Файл: Выбор стиля руководства в организации (Стиль руководства ООО фирмы «Парк»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации.
1.1Понятие стиль руководства и факторы формирования
1.2 Классификация стилей руководства.
1.3 Тенденции выбора стиля руководства при рыночном управлении компанией
2.Анализ стиля управления, применяемого в ООО «Парк».
2.1Характеристика организации ООО «Парк».
2.2 Должностные лица организации.
2.3 Стиль руководства ООО фирмы «Парк».
3. Рекомендации по совершенствованию и повышению стиля руководства организации - ООО «Парк»
3.1 Формирование стиля руководства
3.2 Мероприятия по повышению уровня стиля руководства ООО фирмы «Парк».
Введение
Тема курсовой работы «Выбор стиля руководства в организации».Эта тема очень актуальна в наше время. Стиль руководства, определяет результаты деятельности организации. Есть множество примеров того, как сильный руководитель, выбрав правильный стиль руководства, приводит отстающий коллектив к выполнению 100% планового показателя. А также зачастую и к перевыполнению показателей, за счет правильного выбора стиля руководства.
Также может быть и наоборот, при выборе неудачного стиля руководства организации, может погубить эффективность коллектива.
Исходя из этого мы постараемся правильно проанализировать стиль руководства на примере данной компании и определить насколько верно выбран путь управления.
В данной работе мы рассмотрим структуру стиля управления организацией ООО «Парк» и несколько возможных типов, а именно авторитарный, демократический и либеральный.
На примере взятой организации ООО «Парк», проанализировав её характеристики, основные задачи предприятия и их потребности в целом, как отдельно взятой организации определим стиль руководства и постараемся дать рекомендации по улучшению стиля и увеличению эффективности труда. По улучшению отношений между начальником и подчиненным во всех подразделениях. По улучшению производительности труда в связи с возможной сменой стиля руководства.
Объект. Общество с ограниченной ответственностью «Парк».
Предмет исследования. Стиль руководства.
Цель работы. Определить стиль руководства организации, помогающий эффективной работе организации - ООО «Парк».
1. Теоретические основы формирования стиля руководства в организации.
1.1Понятие стиль руководства и факторы формирования
Для эффективного управления руководителю, менеджеру необходимо иметь представление о современных классификациях стилей лидерства и управления, различных возможных моделях поведения руководителя. Формирование и функционирование, как формальной структуры организации, так и неформальной, социально-психологической, структуры рабочей группы, коллектива непосредственно связаны с выдвижением руководителей в организации (ее подразделениях) и лидеров в малых группах и в целом в коллективе. Эти выдвижения необходимы как для самого коллектива так и для высшего начальства. Поскольку на большом предприятии обязательно должны быть подразделения и разделения на отделы. На предприятиях где задействованы более 15-20 человек в смену, всегда есть старший по смене, это связано с диверсификацией задач.
Выбирая диверсификацию, вы должны быть уверены в персонале. Для того, чтобы сохранить господство в своей сфере, важно заранее иметь план делегирования обязанностей в каждой категории новых задач1.
Руководитель - это официальное лицо, облеченное полномочиями и связанное с организацией основной деятельности группы. Руководитель - тот, кто определяет людям работу в рамках данной ему власти. Основные функции руководителя:
- Планирование - процесс постановки целей и поиска оптимального способа их достижения. Результат этого процесса – понятный и реалистичный план действий.
- Оперативное управление: распределение задач, распоряжения - задания подчиненным с учетом их обязанностей и способностей.
1.Геллер А.В. 7 шагов на пути в собственный бизнес:, 2015 С.16
3.Контроль - сверка того, что делается с тем, что было запланировано.
4.Формирование команды - подбор, обучение и воспитание кадров.
5.Организация работы и мотивация сотрудников.
Две главные стороны работы руководителя: Организатор процесса и Двигатель процесса. Важно понимать отличительные черты двух этих направлений, что бы правильно себя оценивать и принимать еры по улучшению так сказать «прокачке» собственных способностей. Без этого эффективная работа не возможна. Важно самостоятельно и возможно с критической точки зрения оценить себя. Решить какой именно Вы руководитель, а чего вам не достает, какие именно функции нужно прокачать. «Рыба гниет с головы», но и развитие организации определяет ее руководитель: если он действительно руководитель, а не исполнитель на роли руководителя2. Один из первых вопросов – вы собираетесь развивать свою компанию как Аппарат или как Команду? Команда дает потрясающие результаты, создает атмосферу творчества и сотрудничества, хорошая команда работает сама, освобождая руководителя для реализации новых задач – а аппарат создавать проще, дешевле и реалистичнее. Второе – работа с лидерами. В аппарате лидеры не нужны, а команда лидера требует. Тут две проблемы. Первое – откуда брать людей с лидерским потенциалом, если их днем с огнем не отыщешь, второе – как из неуправляемых, а то и негативных лидеров делать людей, которые будут работать на вас и ваши задачи.
Стиль руководства способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива3.
Стиль руководства явление индивидуальное, определяется
2. Руденко А.М. Менедмент для студентов ВУЗов, 2010
3. Козак Н.Н. Стиль управления и этика топ-менеджера:, 2016 С.4-5
специфическими характеристиками личности, отражает особенности работы
с людьми, технологию принятия решений.
