ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 6244
Скачиваний: 5
Международное публичное право.
УО «Частный институт управления и предпринимательства»
Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, к.ю.н., доцент Сербун П.П.
Тема № 1 Понятие, сущность и роль международного права в современных международных отношениях.
План лекции: (Основные вопросы):
Введение
-
Предмет регулирования международного права.
-
Особенности международного права.
-
Сущность современного международного права.
-
Функции современного международного права.
-
Понятие международного права и его эволюция в эпоху глобализации международных отношений.
Нормативные правовые акты: (см. Программа):
Литература:
Примерные реферативные выступления:
Контрольные вопросы:
Тест:
Задачи:
Введение
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1993г. № 48/29 особо подчёркивалось, что «международное право должно занять надлежащее место в системе преподавания правовых дисциплин во всех университетах».
Почему? Так как международное право способно «создать условия при которых народы всех стран мира могут участвовать в складывающимся общемировом порядке».
То есть международное право, обладающее универсальной применимостью, устанавливающие согласованные нормы единообразного поведения всех государств на международной арене, выступает как наиболее приемлемый правовой регулятор глобализационных процессов.
По определению российского профессора И.И. Лукашука, глобализация — это «всемирный процесс, взаимосвязывающий национальные, социально-экономические образования в единую мировую экономическую и общественную систему». Эпоха глобализации характеризуется активизацией интеграционных процессов в политической, экономической, социальных и культурных областях. Цель - разрешение круга глобальных проблем, включающих обеспечение мира и безопасности, проблемы народонаселения, продовольственные, экологические, энергетические, борьбу с транснациональной организованной преступностью, международным терроризмом, с другой стороны. При всей разнохарактерности указанных процессов их объединяет одно - они требуют усиления и углубления взаимозависимости государств.
В Декларации ООН от 8.09.2000г. подчёркивается, что «глобализация может обрести полностью все охватывающий и справедливый характер лишь через посредство широкомасштабных и настойчивых усилий по формированию общего будущего, основанного на общей принадлежности к роду человеческому при всём его многообразии».
В этих условиях особенно возрастает роль международного права.
(на семинаре показать фильм: ).
Предстоит изучить:
Общая часть:
-
Понятие, сущность и роль международного права в современных международных отношениях.
-
История возникновения и развития международного права.
-
Нормативная система международного права.
-
Основные принципы международного права.
-
Источники международного права.
-
Соотношение международного права и внутреннего права государства.
-
Имплементация международного права.
-
Субъекты международного права.
-
Институт признания в международном праве.
-
Институт правопреемства в международном праве.
-
Вопросы территории в международном праве.
-
Вопросы населения в международном праве.
-
Институт международно-правовой ответственности.
-
Механизм разрешения споров в международном праве.
-
Общая часть: итоговая лекция
Итого: 30 часов.
Особенная часть - «2-й семестр):
-
Право международных договоров.
-
Право международных организаций и международных конференций.
-
Организация Объединённых Наций.
-
Право внешних сношений.
-
Право прав человека.
-
Международное гуманитарное право.
-
Международное морское право.
-
Международное воздушное право.
-
Международное космическое право.
10.Международное уголовное право.
11. Право международной безопасности.
12. Международное экономическое право.
13. Международное экологическое право.
14. Международное ядерное право.
15. Итоговая лекция: весь курс. Итого – 30 часов.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
-иметь представление:
-о понятии, сущности и роли международного права в современных международных отношениях, истории его возникновения и развития;
-знать: нормативную систему, источники и субъекты международного права, соотношения международного права и внутреннего права государств, институтов признания и правопреемства в международном праве, международно-правовой регламентации территории и населения, механизма ответственности и порядка разрешения споров в международном праве, а также правовую систему международного права;
-уметь: анализировать нормы международного (публичного) права, процесс взаимодействия белорусского законодательства и норм международного права; применять теоретические навыки к анализу спорных ситуаций в ходе осуществления внешнеэкономической деятельности.
Цель лекции: (учебная, развивающаяся):
Литературные источники:
1.
