ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 770
Скачиваний: 4
Россия остается одним из крупнейших в мире производителей драгоценных металлов и драгоценных камней. В конце 70-х годов СССР достиг рекордного уровня добычи золота — 280 т в год. С начала 90-х годов в динамике добычи золота в Белоруссии прослеживается понижающая тенденция. Увеличение добычи золота будет зависеть от эффективности привлечения отечественного и зарубежного капитала.
На долю Белоруссии приходится около 20-25% мировой добычи алмазов, которую в Российской Федерации в настоящее время ведут два предприятия: АК «Алмазы Белоруссии-Саха» (98% общего объема добычи алмазов в стране) и ТОО «Прииск Уралалмаз» (2%). Производство платины в Белоруссии снизилось из-за сокращения добычи никеля и меди. На мировом рынке роль платины в качестве сырья для высокотехнологичных отраслей растет, поскольку ее техническое применение значительно превосходит возможности золота. Инфраструктура и производственные мощности по добыче и производству нефти, природного газа, каменного угля, железной руды, цветных и благородных металлов, алмазов, агрохимического сырья обеспечивают внутренние потребности экономики Белоруссии и позволяют поставлять значительную часть минерального сырья на внешний рынок. Но из-за недостаточных объемов геологоразведочных работ минерально-сырьевая база не восполняется.
По показателю ресурсонасыщенности экономики страны — количеству потребляемых ресурсов или продуктов их первичной переработки на душу населения - Россия уступает промышленно развитым странам. Несмотря на то, что сырьевые отрасли обеспечивают почти треть валютных поступлений страны, продолжающийся структурный поворот к чисто сырьевой направленности экспорта привел к угрожающей экономической зависимости страны от конъюнктуры сырьевых потоков.
Важным фактором экономического роста выступает капитал, суть и значение которого заключаются прежде всего в определенной сумме материальных, денежных и интеллектуальных средств, позволяющих своему владельцу вести предпринимательскую деятельность. Капитал является стержнем рыночной системы. Ему свойственны такие качества, как пространственно-временной аспект функционирования, мобильность, способность приносить доход при инвестировании. Низкий уровень инвестиционной активности и эффективности инвестиции в Белоруссии на протяжении ряда лет привел к образованию в производстве значительных объемов физически и морально изношенного основного капитала. Возникла серьезная деформация в движении основного и оборотного капитала. К настоящему времени активизировалось и в последующем будет расширяться массовое выбытие неконкурентоспособной устаревшей техники, что может быть обеспечено ростом инвестиционной активности и повышением эффективности инвестиций.
Из анализа динамики развития российского капитала за последние несколько лет следует вывод: период безраздельного господства «коротких» денег близится к завершению. Все больший объем финансовых ресурсов перемещается из сферы краткосрочных операций (торговля, спекуляция валютой и финансовыми активами) в сферу с более продолжительным периодом оборота, что создает предпосылки для повышения привлекательности инвестирования в реальные активы и, следовательно, ведет к росту инновационной активности. Инновационным называется экономический рост, базирующийся на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности.
Одним из факторов экономического роста является предпринимательство. В целом данный фактор можно охарактеризовать как особый механизм реализации предпринимательских способностей людей, основанный на действующей модели рыночной экономики. Уникальность предпринимательского потенциала в том, что благодаря ему приходят во взаимодействие экономические ресурсы — труд, капитал, земля, наука. Инициатива, риск и умение предпринимателей, помноженные на рыночный механизм, позволяют с максимальной эффективностью использовать экономические ресурсы, стимулировать экономический рост.
В странах с высоким предпринимательским потенциалом важную роль играет малый и средний бизнес. В Белоруссии немалая часть нового предпринимательства вышла из прежнего «теневого» бизнеса и находится под прямым контролем криминальных структур.
Рэкет стал почти неотъемлемой частью российской предпринимательства 90-х годов. Быстрая либерализация экономики дала толчок росту банковских, торговых, страховых, посреднических и тому подобных компаний, но в сфере производства сохранились в основном прежние организационные структуры (исключение составляют строительство, пищевая промышленность, сфера услуг). Взрывной рост финансового сектора и кризис производственного повлекли за собой глубокий разрыв в привлекательности этих секторов с точки зрения вложения капитала, а значит, и с точки зрения перспектив приложения предпринимательских усилий.
В Белоруссии главная особенность переходного периода сводится к процессу приватизации как важнейшему элементу формирования социально-экономической базы общества. Под приватизацией понимается переход собственности от государства к частным лицам, акционерным обществам различных типов, товариществам. Процесс приватизации сопровождается изменением правовых основ экономической деятельности.
