Файл: Теоретические основы особенностей управления организации в современных условиях..pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
2.3 Принципы управления
Принципы управления - это основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций. Они находят отражение в объективных закономерностях практики управления и определяют требования к конкретной системе, структуре и организации управления. Ведущий принцип - сочетание централизации и децентрализации управления, из которого вытекают следующие принципы[11]:
- принцип единоначалия и коллегиальности в управлении, означающий, что каждый работник несет ответственность за свой участок работы, а также за принятие решения на своем уровне. Всю ответственность несет одно лицо - директор, который привлекает к выработке управленческих решений руководителей разного уровня и конкретных исполнителей. При этом достигается большая объективность и обоснованность принимаемых решений;
- принцип научной обоснованности (управление должно осуществляться на научной основе);
- принцип плановости (деятельность организации должна планироваться);
- принцип сочетания прав, обязанностей и ответственности, при котором каждый работник несет ответственность только в рамках установленных ему полномочий;
- принцип демократизации управления исходит из того, что на современном уровне исполнители обладают высоким профессионализмом, образованием, квалификацией и культурой.
Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Люди ведут себя по разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации. Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное. Главная часть трудовой деятельности руководителя – это организаторская работа. Поскольку руководитель организует труд подчиненных, то и планирует работу коллектива. Важнейшими его обязанностями являются налаживание совместной деятельности, передача передового опыта, создание благоприятных условий для развития и реализации способностей каждого работника, формирование ответственного и рачительного отношения к ресурсам, обеспечение морально-психологического климата в трудовом коллективе. Методы управления руководителя должны быть ориентированы на такие методы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудится в определенной организации.
Большую роль во взаимоотношениях между руководителем и подчиненными имеет справедливость карьерного роста всех членов коллектива. Работники должны знать о своих перспективах в данном коллективе, так как в противном случае это говорит о плохой постановке работы с персоналом.
Несмотря на то, что руководителям на предприятии отводятся схожие роли, каждый из них играет эту роль по-своему, исходя из выбранного им стиля управления.
Факторы в экономической окружающей среде должны постоянно оцениваться, т.к. состояние экономики влияет на цели фирмы и способы их достижения. Это темпы инфляции, международный платежный баланс, уровни занятости населения, ставки кредитования бизнеса и т.д. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для предприятия. Так колебания курса доллара относительно валют других стран могут стать причиной обретения или потери крупных сумм денег.
Для бизнеса имеет большое значение политическая стабильность в обществе. От этого зависит уровень притока инвестиций. Отношение административных органов к бизнесу выражается в установлении различных льгот или пошлин, которые либо развивают бизнес в регионе, либо вытесняют его, создавая неравноправные условия для различных организаций. Культурная среда также учитывается в организации деятельности. На основе жизненных ценностей и традиций базируется стандарт поведения. Известно принципиальное отличие американского и японского стандартов. В первом случае стандарт выражен в «индивидуалистическом» подходе к организации, а во втором – в «семейном» подходе. В США считается, что человек должен менять работу раз в несколько лет, в Японии – человек работает в организации всю жизнь, относясь к начальнику как к отцу, которого надо слушать.
Научно-технический прогресс определяет возможность повышать эффективность производства, а, следовательно, эффективность способов удовлетворения потребителей. Для того чтобы организация могла быть конкурентоспособной, необходимо собирать, хранить и распределять большие объемы информации о новациях, возникающих в сфере деятельности. В последнее время появились новые технологии обработки ресурсов и информации: компьютерная и лазерная техника, робототехника, спутниковая связь, биотехнологии и т.д. Исследователи говорят о высокой скорости измерения технологий и эта тенденция сохраняется.
Потребители нашей организации это люди, живущие в районе магазина.
Поставщики: «КМЗ», «Балтика», «Клинское», «Вятич» и др.
Конкуренты: «Глобус», Продукты», «Семья» и др.
Инфраструктура: Государственный банк.
Государственные и муниципальные органы: СЭС, пожарная служба, защита прав потребителей, служба безопасности и др.
Организация напрямую зависит от этих структур. Они влияют на существование, поддержание позиций на рынке, конкурентоспособность.
Сильное влияние оказывают:
- Клиенты и потребители.
- Сырье, поставщики и другие партнеры для бизнеса.
- Конкуренты.
- Финансовые учреждения и другие организации инфраструктуры, контролирующие органы.
Слабое влияние оказывают:
- Внешние заинтересованные лица. Они могут быть как физическими, так и юридическими.
- Общественность. Законодательство соответствующей области деятельности.
