Файл: Оперативно-розыскное законодательство и специальные технические средства негласного получения информации (Оперативно-розыскное законодательство Российской Федерации)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
Например, в рамках оперативно-розыскных мероприятий может проводится опрос граждан. Он может как дать успех, так и нет, и касаться совершенно различных предметов. Предположим, что опрос был проведен по проверке убийства на определенном районе. Выяснилось, что один из сотрудников магазина видел обстоятельства совершенного деяния. Тем не менее, опрос пока что не является доказательством и не может являться, так как он мог провестись вообще в письменной форме и нет подтверждения того, что данные слова были сказаны.
Если же был проведен допросов в рамках следственного действия, то тут совершенно иное дело. Если допрос был проведен правильно, то все показания, которые сказал свидетель могут стать доказательством по уголовному делу, что имеет уже, естественно, совершенно иной статус. Кроме того, при проведении допросов в рамках следственных действий, свидетели может нести уголовную ответственность за дачу ложных показаний.
Несмотря на это, например, опрос и допрос похожи между друг другом, и в том и другом случае у свидетеля могут вовсе задаваться одни и те же вопросы, только при допросе они уже будут более конкретные.
При розыскных мероприятиях могут допускаться многочисленные нарушения, в зависимости от самого мероприятия.
Например, если мероприятие производилось без каких-либо оснований. То есть, например, у человека стали прослушивать телефон без разрешения соответственного органа и без поводов для этого осуществления. К примеру, обычный гражданин стал прослушиваться без каких-либо причин на это.
Проблема в том, что некоторые оперативно-розыскные мероприятия необходимо производить тайно, то есть гражданин не должен знать о них, так как пользы от них тогда не будет. Таким образом, если такое мероприятие производится тайно, то человек может о нём и не знать, а значит и не знать о том, что его права и законные свободы нарушаются.
Вообще розыскные мероприятия могут не влечь каких-то последствий, это означает, что нарушений у них может быть немного, а если они есть, то впоследствии это просто не станет потом доказательством.
Если говорить формально, то, естественно, за такое нарушение закона должен нести ответственность сам сотрудник, он допустил ошибку, или он провёл неправильно оперативно-розыскное мероприятие и нарушил тем самым закон. Кроме того, данная ошибка может стоить чей-то судьбы, это означает, что такая ответственность может доходить вплоть до уголовной, но стоит понимать, что у оперативно-розыскных мероприятий статус существенно ниже, а значит до этого вряд ли дойдет.
С другой стороны, ошибка оперативника может привлечь к ответственности самого гражданина. Получается, что если есть такая ошибка и она не опровергнута, то гражданин подозревается в совершении преступления, а значит на него может быть заведено дело, по которому он фактически считается не виновным. Тут, естественно, все-таки стоит опровергнуть данное оперативно-розыскное мероприятия и вернуться к тому, где в своей деятельности оперативник ошибся.
Если ошибки были сделаны умышленно, то эти последствия могут коснуться вовсе уголовного дела на сотрудника за превышение должностных полномочий, так как он в своих интересах сделал оперативно-розыскное мероприятия «под себя». Таким образом, он использовал свое положения для того, чтобы удовлетворить какие-то свои интересы, либо интересы других лиц. Кроме того, тут уже могут и появиться статьи по даче и получении взятки.
Особое внимание в оперативно-розыскной деятельности также следует уделить такому явлению как полиграф.
Использование полиграфа в раскрытии преступлений, использование полиграфа в оперативно розыскной деятельности, применяется для получения новых доказательств по делу, для проверки показаний, свидетелей. Есть случаи неоднократной дачи признательных показаний тестируемых после ознакомления их с результатами их опроса на детекторе лжи и с другими доказательствами следствия.
Устранение возникших противоречий, выявление дополнительных фактов, существенно расширяющих доказательную базу, выявление вещественных доказательств – это далеко не полный перечень ситуаций, в которых использование ПФИ дает объективные сведения, получить которые иными методами невозможно.
В следственных/оперативно-розыскных действиях ПФИ используется как составная часть общей схемы действий. Например, для получения правдивых, полных показаний, проясняющих обстоятельства дела, опросы с использованием полиграфа (ОИП) проводятся как элемент в общей схеме действий: допрос – ПФИ/ОИП – допрос.
Допрос – ОИП – обыск – эффективная схема тактических действий следствия в ситуациях, когда нужно установить местонахождение объектов, вещественных доказательств (разыскиваемые лица и др.)
Использования полиграфа в раскрытии преступлений
В силу чего полиграф («детектор лжи») способен давать достоверную информацию, например, о лжи со стороны опрашиваемого?
Полиграф является техническим устройством, который синхронно и непрерывно фиксирует изменения психофизиологических реакций опрашиваемого человека на специально подобранные вопросы полиграфолога. Полиграф пассивно регистрирует показатели процессов в организме опрашиваемого. Он не оказывает обратного влияния на эти процессы, поэтому процедура опроса не несет вреда здоровью опрашиваемого.
Современные приборы детекции лжи способны регистрировать самые различные параметры физиологических процессов.
