Файл: Оперативно-розыскное законодательство и специальные технические средства негласного получения информации (Оперативно-розыскное законодательство Российской Федерации)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
П. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” в случае изъятия документов, предметов, материалов при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий должностное лицо, осуществившее изъятие, составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий изымаются документы и (или) электронные носители информации, то изготавливаются копии документов, которые заверяются должностным лицом, изъявшим документы, и (или) по ходатайству законного владельца изъятых электронных носителей информации или обладателя содержащейся на них информации информация, содержащаяся на изъятых электронных носителях, копируется на другие электронные носители информации, предоставленные законным владельцем изъятых электронных носителей информации или обладателем содержащейся на них информации.
Копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, передаются лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации, о чем делается запись в протоколе. В случае, если при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий невозможно изготовить копии документов и (или) скопировать информацию с электронных носителей информации или передать их одновременно с изъятием документов и (или) электронных носителей информации, указанное должностное лицо передает заверенные копии документов и (или) электронные носители информации, содержащие копии изъятой информации, лицу, у которого были изъяты эти документы, и (или) законному владельцу изъятых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в течение пяти дней после изъятия, о чем делается запись в протоколе.
Как неоднократно указывал Конституционный суд РФ, общность публично-правовых отношений по поводу проверки информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении, которые подпадают под действие как УПК РФ, так и ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», предполагает и общность процедур судебного контроля за действиями органов, осуществляющих такую проверку. Соответственно, вопрос об ограничении конституционных прав в связи с проведением оперативно-розыскных мероприятий по проверке информации о противоправных деяниях и лицах, к ним причастных, подлежит разрешению в процедурах, обусловленных характером уголовных и уголовно-процессуальных отношений.
Пленум ВС РФ разъясняет, что по смыслу ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в порядке статьи 125 УПК РФ могут быть обжалованы решения и действия должностных лиц, органов, осуществляющих ОРД по выявлению, пресечению преступлений, а также проверке поступивших заявлений и иных сообщений о совершенном или готовящемся преступлении в порядке выполнения поручения следователя, руководителя следственного органа и органа дознания.
2. Общая характеристика специальных технических средств негласного получения информации
2.1. Понятие, сущность и классификация оперативно-технических средств
В настоящее время действует утвержденный постановлением Правительства РФ от I июля 1996 г. № 770 Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного поручения информации в процессе осуществления ОРД, в соответствии с которым к указанным специальным техническим средствам относятся:
- специальные технические средства для негласного получения и регистрации акустической информации;
- специальные технические средства для негласного визуального наблюдения и документирования;
- специальные технические средства для негласного прослушивания телефонных переговоров;
- специальные технические средства для негласного перехвата и регистрации информации с технических канатов связи.[4]
По назначению специальная техника подразделяется: 1) на специальную технику общего назначения; 2) оперативную технику.[5]
Специальная техника общего назначения применяется различными службами ОВД в административной и уголовно-процессуальной деятельности. К данному виду средств относятся: специальные транспортные средства, палки специальные, специальные газовые средства, наручники, электрошоковые устройства, водометы, бронемашины, средства принудительной остановки транспортных средств и др. Право на их применение закреплено в ст. 21 Закона о полиции и ведомственных подзаконных нормативных актах (приказах, инструкциях). В криминалистической деятельности также используется техника для обнаружения, фиксации, исследования следов и орудий преступления, обнаруженных на месте происшествия (экспертно-криминалистические чемоданы, специализированное оборудование для производства различных видов исследований и экспертиз и др.).
Оперативная техника преимущественно используется в процессе осуществления ОРД для предотвращения, пресечения и раскрытия преступлений, а также розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия, суда, пропавших без вести и уклоняющихся от уголовного наказания.
Классификация специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления ОРД, устанавливается Правительством РФ, а их перечень приводится в подзаконных нормативных актах. К их числу относятся технические средства, предназначенные для негласного:
- получения и регистрации акустической информации;
- визуального наблюдения и документирования;
- прослушивания телефонных переговоров;
- перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;
- контроля почтовых сообщений и отправлений;
- исследования предметов и документов;
- проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;
- контроля и перемещения транспортных средств и других объектов;
- получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения и передачи;
- идентификации личности.[6]
Несмотря на негласный характер использования оперативно-технических средств процесс их применения в ОРД подвергается правовому регулированию по следующим направлениям:
- виды специальных технических средств, допущенные к применению;
- субъекты и порядок оборота специальной техники;
- основания и порядок их применения для решения задач ОРД;
- направления и порядок использования результатов, полученных с помощью технических средств, для решения задач ОРД;
- засекречивание сведений о тактике и применяемой технике по уровню доступа к ней.