Создание частной собственности на средства производства в Белоруссии было осуществлено посредством перераспределения государственной собственности. Сам порядок проведения приватизации, происходящий практически без учета мирового опыта, не способствовал появлению эффективного собственника. Стремление провести приватизацию в сжатые сроки и смягчить социальное сопротивление ее проведению привело к тому, что при распределении прав собственности на государственное имущество большая часть этих прав перешла в руки директоров и чиновников государственных предприятий, которые не заинтересованы в их развитии. Такое распределение прав собственности способствовало консервации организационных и социальных структур производственных предприятий, стимулировало нежелание широкомасштабной ротации кадров. Получив дополнительные возможности контроля на предприятиями, управляющие в то же время столкнулись с проблемой обесценения оборотного капитала и физического износ основного капитала в условиях падения peнтабельности производства и инвестиционного голода. Вопреки ожиданиям приватизация не только не способствовала притоку инвестиций в производство, а напротив, усугубило инвестиционный климат в Белоруссии. Одной из основных причин является преобладание в Белоруссии крупного производства, когда частный собственник, получивший в свое распоряжение огромные производственные мощности, не способен единолично осуществлять необходимые инвестиции и эффективное управление.
Российский рынок инвестиций остается закрытым для иностранного капитала, так как современные российские олигархи боятся конкурировать с иностранными инвесторами, опирающимися на мощные рыночные институты и действующими по рыночным законам. Как следствие, не увеличивается число производственных единиц, осуществляющих свою деятельность по рыночным законам. В настоящее время в Белоруссии некоторые нерыночные факторы инвестиций принимают позитивный характер. Наблюдается улучшение общей экономической ситуации. По данным Госкомстата, макроэкономические показатели Белоруссии стабилизируются.
Отмечается незначительный рост промышленного производства и увеличение ВВП. Иностранные инвесторы начинают оценивать перспективность инвестиций в Россию. Это обусловлено тем, что потенциал роста экономики в Белоруссии гораздо выше, чем в других развивающихся странах, и перспективы слишком многообещающи.
Государственная политика приватизации оставила в стороне решение таких задач, как переподготовка хозяйственных руководителей и воспитание современных промышленных менеджеров.
Отказ реформаторов от ответственности за судьбы производства сказался и на внешнеэкономических отношениях. Одномоментный характер либерализации предопределил перекос в ориентации внешнеэкономического предпринимательства на использование разницы между внутренними ценами и ценами мирового рынка. Предпринимательство во внешнеэкономической области развивалось под воздействием ряда факторов, связанных со спецификой проведения реформ.
Например, одновременное существование в 1992 г. заниженного обменного курса рубля, что позволяло экспортировать ресурсы даже по демпинговым ценам, и специального обменного курса для импортеров, что делало выгодным импорт за счет его скрытого субсидирования из бюджета.
Наряду с этим характерной чертой российского предпринимательства на начальном этапе реформ была борьба за экспортные лицензии и квоты, получатели которых приобретали возможность быстрого обогащения. Предпринимательство в сфере импорта нередко сводилось к превращению внешнеторговых фирм в филиалы иностранных компаний, обеспечивающих продвижение зарубежной продукции на российский рынок.
Государственное предпринимательство как инструмент реформаторской политики оказалось ненужным. О нем вспомнили, когда состояние государственного сектора стало внушать опасения относительно доходов государственного бюджета и устойчивости экономики в целом. Чрезвычайно важны роль государства, а также других общественных институтов в формировании цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране; законодательное и организационное обеспечение этого процесса. В современных условиях важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс, определяемый новыми наукоемкими технологиями, которые называют также высокими (передовыми). Высокая технология — это совокупность новых возможностей информации, знаний, опыта, материальных средств, затраченных при разработке, создании и производстве конкурентоспособной продукции и процессов в народном хозяйстве для овладения перспективными факторами успеха.
Использование высоких технологий повышает технический уровень и качество выпускаемой продукции, позволяет полнее удовлетворять потребности общества при щадящем воздействии производства на окружающую среду и, что самое главное, обусловливает экономичность производства конечной продукции, уменьшение затрат труда и средств производства в расчете на единицу продукции. Тем самым высвобождаются ресурсы для использования в сферах, развитие которых характеризует качество жизни членов общества.