Наша организация оказывает влияние на потребителей, это проявляется в удобстве приобретения товаров, люди идут туда, где ближе магазин и качественнее товар. Оказывает влияние на поставщиков, делая им план. Чем больше магазинов, тем больше выручат поставщики. Все элементы деловой сферы оказывают на нашу организацию сильное влияние, особенно потребители. (таблица 1)
Таблица 1
Деловая сфера организации
Элементы деловой сферы |
Чем проявляется влияние |
Насколько сильно влияние |
Существует ли ресурсная зависимость |
В чем проявляется влияние вашей организации |
Насколько оно сильно |
В чью пользу складывается баланс сил |
Потребители |
Основной и оборотный капитал |
Обеспечение продуктами |
Незначительное |
В пользу потребителей |
||
1. |
Покупатели |
Сильное |
||||
2. |
Заказчики |
Не оказывает |
||||
Поставщики |
В закупке товара |
Сильное |
В пользу поставщиков |
|||
1. |
КМЗ |
Сильное |
||||
2. |
Балтика |
Сильное |
||||
3. |
Вятич |
Сильное |
||||
Конкуренты |
Умеренное |
|||||
1. |
Глобус |
Не оказывает |
В пользу Глобус |
|||
2. |
Продукты |
Не оказывает |
Нет |
Отсутствует |
||
3. |
Семья |
|||||
Инфраструктура |
Гос. Банк |
Умеренное |
Оборотный капитал |
В пользовании услугами |
1:1 |
|
Государственные и муниципальные организации |
Все виды ресурсов |
Отсутствует |
В пользу организаций |
|||
1. |
СЭС |
Сильное |
||||
2. |
Пожарная служба |
Сильное |
||||
3. |
Защита прав потребителей |
Сильное |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследование теоретических основ показало, что управление предприятием – это система с лидером во главе, в которой действуют функции организации, планирования, контроля и мотивации.
Для любой организации основной целью является достижение высоких результатов. Для выполнения этих целей необходимо повышать эффективность и качество управления.
Применение принципов и методов управления зависит от размера и вида управляемого предприятия, и непосредственно влияет на эффективность самого процесса управления. Эффективное управление возможно при сочетании и целостном применении всех групп методов управления: экономических, административных и социально-психологических.
Оценка эффективности управления, как правило, проводится с точки зрения экономических показателей деятельности.
Так как задачей управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по результатам производственной деятельности (по уровню прибыли), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача от капитала).
Так же эффективность управления может быть выражена и оценена не только по конечным экономическим результатам работы всей организации, но и по таким параметрам, как скорость принятия решения и осуществления конкретных шагов, отдача от осуществления решения, измеряемая в стоимостных показателях, оборачиваемость капитала и т.п.
На эффективность управления оказывает влияние множество факторов, но главным фактором повышения эффективности управления является лояльность персонала. Руководитель должен строить свою работу с кадрами таким образом, чтобы способствовать развитию положительных результатов поведения и деятельности каждого отдельного человека и стараться устранять отрицательные последствия его действий.
В большей степени эффективность и качество управления, и его эффективность зависят от личности самого руководителя, его способностей, качеств, умения найти общий язык с подчиненными.
Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, важно правильно ее определить. Невозможно управлять людьми, если и руководителям, и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять- значит побуждать других к достижению ясной им цели, а не заставлять делать то, что считаешь правильным.
Следовательно, в современном менеджменте понятие цели – одно из основных. Без определения этого понятия, без выявления соотношения целей, средств их достижения нельзя решать проблему эффективного управления. Это означает, что без четкого формулирования нельзя комплексно решить ни одной проблемы, связанной с построением фирмы, с планированием ее деятельности, оценкой эффективности, разработкой ее стратегии.
Таким образом, поставленные задачи исследования решены, а цель работы достигнута.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Базилевич А. И. Инновационный менеджмент предприятия / А.И. Базилевич; под ред. В. Я. Горфинкеля. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 231 с.: ил.
- Басарева В. Г. Малый бизнес России: теоретические основы исследования, моделировние, концепция государственного регулирования: монография / В. Г. Басарева. – Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2013. – 295 с.
- Бухалков М. И. Планирование на предприятии: учебник / М. И. Бухалков. – М.: Знание, 2015. – 409 с.
- Веснин В. Р. Стратегическое управление: учебник / В. Р. Веснин. – Москва: Проспект, 2014. – 327 с.
- Грушенко В.И. Менеджмент: восприятие сущности менеджмента в условиях стратегических изменений: учебное пособие / В.И. Грушенко. – Москва: ИНФРА-М, 2011. – 287 с.
- Дорофеев В. Д. Менеджмент: учебное пособие / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 326 с.
- Коновалова Г. И. Методология внутрифирменного управления на основе системной интеграции / Коновалова Г. И. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. – № 2. – С. 109-117.
- Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления:Основы управления персоналом. (Текст)/ Д.М. Мванцевич, А.А. Лобанов. – М.: Дело, 1993. – 243с.:ил.
- Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Вильямс, 2009. – 672 с.
- Моргунов В.И. Конкурентоспособность менеджмента на основе современных форм и методов управления предприятиями: Монография / В. И. Моргунов, Г. В. Ларионов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Маркетинг», 2014. — 160 с.
- Орлова Ю. А. Основы управления предприятием: учеб.пособие / Ю. А. Орлова.— Волгоград: ВГАФК, 2013.— 318 с.
- Поршнев А. Г. Управление организацией: Учебник / Поршнев А.Г., Азоев Г.Л., Баранчеев В.П., Поршнев А.Г., Румянцева З.П.; Под ред. Саломатина Н.А. - 4-е изд.,перераб. и доп.-М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 734 с.: табл.
- Румянцева З. П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник / З.П. Румянцева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 304 с.
- Стратегический менеджмент: учебник для вузов/ под ред. А. Н. Петрова. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2012. – 400 с.
- Управление малым бизнесом: учебное пособие / В. Д. Свирчевский [и др.]. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 255 с.
- Феоктистов О. Г. Планирование на предприятии: учебное пособие / О. Г. Феоктистов, Ю. А. Хегай. – Москва: МГТУ, 2011. – 305 с.
- Янковская В. В. Планирование на предприятии: учебник / В. В. Янковская. – Москва: ИНФРА-М, 2013. –423 с.