Последнее из указанных направлений регулируется Законом РФ «О государственной тайне», согласно которому сведения о принципе действия, характеристике и тактике применения данного вида специальной техники, используемой при проведении ОРМ, являются секретными. Тактические особенности применения ряда оперативно-технических средств регламентируются закрытыми ведомственными нормативными актами.
Целевое назначение оперативной техники при осуществлении ОРД предусматривает:
- надежное и полное документирование противоправных действий подозреваемых лиц и реализацию материалов, полученных при проведении ОРМ в процессе доказывания по уголовным делам;
- эффективное проведение ОРМ по выявлению лиц, совершивших преступление, розыску преступников;
- должный уровень обмена информацией между отдельными оперативными сотрудниками, взаимодействие оперативных групп для повышения их мобильности и быстроты принятия управленческих решений.
Особенностью применения оперативной техники является конспиративность, которая обеспечивается путем проведения различных организационных мероприятий и использования тактических приемов, вытекающих из общей тактики проведения ОРМ, с учетом специфики, обусловленной негласным применением данной техники.
Под тактическим приемом понимается оптимальный способ реализации возможности определенного вида технического средства с учетом условий проведения конкретного ОРМ, позволяющий с наибольшей эффективностью зафиксировать интересующую информацию в конкретный момент.
Тактическими основами применения оперативной техники являются: а) возможность зашифровать факт применения технических средств; б) оказание в конкретной оперативно-розыскной ситуации психологического воздействия на подозреваемое (проверяемое) лицо; в) негласная фиксация результатов проведения отдельных ОРМ и их последующее использование в соответствии с требованиями законодательства в уголовном процессе и др.
Таким образом, оперативная техника — это совокупность оперативно-технических средств, тактических приемов их применения, используемых уполномоченными субъектами ОРД при осуществлении ОРМ по правилам, установленным нормативными правовыми актами, в целях решения оперативно-розыскных задач.
Также необходимо отметить, что 18.07.2019 Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроекты, которыми уточняется определение «шпионских средств»:
- № 641656-7 «О внесении изменения в статью 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»;
- № 641166-7«О внесении изменения в статью 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Председатель Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников сообщил, что принятыми законами уточняется значение термина «специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации», за незаконный оборот которых установлена уголовная ответственность.
В настоящее время широкое распространение получили цифровые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры, имеющие высокие технические характеристики и малогабаритные размеры, интегрируемые в другие устройства (компьютеры, сотовые телефоны и т.п.), и позволяющие использовать их для негласного получения информации. Лицу, не обладающему специальными познаниями, сложно определить, относится ли, например, ручка со встроенным диктофоном или часы со встроенной видеокамерой к специальным техническим средствам.
Кроме того, нераскрытое в законодательстве значение термина может приводить к его широкому толкованию в правоприменительной практике.
С целью разграничения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации от других технических средств, разрешенных к широкому применению, вносятся соответствующие изменения в УК РФ и КоАП.
1. Статья 138.1 УК РФ «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации» дополняется примечанием, уточняющим, что именно понимается под специальными техническими средствами, предназначенными для негласного получения информации. Под это определение подпадают «приборы, системы, комплексы, устройства, специальные инструменты для проникновения в помещения и (или) на другие объекты и программное обеспечение для электронных вычислительных машин и других электронных устройств для доступа к информации и (или) получения информации с технических средств ее хранения, обработки и (или) передачи, которым намеренно приданы свойства для обеспечения функции скрытого получения информации либо доступа к ней без ведома ее обладателя».
За незаконное производство, приобретение или сбыт таких средств действует уголовная ответственность с максимальным наказанием в виде лишения свободы до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3 лет.
Кроме того, принятыми законами уточняется, что не относится к специальным техническим средствам, предназначенным для негласного получения информации. К ним не относятся «находящиеся в свободном обороте приборы, системы, комплексы, устройства, инструменты бытового назначения, обладающие функциями аудиозаписи, видеозаписи, фотофиксации и (или) геолокации, с открыто расположенными на них органами управления таким функционалом или элементами индикации, отображающими режимы их использования, или наличием на них маркировочных обозначений, указывающих на их функциональное назначение, и программное обеспечение с элементами индикации, отображающими режимы его использования и указывающими на его функциональное назначение, если им преднамеренно путем специальной технической доработки, программирования или иным способом не приданы новые свойства, позволяющие с их помощью получать и (или) накапливать информацию, составляющую личную, семейную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну, без ведома ее обладателя».