Файл: Теоретические основы особенностей управления организации в современных условиях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Человек трудился и трудится всегда в коллективе (община, семья и т. д.), а как известно, любой совместный труд не может обойтись без управления, которое требуется для установления согласованных действий участников трудового процесса. Управление является ключевым звеном при организации деятельности любого предприятия: от эффективного осуществления его функций зависят экономические показатели деятельности в целом.

В условиях динамичности современного производства и общественного устройства управление должно находиться в состоянии непрерывного развития, которое сегодня невозможно обеспечить без исследования путей и возможностей этого развития, без выбора альтернативных направлений. Необходимость в анализе и оценки эффективности управления предприятием продиктована достаточно многими проблемами, с которыми приходиться сталкиваться многим предприятиям. От правильного решения проблем, зависит дальнейший успех организации.

Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, часть из которых типовые и могут быть сравнительно просто решены специалистами с помощью обычных технологий разработки и реализации решений. Для решения нетиповых проблем требуются специальные технологии разработки решений и, решение части проблем может быть не по силам, как руководителям, так и специалистам. Набор таких проблем характеризует организацию как одну из самых сложных объектов для изучения.

Система управления организации базируется на трех основных составляющих:

- информационной поддержке процессов разработки и реализации решений;

- наборе типовых бизнес - процедур для решения поставленных задач;

- системе активизации персонала.

Следовательно, оптимизация данных составляющих и является основным направлением совершенствования системы управления организации и представляет как теоретический, так и практический интерес, что обусловливает актуальность выбранной темы работы.

Целью исследования является совершенствование системы управления организаций в современных условиях.

В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические аспекты темы «Особенности управления организацией в современных условиях и пути его совершенствования».
  2. Провести анализ системы управления на конкретном примере.
  3. Обосновать мероприятия по совершенствованию управления организацией в современных условиях.

Объект исследования – фирма ООО «Провиант»

Предмет исследования – управление персоналом в ООО «Провиант».

Практическая значимость работы заключается в возможности использования выводов и рекомендаций курсовой работы для улучшения деятельности ООО «Провиант».

Теоретические основы особенностей управления организации в современных условиях.

    1. Понятие и сущность организации, как объекта управления

На протяжении всего периода существования человеческой цивилизации проблемы управления представляли живой интерес для исследователей. Связано это с «разнообразием» вопросов, возникающих в процессе управления отдельными «элементами» производительных и социальных «резервов» общества.

Начать «анализ», стоит с организационной «составляющей» деятельности менеджера. Особенности организационного менеджмента в современных условиях заключаются в поиске «компромисса» между «постулатами» различных «школ» и направлений менеджмента и бурной динамикой современных общественных отношений.

Особенность объединения людей в организации в современном обществе состоит в специфике целей, для достижения которых люди объединяются в группы, которые можно назвать «организацией». Ведь, «однажды возникнув», организация приобретает определенную степень самостоятельности, позволяющей ей вступать в определенные отношения со своими создателями. В «рамках» этих отношений каждый из членов организации использует ее в своих целях: руководство – (топ-менеджмент) – для извлечения прибыли, получения нужной информации, обеспечения власти, работники- исполнители – для достижения жизненной стабильности, социальной защищенности, реализации своих способностей. На сегодняшний день это «соотношение» можно описать следующим образом: современное общество состоит из индивидов и групп-«организаций», стремящихся к достижению своих материальных целей безотносительно существующих в обществе моральных норм и нравственных принципов. Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что в структуре современной организации происходит постепенной «стирание границ» между руководством организации и ее рядовыми членами  (исполнителями) по причине их частичного или полного совпадения, а именно «коммерциализации» деятельности организации. Именно поэтому современное общество принято называть «коммерческим» или «обществом потребления». Соответственно, объединение людей в группы-«организации» на современном этапе развития общества чаще всего преследует цель удовлетворения потребностей группы, необязательно совпадающих с целями, имеющими наибольшее значение для общества в целом.


Теперь рассмотрим «организацию» в другом, «структурном», смысле. В этом отношении самым важным «элементом» является внутриорганизационное специализированное разделение труда как «закрепление конкретной работы за специалистами, то есть теми, кто способен выполнить ее с наивысшим качеством и в установленные сроки»: «организация» в смысле «структура» является продолжением «организации» в смысле «группа людей». Действительно, достижение целей предполагает определенный порядок действий, то есть план, реализация которого возможна в случае «разделения труда» внутри группы, то есть выполнения каждым членом группы своих профессиональных, должностных, или, как принято говорить, «функциональных» обязанностей. Таким образом, «организация» в смысле «структура» означает совокупность обязанностей, выполняемых членами организации для достижения её целей.

И, наконец, еще одним важным элементом организационного менеджмента является организация взаимодействия членов организации в процессе выполнения работы или достижения иных целей организации. В современном обществе взаимодействие людей для достижения организационных целей, причем взаимодействие эффективное, позволяющее достигнуть поставленной цели, является учет личностных особенностей каждого члена организации при определении структуры…

Постоянная смена технологий, борьба за потребителей и качество услуг, ужесточение конкуренции выдвигают для организации новые подходы к комплексу вопросов управления. Управление является одним из важных факторов, влияющих на эффективность функционирования организации. Акцентирование внимания на внутрифирменном управлении стало сердцевиной организации механизма функционирования предприятий.

