ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.01.2020
Просмотров: 773
Скачиваний: 4
Наиболее простое определение и исчисление экономического роста связано с крупнейшим показателем национальных счетов - ВВП (или ВНП) в реальном, то есть очищенном от инфляции, выражении.
Валовый внутренний продукт (ВВП) - это общая стоимость или сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведённых в данной стране в течение года.
В январе-феврале 2012 г. объем валового внутреннего продукта (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) составил в текущих ценах 68,2 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-февралем 2011 г. в сопоставимых ценах на 3%. Прогнозом на 2012 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2011 г. № 590 предусмотрен его рост на 5-5,5%.
Одним из главных факторов экономического роста в отчетном периоде является рост производительности труда (по ВВП), которая по темпам опережала прирост ВВП и увеличилась за январь-июнь 2012 г. на 5,2%.
Умеренная динамика экономического роста обусловлена продолжением реализации комплекса мер по сжатию внутреннего спроса с целью ликвидации сформировавшихся в последние годы макроэкономических диспропорций.
Существует три способа исчисления ВВП: 1) по добавленной стоимости (производственный метод); 2) по расходам (метод конечного использования); 3) по доходам (распределительный метод).
При расчете ВВП первым методом суммируется стоимость, добавленная на каждой стадии производства конечного продукта. Добавленная стоимость - это разность между валовым выпуском произведенной продукции и суммой, уплаченной за приобретенное сырье, материалы и т.п. (т.е. за промежуточную продукцию). Валовой внутренний продукт и валовая добавленная стоимость по основным видам экономической деятельности в Республике Беларусь представлена в ПРИЛОЖЕНИИ 2.
Удельный вес валового регионального продукта областей и г. Минска в валовом внутреннем продукте в I квартале 2012г. (в текущих ценах, в процентах) представлен на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 Удельный вес валового регионального продукта областей и г. Минска в валовом внутреннем продукте в I квартале 2012г. (в текущих ценах, в процентах)
При тенденции снижения инфляции и процентных ставок по сравнению с прошлым годом изменилась структура факторов формирования ВВП: достигнута основная цель внешней сбалансированности – рост экономики за счет внешнего спроса.
Валовой национальный продукт (ВНП) - это общая стоимость или сумма рыночных цен всех конечных товаров и услуг, произведённых факторами производства данной страны, как на её территории, так и за её пределами.
Темпы экономического роста вычисляются в темпах прироста реального ВВП или ВНП в процентном выражении и обычно подсчитываются за год. Однако, в зависимости от характера исследования, этот показатель можно рассчитать за месяц, квартал, десятилетие, то есть за какой угодно целесообразный период времени [5, с. 174].
Чтобы показатель валового продукта мог служить действительно объективным показателем экономического роста и, значит, улучшения условий для повышения благосостояния граждан страны, необходимо соблюдать два условия его использования:
-
экономический рост надо оценивать на основе изменения реального, а не номинального объёма валового продукта. Это означает, что данные о том, как растёт объём валового продукта надо очищать от влияния инфляции;
-
экономический рост лучше оценивать на основе изменения не общей, а удельной величины валового продукта на душу населения страны. Смысл этого состоит в том, что величина валового продукта (после корректировки на инфляцию) делится на число жителей страны [6, с. 189].
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. К сожалению, четкого количественного показателя, позволяющего оценить экономический рост, не существует. Свое выражение экономический рост находит в увеличении потенциального и реального валового национального продукта (ВНП) в возрастании экономической мощи нации, страны, региона.
Номинальных ВНП - ВНП, оцененных в настоящих рыночных ценах.
Реальный ВНП - номинальный ВНП за вычетом прироста в результате инфляции.
Потенциальный ВНП - наиболее высокий реальных ВНП при стабильном уровне инфляции и естественном уровне занятости.
Рост производственных сил можно измерить двумя взаимосвязанными показателями: ростом за определенный период времени реального ВНП (или ростом ВНП на душу населения). В связи с этим статистическими показателями, отражающими экономический рост, являются:
коэффициент роста ВНП = ВНП0 / ВНП1, где ВНП0 - базовый показатель, ВНП1 - показатель текущего периода;
темп роста ВНП = «Коэффициент роста» * 100% (принимается темп роста равен темпу прироста) [2].
Не следует путать экономический рост и экономическое развитие: экономическое развитие - процесс изменения экономики в целом, переход экономики из одного состояния в другое с течением времени.
Измерение экономического роста с помощью ВНП имеет определенные недостатки. Так, быстрый или, наоборот, отрицательный экономический рост (снижение ВНП) не всегда говорит о быстром экономическом развитии (деградации). Т.к. структурные изменения в экономике (на определенном этапе развития) могут привести к относительному снижению ВНП, однако это снижение не является индикатором стагнации в экономики.
Тем не менее, при всех недостатках экономический рост (ВНП) остается наиболее употребляемым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическом выражении, так и в стоимостном. Первый способ более надежен, но не универсален (при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель). Второй способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до конца учесть эффект инфляции. В статистике ряда стран макроэкономический рост измеряют на базе роста производства наиболее важных для экономики товаров, используя при этом их доли в общем объеме производства.
Изучение доходов населения в нашей стране осуществляется на основе выборочного обследования около 6000 домохозяйств, из которых 33% находятся в сельской местности, 67 - в городах, в том числе в Минске - 16, больших городах - 28, малых городах - 23%. Домохозяйство в современных условиях рассматривается как важнейший источник, снабжающий фирмы и государство трудовыми, материальными, природными и финансовыми ресурсами. Средства, полученные от их использования, представляют собой доходы домохозяйств, которые расходуются ими для удовлетворения материальных и духовных потребностей. Данные, характеризующие основные показатели доходов населения приведены в ПРИЛОЖЕНИИ 3.
