Файл: Сущность, функции, принципы налогообложения и его роль в государстве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К основным налогам относятся подоходный налог, в том числе и в виде налога на заработную плату, промысловый налог, земельный налог, корпоративный налог, налог на имущество, налог на доход с капитала, налог на добавленную стоимость. Сумма перечисленных пяти видов налогов составляет около 92% от общей суммы налогов.

Весь налогооблагаемый доход для целей налогообложения разделяется на семь видов. В частности, выделяются доходы от самостоятельной деятельности, промышленной деятельности, работы в сельском и лесном хозяйствах, использования наемного труда, капитала, сдачи в аренду и др. [11]

Налог на прибыль корпораций является основным налогом, который уплачивают юридические лица. Общая ставка налога составляет 45%. Данный налог предусматривает так называемую систему зачета, которая позволяет учесть интересы акционеров – физических лиц.

Налог на корпорации делится в пропорции 50% на 50% между федеральным и земельным бюджетами.

Основной принцип немецкого налогообложения, с момента зарождения системы звучит так: «налоги должны соответствовать величине услуг, оказываемых государством».

Налоговая система Франции

Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954г. внедрен налог на добавленную стоимость. Налоговая система нацелена в основном на обложение потребления.

Характерные черты налоговой системы Франции:

- стимулирующее воздействие на повышение эффективности экономики;

- социальная направленность;

- учет территориальных аспектов.

Для французской системы характерна также жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Эластичность налоговой системы заключается в том, что ежегодно в соответствии с изменениями политической и экономической конъюнктуры законодательно уточняются ставки налогов.

Налоговая система является главным источником поступлений в центральный бюджет, которые составляют более 90% его доходной базы.

Налоговая система Франции предусматривает следующие основные виды налогов: косвенные, прямые и гербовые сборы. 50% от косвенных налогов составляет НДС, который обеспечивает 45% всех налоговых поступлений. [11]

К налогам, идущим в центральный бюджет относятся: НДС, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, пошлины на нефтепродукты, акцизы, налог на собственность, таможенные пошлины, налог на прибыль от ценных бумаг и другие.


Основные местные налоги: туристский сбор, налог на семью, налог на профессию, налог на уборку территории, налог на использование коммуникаций, налог на продажу зданий. В целом, местные налоги составляют 30% общего налогового бремени, они же наполняют 40% местных бюджетов. [11]

Подоходный налог с физических лиц во Франции обеспечивает около 20% доходов государственного бюджета, а его главной особенностью является то, что фискальную единицу представляет собой не отдельный гражданин, а семья. [8]

Главным источником государственных доходов во Франции являются акцизы и НДС, который обеспечивает 45% всех налоговых бюджетных поступлений. Стандартная ставка НДС в стране - 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная - 22%.

Характерной чертой налоговой системы Франции является ее стимулирующее воздействие на повышение эффективности экономики, социальная направленность ряда налоговых мероприятий, учет территориальных аспектов развития.

Налогообложение во Франции имеет особенности и традиции, которые тесно связаны с историческим развитием политической системы и экономики страны. Налоговую систему отличает системность на широкой законодательной основе, которая базируется на положении о том, что все меры по налогообложению находятся в компетенции парламента. Применение налогов опирается на законы, утверждаемые ежегодно Национальной ассамблеей при голосовании государственного бюджета, а также на декреты и предписания, принимаемые государством в развитии указанных законов. [8, с. 104]

Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются: системность, гибкость, социальная направленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из данной курсовой работы следует, что налоги служат не только главным источником пополнения государственных доходов, но и одним из основных рычагов воздействия государства на рыночную экономику. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны. Эффективность налоговой системы обнаруживается через ее способность выполнять возложенные на нее функции.

Так как ситуация непрерывно изменяется, то существует необходимость постоянного совершенствования налоговой системы с учетом перспектив развития национальной экономики.

Современная налоговая политика ориентирована на выполнение следующих требований:

- затраты на взимание налогов должны быть по возможности минимальными;


- налоговая система должна служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Цели и задачи данной работы были достигнуты при анализе налоговых систем развитых стран, на примере США, Великобритании, Германии, Франции.

Нужно отметить, что системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Банхаев Ф.Е. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенст-вования и реформирования налогового законодательства

// Налоговый вестник. - 2001. - №2. - С. 135 – 137.

2. Банхаев Ф.Е. Сравнительный анализ налоговых систем и его значение для совершенст-вования и реформирования налогового законодательства

// Налоговый вестник. - 2001. - №3. - С. 93 – 97.

3. Булатов А. Налоговые гавани и оффшорные центры Европы. // Внешняя торговля. – 1992. - №11-12. - С. 13-17

4. Левицкая Е. Особенности налоговой системы Великобритании / Е. Левицкая, А. Сундукова // Вестник по налогам и сборам РБ. – 2005. - №27. – С. 90-93

5. Лемешевский И.М. Макроэкономика. (Экономическая теория. Ч.3) Учебное пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений. – Мн.: ООО «ФУАинформ», 2004. – 576с.

6. Лыкова Л.Н. Налоговая политика: эффективность рычагов и стимулов. Вопросы экономики. - 1993. - № 9. - С. 34-36

7. Макроэкономика: Учеб. Пособие / Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: БГЭУ, 1998. – 216с.

8. Мещерякова О.В. Налоговые системы развитых стран мира (справочник) – М.: Фонд «Правовая культура», 1995. – 240с.

9. Налоги: Учеб. Пособие/Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 544 с.: ил.

10. Налоги в развитых странах Русакова И.Г., Кашан В.А., Кравченко И.А. и др./ Под ред. И.Г. Русаковой – М., Финансы и статистика, 1991. – 345с.

11. Налоговые системы стран дальнего и ближнего зарубежья: [Мировой опыт]// Вестник ВХС РБ. – 2005. - №9. – С. 73-85