Файл: Сущность, функции, принципы налогообложения и его роль в государстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги – главный источник бюджетных поступлений и финансирования социальных и прочих общегосударственных программ. Проблема налогов одна из наиболее трудоемких и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства.

В любой стране есть свои виды налоговых систем, иногда значительно отличающихся друг от друга. 

В работе рассматриваются налоговые системы развитых стран: США, Великобритании, Германии и Франции.

Любой из данных государств присуща своя, отличная от других налоговая система, которая формировалась под действием различных финансовых, политических социальных условий, с характерными ей налогами, их структурой, методами взимания, ставками, фискальными возможностями разных уровней власти, налоговой базой, сферой действия налогов, налоговыми льготами.

Целью данной работы является ознакомление с принципами построения налогообложения развитых стран, которые уже приобрели конкретные положительные результаты в направлении развития и совершенствования налогообложения.

Определены следующие задачи:
- изложить значение налогов и налоговых систем;

- рассмотреть налоги, как инструмент государственного регулирования экономики;

- описать принципы построения налогообложения развитых стран.

Курсовая работа состоит из двух глав. Первая глава посвящена сущности налогов и налоговых систем, их функциям и принципам, а также роли налогов в государственном бюджете. Во второй главе говорится о принципах построения налоговых систем в развитых странах, а также рассматривается система налогов, как инструмент достижения наилучшего уровня экономики, на примере США, Великобритании, Германии и Франции.

Данная тема является актуальной, интересной и проблематичной.

Сущность, функции, принципы налогообложения и его роль в государстве

Проблема налогов одна из более трудных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства, так как налоги – главный источник –бюджетных поступлений и финансирования социальных и прочих общегосударственных программ.

Налоги служат не только основным источником пополнения государственных доходов, но и одним из главных рычагов действия государства на рыночную экономику. Поэтому создание действенной системы налогообложения является одной из важных задач любого государства


Налоги – главная составляющая налогообложения. Они представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц с целью удовлетворения общественных потребностей. [7]

Налог - это сбор, устанавливаемый государством и взыскиваемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием страны. Оно характеризует общественные потребности, в том числе и их структуру. 

Налоги – это одно из главных понятий финансовой науки. Сложность понимания природы налога обоснована тем, что налог - это одновременно финансовое, хозяйственное и правовое явление реальной жизни. [17]

Налоги могут взиматься следующими методами:
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на категории по конкретному показателю. Перечень данных групп и их признаки заносится в особые справочники.

Для каждой категории установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Образцом такого налога является налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, независимо от того, используется данное транспортное средство либо простаивает. 
2) на базе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такового способа является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим прибыль. Примером может служить налог на прибыль.

3) у источника

Данный налог вводится лицом, выплачивающим доход. Потому оплата налога производится до получения заработка, при этом получатель заработка, при этом получатель заработка получает его уменьшенным на необходимую сумму налога.

К примеру, подоходный налог с физических лиц. Данный налог выплачивается предприятием либо организацией, на которой трудится физическое лицо. То есть до выплаты, к примеру, зарплаты из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. 

Закрепленная законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и методов взимания образует налоговую систему. [7]

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, также принципов, форм и способов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, исчисления налогов и налоговый контроль. [10]


Налоговая система – это институты, организации, которые занимаются регулировкой налоговых взаимоотношений. Как правило в именно такие инстанции, которые производят налоговый контроль либо налоговое администрирование, время от времени приходится обращаться всем налогоплательщикам.

Одновременно налоговая система предстает как налоговый механизм, включающий совокупность средств и способов организационно-правового характера, нацеленных на исполнение действий налогового законодательства. 

Посредством налогового механизма поддерживаются стабильность и целевая направленность функционирования налоговой системы, исполняется налоговая политика. 

Налоговую систему можно представить и как совокупность налогов, сборов, пошлин и прочих платежей, установленных к уплате. [5]

Системы налогов в различных государствах различаются между собой: по структуре, набору налогов, методам их взимания, налоговым ставкам, фискальным возможностям разных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, потому что налоговые системы складывались и продолжают складываться под действием различных финансовых, политических и социальных условий. Но любая налоговая система обязана отвечать единым требованиям. 

Есть два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная. 

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, разделяется на доли – шедулы. Любая из данных долей облагается налогом особенным образом.

Для различных шедул могут быть установлены разные ставки, льготы и прочие составляющие налога.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Эта система упрощает расчет налогов и упрощает планирование финансового итога для бизнесменов. 
Глобальная налоговая система широко применяется в Западных странах. 

Налоги как стоимостная категория имеют собственные характерные показатели и функции, которые выявляют их социально-экономическую суть и предназначение. Развитие налоговых систем исторически обусловили три главные его функции - фискальную, стимулирующую и регулирующую.

Функции налога – это проявление его сущности в действии, метод выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется публичное назначение этой экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов.

Отсюда появляется основная распределительная функция налогов, выражающая их суть как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений. [9]


Посредством фискальной функции реализуется основное публичное предназначение налогов - составление денежных ресурсов страны, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для воплощения собственных функций.

Формирование доходов государственного бюджета на базе стабильного централизованного взимания налогов, превращает само государство в крупнейшего финансового субъекта. [16]

Данная функция состоит в изъятии доли доходов компании для содержания государственного аппарата, защиты станы, и той, доли непроизводственной сферы, у которой нет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры - библиотеки, архивы и др.), или они малы для обеспечивания должного уровня развития (фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.д.).

Следующая функция налогов - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.

Следующая из главных функций налогов – это стимулирующая функция. При помощи налогов, льгот и санкций государство стимyлирyет технический прогресс, повышение количества рабочих мест, капитальные инвестиции в расширение производства и другие. Стимулирование технического прогресса при помощи налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, нацеленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения. [9]

Существуют также такие функции, как контрольная, распределительная или перераспределительная и экономическая.

Контрольная функция состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.


С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфрастрyктyры, на инвестиции, капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано во многих развитых странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части средств бюджета на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. [16]

Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Функции налогов взаимосвязаны. Рост налоговых поступлений в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность для осуществления экономической роли государства, т.е. экономической функции налогов. В то же время, достигнутое в результате экономического регулирования ускорение развития и роста дохода производства позволяет государству получить больше средств.

Это означает, что экономическая функция налогов способствует осуществлению фискальной, укрепляет ее, а эффективное выполнение распределительной функции создает благоприятную социально-экономическую атмосферу для выполнения других функций налогов. [16]

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

Практика налогообложения, исчисляемая столетиями, выработала систему базовых принципов построения налоговой системы: 

- принцип равномерности обложения, который подразумевает, чтоб граждане страны принимали материальное участие в расходах страны соразмерно собственным доходам. Нередко это правило именуют принципом справедливости, предполагающим наиболее жесткое обложение для лиц с высокими заработками и щадящее;

- для социально слабо защищенных категорий граждан;

- принцип определенности, означающий потребность четкого определения объема налога и в соответствии с этим исключающий его произвольный характер. Плательщику должны быть точно известны время, метод и сумма платежа;