внести необходимые уточнения в план оборота розничной торговли.

В процессе анализа производится оценка влияния на развитие оборота розничной торговли изменения материально-технической базы и коньюктуры торговли, скорости обращения и ритмичности закупок (поступления) товаров, численности и состава работников. Важное значение имеет изучение опыта организации торговли предприятиями других секторов, отдельными предпринимателями.

Экономический анализ начинают с основного показателя оборота розничной торговли – общего объема продажи товаров. Затем изучается оборот по группам товаров, продажа в разрезе отдельных торговых предприятий, магазинов. После анализа продажи анализируют товарные запасы, поступления товаров. Заключительным этапом является проведение комплексного анализа всех показателей оборота розничной торговли, увязка результатов развития оборота розничной торговли с использованием всех видов ресурсов в торговле предприятий и получение прибыли. Эти аспекты анализа особенно важны в условиях развития рыночных отношений, когда эффективное использование ресурсов, получение прибыли становятся необходимым условием существования предприятий.

Конкретная схема анализа разрабатывается на каждом предприятии исходя из поставленной цели и наличия информации.

Анализ оборота розничной торговли связан с использованием большого объема экономической информации. Прежде всего, это социально-экономические показатели района деятельности предприятия торговли: численность населения, его состав, занятость, денежные доходы, структура расходов, информация о конъюнктуре местного рынка, о деятельности других торговых предприятий (конкурентов).