Адаптация под новые экономические условия, способность быстро перестраиваться, не упуская появляющиеся возможности, которые открываются рынком, сейчас наиболее актуальны, чем экономия издержек обращения. Каждая фирма, независимо от своих размеров, должна иметь главную цель, подцели и задачи, формирующие дерево управленческих целей, которые означали ее функционирование в экономическом пространстве[1].

Управление в рыночной экономике обеспечивает условия организации экономических процессов на предприятии, что определяет его особое место в научной среде, усиливая адаптивность и конкурентоспособность бизнеса. Современное состояние теории управления отражает необходимые условия развития сил производства и его отношений, изменение методологии к организации эффективной системы отношении и внутрифирменного взаимодействия. Обзор мнений авторов на сущность управления позволил дать его определение: управление – совокупность функций (мотивация, контроль, организация, планирование), необходимых для формулировки и достижения целей предприятия[2].Субъектом управления в отечественной и зарубежной литературе выдвигается источник управленческого воздействия: человек или механизм управления[3].Объектом управления является тот, на кого направлено управленческое воздействие: человек, механизм, предприятие[4].


Основные характеристики

современного управления

Формирование рациональной системы управления через интеграцию различных методов.

Применение ситуационного подхода.

Выделение стратегического управления.

Понимание ценности организационной культуры.

Понимание важности инновационного менеджмента.

Осознание ведущей роли лидера.

Формирование корпоративной социальной ответственности.

Современное управление характеризуется постепенным отказом от рационализма классических школ менеджмента, по которому предприятия действуют через рациональную организацию производства, снижение издержек, развитие специализации, то есть происходит воздействие управления на внутренние производственные факторы[5]. Выдвигаются как первоочередная задача решение проблем гибкости и адаптации к динамичным изменениям внешней среды. Наблюдается рациональная интеграция методов управления в целостную среду управленческой системы[6].

Руководители организаций стали понимать важность применения к управлению ситуационного подхода, при котором формирование деятельности внутри предприятия является реакцией на различные внешние воздействия[7]. Главным является то, что аспектом внимания здесь является ситуация, представляющая конкретный комплекс обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в определенный период.

    1. Ресурсы, используемые организациями

Любая организация преобразует пять видов ресурсов для достижения результатов, которыми являются продукция или услуги: капитал, материалы, технология, люди, информация.

Капитал – те средства, на которые существует организация. Источники: бюджетные ассигнования, частный капитал, банковские кредиты, собственные средства производства и др.

Материалы – средства производства ( то из чего изготавливают конечный продукт).

Технология – сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах информации или людях.

Люди. Говоря о людских ресурсах, следует отметить, что люди индивидуальны и имеют разные способности, одаренности, восприятия, ценности, ожидания. Поэтому для достижения целей организации необходимо направлять поведение работников, используя людей, имеющих черты, желательные для выполнения данной задачи и одновременно необходимо создавать рабочую среду, которая способствовала бы поддержанию этих черт.


Информация. Ресурсы информации используются непрерывно для связи и координирования каждой фазы процесса преобразования. Информация, относящаяся к исследованию рынка, помогает определить наиболее перспективный вид продукции. Общение с рабочими дает информацию, которая необходима для качественного выполнения поставленной задачи. Скорость и объем реализации продукции позволяет руководству решать, насколько успешно действует компания на пути достижения желаемых результатов. Осознание важности информации как вида ресурсов является основной причиной того, что фирмы по обработке информации, такие как «Apple» и «IBM», росли столь стремительно. Информация приобретается и распространяется в процессе коммуникации.

Важный аспект управления организацией – изучение и анализ внешней среды и внутренних проблем организации. Анализ внешней среды позволяет ответить на следующие вопросы:

Где в настоящее время находится предприятие?

Где, по мнению высшего руководства, оно должно находится в будущем?

Что должны сделать менеджеры, чтобы организация из того положения, в котором она находится сейчас, перешла в рыночную позицию, на которой ее хотело бы видеть руководство?

    1. Взаимосвязь разделение труда и управления

Разделение труда – экономическое явление, при котором происходит профессиональная специализация, сужение и иногда углубление функций отдельного специалиста. Общий производственный процесс разбивается на предельно простые операции, каждую из которых выполняет отдельный человек либо механизм.

Разделение труда является причиной повышения общей производительности труда организованной группы специалистов (синергетический эффект) за счет:

- выработки навыков и автоматизма совершения простых повторяющихся операций;

- сокращения времени, затрачиваемого на переход между различными операциями.

Концепция разделения труда полно описана Адамом Смитом в первых трех главах своего пятитомного трактата «Исследование о природе и причинах богатства народов».

Выделяют общественное разделение труда – распределение в обществе социальных функций между людьми – и международное разделение труда.

Разделение труда привело в современном мире к наличию огромного множества различных профессий и отраслей. Ране (в древности) люди были вынуждены почти полностью обеспечивать себя всем необходимым, это было крайне неэффективно, что обусловливало примитивный быт и комфорт.