Вопросы для предъявления опрашиваемому в ПФИ/ОИП специально подбирают. На значимые и не значимые для него вопросы, опрашиваемый реагирует различными изменениями физиологических параметров. Такие рефлекторные ответы естественны, они не контролируются силой волей. О реакции лжи опрашиваемого могут свидетельствовать: покраснение лица («краска смущения»), подрагивание губ, сужение/расширение зрачков и др.
С помощью полиграфов возможно анализировать параметры человеческой речи. Общепризнанно, в случаях произнесения лжи, меняется тонус голосовых связок. В такой момент связки производят звуки с искажениями в следствии нерегулярного изменения основной частоты вибрации. Есть модели полиграфов, которые фиксируют изменение температуры разных участков организма. Лож в глаза другому человеку, когда человек сам знает, что он лжет, сопровождается состоянием психического дискомфорта. Скрывать это психологическое состояние силой волей возможно с разной степенью успеха. Например, обличаться в маски пофигиста, «не виноватая я …» и др. Но на физиологическом уровне в таком состоянии первой изменяется температура вокруг глаз в следствии повышения внутриглазного давления которое и естественного усиления притока крови к глазным яблокам.
Разрабатываются приборы (прибор MRI), которые в будущем дадут возможность «читать» мысли, человек может при этом ничего не говорить и поэтому не подозревать, о проведении с ним данной процедуры. Принцип действия прибора - метод магнитно-резонансной томографии в процессе сканирования областей мозга в момент, когда человек сообщает некую информацию.
Результаты опросов на полиграфе уже сейчас востребованы для решения целого спектра задач в криминалистике и следственной практике.
Основным законом, регулирующим данную деятельность, является Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности». Тут как раз показывается, какие действия могут совершаться, каков их статус, какие основания есть для их проведения и т. д. Таким образом, этот закон является первоначальным законом, на который стоит обратить внимание.
Естественно, оперативно-розыскные мероприятия тесно связаны с производством по уголовному делу. А данную процедуру уже регулирует УПК. Таким образом, даже при применении ОРМ в доказательствах мы можем увидеть, как применяется УПК. Поэтому во вторую очередь стоит обращать внимание именно на этот законодательный акт.
Приказы в этой деятельности имеют второстепенное значение, так как все же по данному поводу есть вполне раскрытые законы. Тем не менее, некоторые аспекты данной деятельности они все же затрагивают.
1.2. Правовые основы гласного оперативно-розыскного мероприятия: обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Любой правоприменительный акт, который предусматривает выполнение каких-либо обязанностей должен обладать двумя признаками — законностью и обоснованностью.
Только при наличии этих признаков, любое распоряжение о проведении ОРМ могут считаться законными и обоснованными:
- законность — предполагает, что требование о предоставлении документации должно быть основано на нормах закона, которые наделяют сотрудников правоохранительных органов правом запрашивать документацию (обозначены выше);
- обоснованность — заключается в том, что в запросе должны быть указаны конкретные фактические обстоятельства, наличие которых позволяет сделать вывод о том, что запрашиваемые документы и информация действительно необходимы для всестороннего и полного расследования уголовного дела или проведения проверки.[3]
Направляя свои требования (распоряжения) в организации, сотрудники полиции, во-первых, должны указать правовые нормы, предоставляющие им право запрашивать документацию (п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»), тогда запрос будет обладать свойством законности.
Во-вторых, что самое важное, в качестве фактического обоснования должна быть указана следующая информация:
- номер и дата КУСП (книга учета сообщений о преступлениях) — все сообщения о преступлениях должны быть обязательно зарегистрированы и им присваивается номер (п. 4 ст. 13 Закона о полиции). Эта информация свидетельствует о том, что правоохранители действительно проводят проверку, а не запрашивают документацию, руководствуясь какими-либо иными (порой не всегда законными) мотивами;
- в запросе (распоряжении) должно быть указано по каким фактам проводятся проверочные мероприятия;
- в тексте запроса (распоряжения) должна содержаться информация о том, как запрашиваемая документация связана с предметом проверки.
Согласно ст. 14 Федерального закона от 12.08.1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» при решении определенных настоящим Федеральным законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны, в том числе принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 07.02.2011 г. №3-ФЗ «О полиции» при обращении к гражданину сотрудник полиции обязан:
1) назвать свои должность, звание, фамилию, предъявить по требованию гражданина служебное удостоверение, после чего сообщить причину и цель обращения;
2) в случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.
Согласно требованию ст. 8 ФЗ от 12.08.1995 г. 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий (включая получение компьютерной информации), которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения.
Сотрудниками полиции запрещено под видом обследования помещения фактически производить обыск до возбуждения уголовного дела с нарушением требований, установленных ст. 182 УПК РФ.
Верховный Суд РФ в своих судебных актах неоднократно указывал, что фактическая подмена уголовно-процессуальной формы оперативно-розыскной деятельностью недопустима. Нельзя проводить следственные действия под видом оперативно-розыскного обследования помещения.
Выемка (или обыск, в ходе которого изымаются предметы, документы и денежные средства) могут быть произведены только в соответствии со ст.ст. 182-183 УПК РФ, при этом, выемка должна проводиться только тех предметов (ценностей), которые имеют значение для уголовного дела.
Основания и порядок изъятия документов установлены гл. IV Инструкции, п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.
В соответствии с п. 13 Инструкции при проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности”.