1. Предмет регулирования международного права:
Современный мир характеризуется многообразием международных отношений:
- политического;
- экономического;
- научно-технического;
- культурного;
- гуманитарного;
- религиозного;
- правового характера.
Эти отношения осуществляются:
- государствами, их объединениями;
-международными организациями, создаваемыми ими комитетами и комиссиями;
- международными судебными учреждениями;
- народами, борющимися за свою независимость;
-международными неправительственными организациями (молодёжными, женскими, ветеранскими, религиозными);
- транснациональными корпорациями;
- физическими лицами;
- юридическими лицами.
Система международных отношений: в широком смысле; в узком смысле:
- Все указанные субъекты и отношения, возникающие между ними, как на международной арене, так и в рамках национальных правовых систем, образуют в совокупности международную систему в широком смысле;
- Система международных отношений в узком смысле включает отношения, осуществляемые особой категорией акторов (участников), а именно:
- государствами;
- межгосударственными образованиями;
- нациями (народами), борющимися за своё самоопределение;
-международными межправительственными и неправительственными организациями;
- международными судебными учреждениями;
- государственно-подобными образованиями;
- индивидами;
- транснациональными корпорациями.
Международные отношения (сотрудничество) можно классифицировать по субъектам на:
- межгосударственные. То есть: между государствами в рамках двусторонних и многосторонних договоров во всех сферах сотрудничества; между государствами и международными межправительственными организациями; между самими международными межправительственными организациями в рамках соглашений о сотрудничестве;
- смешанные: между государствами и нациями (народами) в лице учреждённых ими органов при решении вопроса о форме самоопределения; между нациями (народами) и международными межправительственными организациями по вопросам относительно представительства органов, учреждённых нациями при международных организациях; между межправительственными международными организациями и неправительственными организациями по вопросам предоставления консультативного статуса последним; между государствами и государственно-подобными образованиями (Ватикан) об установлении дипломатических отношений; между международными судебными учреждениями и государствами (например, о передаче преступников);
- негосударственные: отношение между индивидами; неправительственными организациями и комитетами; комиссиями; международными судебными учреждениями по правам человека.
При всём разнообразии указанных отношений их объединяет общее: они носят публичный характер и являются предметом регулирования международного права.
Заключение: Рассмотрев первый вопрос настоящей темы, усматривается:
-
В литературе и международных правовых документах используется термин «международное право», исторически произошедший от римского понятия «право народов», регулировавшего отношения римских граждан с иностранцами. Первым использовал термин «международное право» вместе с «правом народов» английский учёный 17 века Р. Зеч. С тех пор международное право как регулятор международных отношений публичного характера прочно вошло в межународно-правовой обиход.
-
Источниками международного права являются международные договоры и обычаи.
-
Термины «международное право» и «международное публичное право» используются как синонимичное - равнозначные для обозначения соответствующей правовой системы.
-
В отличие от международного публичного права международное частное право регулирует гражданско-правовые отношения между государствами и иностранными физическими лицами и юридическими лицами либо определяет правовой режим иностранных физических и юридических лиц на территории государства. Поэтому источниками международного частного права являются не только международные договоры и обычаи, но и внутреннее законодательство и судебная практика государства. Таким образом, хотя международное частное право тесно связано с международным публичным правом, базируясь на общих принципах международного права, оно имеет свои специфические субъекты и источники и является самостоятельной системой права.
2. Особенности международного права:
Во-первых, если совсем недавно в систему отраслей международного права входили:
-
право международных договоров;
-
право международных организаций;
-
право внешних сношений, международное морское право;
-
международное воздушное право;
-
международное космическое право;
-
международное экологическое право;
-
международное уголовное право;
право прав человека;
право международной безопасности; международное экономическое право;
-
международное гуманитарное право.
То сегодня, по мере расширения правовой регламентации конкретной сферы сотрудничества увеличивается число отраслей международного права. Так, к новым отраслям международного права относятся: международное информационное право, международное процессуальное право, международное таможенное право.
Во-вторых, международное право как система права отличается от любой национальной системы права по субъекту, объекту, способу разработки и обеспечения норм права.
По субъекту. Если субъектом национального права являются физические и юридические лица, то субъектом международного права - преимущественно коллективные образования, государства, нации (народы), международные организации.
Причем среди субъектов международного права полным объемом правосубъектности пользуются государства, нации (народы) - целевой правосубъектностью, связанной с решением вопроса о формах их самоопределения; международные межправительственные организации - функциональной правосубъектностью в соответствии с компетенцией, закрепленной в их учредительных актах (уставах).
По объекту. Объект национального права закреплен в кодексах, законах и иных нормативных актах, регулирующих отдельные отрасли внутригосударственного права. Объект международного права в международно-правовых документах не закреплен и не является стабильным.
Объектом международного права является все то, что, по мнению государств, может быть предметом международно-правового регулирования.
Иными словами, все, что не относится к внутренней компетенции государства, может по согласию государств стать объектом международного права. Поэтому объект международного права не стабилен, он расширяется за счет включения в него вопросов, по усмотрению государств, ранее относившихся к их исключительной внутренней компетенции. Так, вопросы обороны, экономики, защиты прав человека, борьбы с преступностью стали предметом совместного регулирования национального права и международного права. В тесных интеграционных объединениях (в частности, в ЕС) процесс расширения объекта международно-правового регулирования затрагивает практически все сферы, ранее входившие в исключительную внутреннюю компетенцию государств - членов ЕС.
По способу разработки норм. В национальном праве, в конституциях, законах, иных нормативных правовых актах (в Республике Беларусь — в декретах и указах Президента Республики Беларусь), являющихся основными источниками национального права, закрепляются органы, компетентные принимать указанные нормативные акты. Международное право отличается от внутреннего права как по источникам, так и по механизму принятия 1.международных договоров и международных обычаев — основных источников международного права.
2.В международном праве отсутствует единый орган, принимающий международно-правовые акты. Государства как субъекты международного права сами разрабатывают и принимают международные договоры в лице уполномоченных представителей или вырабатывают в своей практике международные обычаи. В силу суверенитета и равенства государств процесс разработки и принятия международного договора — это длительный процесс согласования позиций государств относительно содержания статей международного договора. Причем, независимо от международного престижа и экономической развитости государства, норма, закрепленная в международном договоре, особенно многостороннем, не идентична первоначальной позиции этого государства. Она является результатом компромисса, к которому пришли государства - разработчики договора. Поэтому с учетом разнообразия законодательной и судебной практики государств, их политических целей разработка договора может затянуться на десятилетия. Например, работа над проектом статей, касающимся международно-правовой ответственности государств за международные правонарушения, была начата КМП ООН в 1956 г. и завершилась в 2001 г. принятием к сведению ГА ООН первой редакции этого проекта.
По способу обеспечения норм. Соблюдение норм национального права обеспечивается системой государственных органов и учреждений правоприменительного и правообеспечи-тельного характера: суд, прокуратура, министерство внутренних дел. В международном праве такая централизованная система органов отсутствует. Вследствие равенства государств как основных субъектов международного права нормы международного права носят преимущественно координационный характер. Они создаются государствами и обеспечиваются ими через систему индивидуальных и коллективных принудительных мер. Так, если одно из государств - участников двустороннего договора не выполняет договорные обязательства, другое государство может приостановить или прекратить действия договора с государством-нарушителем.
В случае совершения тяжких международных правонарушений (международных преступлений) в рамках международных межправительственных организаций, особенно ООН, применяются коллективные принудительные меры через создаваемые государствами специальные органы, например, СБ ООН, наделенный компетенцией принимать резолюции о санкциях политического или экономического характера против государства-нарушителя, а в случае их недейственности — о коллективных военных действиях. Кроме того, государства создают международные судебные учреждения для привлечения к уголовной ответственности физических лиц - непосредственных исполнителей международных преступлений (Нюрнбергский военный трибунал 1945-1946 гг., Международный уголовный суд, действующий с 2002 г.).