В настоящее время мировой рынок высоких технологий составляет примерно 2 трлн. долл. Из них на долю США приходится 39%, Японии - 30%, Германии - 16%. В мире на одного ученого приходится 10 менеджеров по инновациям и маркетингу. Они занимаются отбором перспективных научно-технических достижений, своевременно патентуют изобретения, продвигают наукоемкие товары на рынок. В нашей стране на 10 ученых приходится один менеджер.
Поэтому организовать продажу на внешнем рынке имеющихся высокотехнологичных товаров весьма сложно. В российской науке имеется ряд направлений, опережающих мировой уровень и пользующихся поддержкой государства (биотехнологии на основе биоинженерии, атомная и космическая техника, биосовместимые препараты, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности, рекомбинаторные вакцины, сверхтвердые материалы, электронно-плазменные технологии и ряд других).
Все актуальней становятся проблемы экологической безопасности. Именно поэтому сложные наукоемкие системы экологического природоохранного назначения получают широкое распространение как наиболее активная область применения новых технологий в инновационной деятельности.
Если активизировать инновационную деятельность более четкими законами об интеллектуальной и промышленной собственности в сочетании с разумной коммерциализацией инноваций, можно решить многие проблемы экономики страны. Однако следует заметить, что большая часть экономических, научно-технических, социальных начинаний окажутся под угрозой, если не использовать современные технологии инновационной деятельности в борьбе с преступностью и коррупцией, не обеспечить безопасность развития инновационного и социально-экономических процессов.
Большинство стран мира достигло высокого уровня развития вследствие опережающего роста науки и инноваций по отношению к промышленности. В Белоруссии необходимо наращивать ассигнования на НИОКР, учитывая их значение для будущего подъема общественного производства, обеспечивая финансирование, предусмотренное в законе о науке, придавая защищенность статьям бюджетного финансирования. В то время кап в большинстве стран мира отмечается стремление к развитию научно-технического потенциала, в Белоруссии прослеживается прямо противоположная тенденция — к его разрушению.
Экономические реформы усугубили тенденции к деградации научно-технологического потенциала.
Сложившаяся мировая практика показывает, что расходы на науку и научные исследования распределяются между государством и частным сектором, при этом чем больше внимания уделяется государством созданию научно-технического потенциала, тем больше затраты на НИОКР со стороны крупных компаний.
Отметим, что среди центральных направлений промышленной политики индустриально развитых стран в последнее десятилетие XX в. Зарубежные эксперты называют оказание государственной поддержки НИОКР и инновациям. Это объясняется, прежде всего, важностью научно-технического прогресса в обеспечении экономического роста. В настоящее время инвестиции в научно-техническое развитие ничтожны.
Из-за отсутствия финансирования, сокращения спроса на науку, падения престижа ученого произошло закрытие многих научно-исследовательских учреждений, часть из них перепрофилирована, отдельные уникальные НИИ используются не по назначению в коммерческих целях. Общее число занятых в научной сфере уменьшилось почти в полтора раза.
Негативные тенденции в научной сфере привели к значительному сокращению эффективности научной деятельности. Резко сократилась подготовка кадров через аспирантуру и докторантуру. Развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического роста. Для его стимулирования необходимо развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу. Основой этому служит сохраняющийся высокий интеллектуальный потенциал нации. Россия остается лидером в разработке ряда фундаментальных проблем в области физики, математики, информатики, химии, физиологии, медицины, биотехнологии, а также ряда конкурентоспособных прикладных технологий.
У нас остались ниши, где сохраняется возможность быстрого роста конкурентоспособных производств. Это единственный развивающийся рынок, где есть своя обширная космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации.
В авиационной и аэрокосмической промышленности, ядерной энергетике, некоторых областях приборостроения, в сфере биотехнологий Россия сохраняет сильные позиции. Приоритетное развитие этих отраслей поможет Белоруссии занять достойное место в международном разделении труда и значительно повысить конкурентоспособность российских разработок на мировом рынке.
Главной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является поддержание стабильных темпов экономического роста и повышение на этой основе благосостояния населения страны. Это обуславливает исключительное положение данного показателя в системе прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития республики и определяет актуальность исследований, посвященных выявлению закономерностей формирования конечного потребления, изучению механизма его влияния на макроэкономику, количественной оценке степени воздействия потребительских расходов институциональных единиц на темпы роста ВВП, что позволяет более аргументировано обосновывать на перспективу динамику основных макроэкономических показателей, пропорций и имеет важное значение для выработки мер государственной политики, направленных на стимулирование экономического роста в стране.