В I квартале 2012 г. общий объем денежных доходов населения составил 60,8 трлн. рублей и по сравнению с I кварталом 2011 г. увеличился в 2 раза при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период в 2,1 раза. Реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) в I квартале 2012 г. по сравнению с I кварталом 2011 г. снизились на 1,4% при прогнозе роста на 2012 год на 3-3,5%.
В свою очередь реальные располагаемые денежные доходы (денежные доходы за вычетом налогов, сборов и взносов, скорректированные на индекс потребительских цен на товары и услуги) снизились на 1,4% и составили 98,6%.
Рисунок 3.2 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения (в процентах к соответствующему периоду предыдущего года)
Таким образом, основными целями бюджетно-налоговой политики государства должно являться обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения с учетом решения экологических проблем. Для их достижения необходимо продолжить налоговую реформу, одной из приоритетных задач которой является создание налоговой системы, благоприятной для экономической деятельности; повысить эффективность бюджетных расходов при общем сокращении объемов перераспределяемых государством ресурсов; добиться сбалансированности и бездефицитности бюджета; создать эффективную систему управления государственными финансами. Важно обеспечить единое правовое поле и создание равных условий налогообложения для субъектов хозяйствования на территории Республики Беларусь. Реформирование налоговой системы будет направлено на снижение налоговой нагрузки на экономику.
Однако, на сегодняшний день Республика Беларусь – экспортоориентированное государство с развитой промышленностью, сектором услуг и сельским хозяйством. Страна входит в число лидеров среди мировых экспортеров грузовых автомобилей, тракторов, дорожно-строительной и коммунальной техники. Каждый десятый колесный трактор, выпускаемый сегодня в мире, носит имя «Беларус».
В регионе СНГ Беларусь удерживает стабильно лидирующие позиции в области химии и нефтехимии, сельскохозяйственном и автомобильном машиностроении, агропромышленном комплексе, легкой промышленности, по отдельным направлениям развития информационно-коммуникационных технологий. Беларусь поставила пред собой амбициозную задачу – стать активным участником международного рынка информационно-коммуникационных технологий, в первую очередь, в сфере разработки программного обеспечения. По экспорту ИТ-услуг на душу населения Беларусь опережает все страны СНГ, догоняя по этому показателю Индию. Имеются значительные наработки в сфере высоких технологий: в частности, в производстве оптических и лазерных приборов, автоматизированных систем управления.
Торговые отношения Беларусь поддерживает более чем со 180 государствами мира.
Даже в сложной для народного хозяйства страны ситуации, вызванной, прежде всего, ростом цен на импортируемые энергоносители и валютным дисбалансом, в 2011 году в Беларуси не произошло спада производства.
За последние 17 лет рост экономического и научно-технического потенциала страны обусловил устойчивое увеличение объемов товарооборота. В 1995 году объем внешней торговли товарами Беларуси составил 10,3 млрд долларов, в 2000 году – 16,0 млрд долларов, а в 2011 году оборот достиг 86,4 млрд долларов.
Доля России во внешнеторговом обороте Беларуси составляет около 45%. Вторым по объему внешнеторгового оборота партнером Беларуси является Европейский союз. По итогам 2011 года на долю России пришлось 34% экспорта, а на долю ЕС – 39%. На долю остальных стран СНГ приходится 14%.
По информации Национального статистического комитета, за январь-март 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года валовой внутренний продукт Беларуси вырос на 3 %, а объемы промышленного производства – на 8,3%.
По состоянию на 1 апреля 2012 года объем внешней торговли товарами составил 129%, в том числе экспорт товаров и услуг вырос на 53,3% по сравнению с соответствующим периодом 2011 года.
В отчете ООН по успехам стран в деле телекоммуникационной инфраструктуры по сравнению с 2008 годом страна переместилась с 84-го на 48-е место (36 позиций).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе написания курсовой работы можно сделать следующий вывод: увеличение темпов экономического роста приводит к повышению уровня доходов населения, снижению безработицы, увеличению доходов бюджета. Поэтому содействие увеличению темпов экономического роста является одной из основных задач экономической политики государства.
Также существует два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный. При интенсивном типе развития экономический рост достигается более широким использованием НТП, высококвалифицированных рабочих. Экстенсивный путь развития носит застойный характер, фактически нет технического прогресса, морально и физически изнашиваются производственные основные фонды. Сегодня наибольшее распространение получил инновационный экономический рост, который базируется на развитии предпринимательской инициативы в сфере рыночной, научно-технической и организационно-экономической деятельности. Для роста экономики потенциально возможными темпами необходимо, чтобы доходы собственников факторов производства росли темпами, равными темпам роста их производительности.
Государственное влияние на экономику осуществляется по двум основным направлениям: через государственный сектор и посредством воздействия на функционирование частного сектора экономики с помощью разнообразных экономических инструментов. Основные цели государственного регулирования экономики: минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов; создание финансовых, правовых и социальных предпосылок эффективного функционирования рыночной экономики; обеспечение социальной защиты тех групп рыночного общества, положение которых в конкретной экономической ситуации становится наиболее уязвимым. Основными целями бюджетно-налоговой политики государства должно являться обеспечение финансовой и социальной стабильности, создание макроэкономических условий для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения.
На сегодняшний день в Республики Беларусь разработана и действует программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы, которая охватывает все основные направления народного хозяйства и направлена на стабильное развитие экономики нашего государства.