Лидер - лицо в какой-либо группе, организации, команде, подразделении, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.
Таблица 1. Отличие руководства от лидерства
Руководство |
Лидерство |
1. Официально регулирует отношения группы |
1. Регулирует межличностные отношения в группе |
2. Связано со всей системой общественных отношений и является элементом макросреды |
2. Является элементом макросреды (как малая группа) |
3. Целенаправленный процесс осуществляется под контролем |
3. Возникает стихийно |
4. Стабильность |
4. Зависимость от настроения группы |
5. Более определено санкциями |
5. Менее определено санкциями |
6. Процесс принятия решений не связан с группой и зависит от ряда обстоятельств |
6. Решения принимают непосредственно по деятельности группы |
7. Сфера деятельности руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе |
7. Сфера деятельности лидера - в основном малая группа |
Лидерство - процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества для достижения цели. Объяснение лидерства нашло отражение в нескольких теориях: ситуационной, функциональной, поведенческой и других, а также интегральной теории лидерства.
Лидерство - это психологическая характеристика поведения отдельных членов группы, а руководство - это социальная характеристика отношений в группе, и в первую очередь с точки зрения распределения ролей управления и подчинения4.
Можно выделить основные факторы, характеризующие стиль руководства:
- Требования, предъявляемые к руководителям в отношении их компетентности, деловитости, ответственности, личных качеств, нравственности, характера, темперамента и пр.;
- Специфика системы - ее цели и задачи, управленческие структуры и технология управления, функции руководителя;
- Окружающая производственная среда - технологический уровень производства, форма организации труда, обеспеченность материальными ресурсами и т. п.;
- Особенности руководимого коллектива - его структура и уровень подготовленности, характер сложившихся в нем взаимоотношений, его традиции и ценности.
Любая управленческая деятельность имеет и субъективную основу. Руководитель, прежде чем принять какое - либо решение сначала мысленно продумывает все возможные способы воздействия на подчиненных и выбирает в зависимости от ситуации наиболее на его взгляд целесообразные. И, несмотря на то, что обязанности руководителя предписываются должностной инструкцией, стиль работы имеет отпечаток неповторимой личности руководителя.
4. Автор: Алиев В.Г. руководитель учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента. 2018 20820
Именно в стиле руководителя проявляются его личные качества, которые несколько изменяются в зависимости от особенностей и потребностей коллектива.
Сильное воздействие на стиль оказывают интеллект и культура руководителя, уровень профессиональной и политической подготовки, особенности характера и темперамент, нравственные ценности руководителя, умение внимательно относится к подчиненным, способность вести за собой коллектив, создавать атмосферу увлеченности работой, нетерпимости к недостаткам и равнодушию. Следовательно, в стиле руководства выделяют, с одной стороны, его общую объективную основу, а с другой стороны, присущие данному руководителю способы и приемы осуществления управленческих функций. Объективная составляющая стиля определяется совокупностью социальных и экономических требований к руководящей деятельности. Субъективные компоненты характеризуются чертами личности руководителя. Но если в стиле нельзя четко выделить его объективную основу, то никакие, даже самые прекрасные, качества руководителя не способны обеспечить успех деятельности организации. Стиль работы определяет не только деятельность руководителя, он непосредственно сказывается на всех сторонах деятельности системы и непосредственно на подчиненных.
Таким образом, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий - это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является творцом того стиля управления, который он применяет на практике. Но при этом он учитывает множество объективных и субъективных условий и обстоятельств, в зависимости, от которых стиль получает свое конкретное содержание. Стиль представляет собой социальное явление, так как в нем отражены мировоззрение и убеждения руководителя, а так же он во многом определяет результаты деятельности всей системы.
Таким образом, можно сказать что, каждая организация представляет собой уникальную комбинацию целей и задач. Каждый управляющий-это уникальная личность, обладающая рядом способностей. Каждый руководитель является создателем того стиля управления, который он применяет на практике.
1.2 Классификация стилей руководства.
Основу для классификаций стилей руководства или стилей поведения дали теории, основанные на поведенческом подходе. При поведенческом подходе к лидерству эффективность определяется не столько личными качествами руководителя, сколько его манерой поведения по отношению к подчиненным. Немецкий психолог Курт Левин (1890-1947) провел серию экспериментов, на основе которых выделил три, ставших классическими, стиля управления:
- авторитарный (или диктаторский);
- демократический (или коллегиальный);
- Либеральный (или попустительский).
Авторитарный стиль управления.
Авторитарный стиль характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость5.
Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к снижению инициативности,
5. Козак Н.Н. Стиль управления и этика топ-менеджера:, 2016 С.10-11
самоконтроля и ответственности работников.
морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников.
Особенности стиля
- Преобладающие методы руководства: приказы, распоряжения, выговоры, угрозы, лишение льгот. Интересы и пожелания сотрудников во внимание не принимаются.
- В общении с людьми преобладает четкий язык, неприветливый тон, резкость, нетактичность, возможно грубость.
- Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей.
- Характерны догматизм и стереотипность решения.
Недостатки стиля
- Высокая вероятность ошибочных решений;
- Подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;
- Неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;
- Неблагоприятный психологический климат («подхалимы», «козлы отпущения», интриги) обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья.