Файл: Оперативно-розыскное законодательство и специальные технические средства негласного получения информации (Оперативно-розыскное законодательство Российской Федерации)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, находящиеся в свободной продаже смартфоны, диктофоны, видеокамеры и другие устройства, которые изначально обладают возможностями получения информации, и это заявлено в их технических характеристиках и отражено в документации, не подпадают под определение «шпионских средств». Но если какому-то прибору были намеренно приданы новые свойства для тайного получения информации, которых он не имел изначально, то такое средство становится запрещенной продукцией. Его производство, приобретение или сбыт карается уголовным наказанием.

2. Кроме того, дополняется примечанием статья 20.23 КоАП «Нарушение правил производства, хранения, продажи и приобретения специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации». Примечание предусматривает отсылку на определение «специальных технических средств» в Уголовном кодексе, которое будет использоваться и для целей КоАП.

Стоит отметить, что положениями КоАП предусмотрена действующая административная ответственность за нарушение Правил производства, хранения, продажи и приобретения спецсредств при наличии специального разрешения (лицензии); за нарушение Правил разработки, ввоза в РФ и вывоза из России спецсредств, а также порядка их сертификации, регистрации и учета; за использование в частной детективной или охранной деятельности спецсредств, предназначенных для негласного получения информации, не предусмотренных установленными Перечнями. Соответствующие Правила и Перечни утверждаются Правительством РФ.

Принятые изменения позволят исключить случаи привлечения к уголовной ответственности граждан, которые добросовестно заблуждались по поводу фактического предназначения приобретенного средства.

2.2. Ответственность за незаконный оборот и сбыт специальных технических средств для негласного получения информации

Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения сведений – это правонарушение, за которое предусмотрена ответственность согласно УК РФ (статья 138.1 УК РФ).

Полный перечень специальных технических средств для негласного получения информации представлен в постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 года № 770. К ним относятся технические средства для:


  • получения акустических сведений;
  • наблюдения в визуальной форме;
  • прослушки переговоров по телефону;
  • контроля сообщений или отправлений по почте;
  • обследования объектов и документов;
  • проникновения в чужие жилища или ТС;
  • контроля за передвижениями отдельных лиц или ТС;
  • получения и обработки сведений;
  • идентификации личности гражданина.[7]

Это не только уже готовые устройства, но и специально изготовленные преступниками или запрограммированные для совершения правонарушения.

В постановлении Правительства РФ от 12 апреля 2012 года № 287 содержится определение понятия специальных технических средств - это устройство, произведенное специально и содержащее электронные части, а также внедряемое таким образом, чтобы его сложно было заметить или устранить в указанных целях. Далеко не все законодатели согласны с такой трактовкой понятия, поэтому ее можно считать несколько условной. Из этого можно сделать вывод, что каждый суд может по-своему рассматривать его определение.

Чтобы суд начал рассмотрение уголовного дела, которое было квалифицировано по статье об обороте специальных технических средств, необходимо соответствие последних следующим критериям:

  • устройство тщательно закамуфлировано под какой-нибудь бытовой предмет и не напоминает средство, предназначенное для прослушки и прочего (например, дроны или очки с видеокамерой);
  • у него нет каких-либо индикаторов, свидетельствующих о его функционировании;
  • в устройство встроен объектив с одной линзой и маленьким вынесенным входным зрачком.

Соответствие технического объекта этим условиям проверяется экспертами, которые и занимаются его исследованием.

При квалификации незаконного оборота технических средств для негласного получения информации рассматривается состав этого преступления.

К объективной стороне относятся изготовление, приобретение или сбыт указанных устройств. Под их производством понимается их изготовление в кустарной и промышленной формах или приспособление бытовых объектов под эти устройства. Сюда же относятся случаи, когда какие-то предметы просто модернизируют для получения необходимой информации (например, в очки или часы встраиваются микрокамеры). Сбыт предусматривает передачу объекта другому лицу любым способом: в качестве обмена, дарения или покупки, а приобретение – любой вид завладения им. Допустим, объект был получен в результате кражи или убийства другого человека. Тогда наказание будет выноситься по совокупности правонарушений.


Субъективная сторона выражается в форме вины в виде прямого умысла. Это означает, что лицо не только осознает опасность и противоправность совершаемого им деяния, но и хочет наступления негативных последствий своего поступка.

Состав подобного преступления – формальный. Это означает, что оно считается оконченным с того момента, когда гражданин только начинает приступать к любым действиям с техническими средствами, перечисленными в ст. 138.1 УК РФ.

Объектом такого преступления, как незаконный оборот технических средств, определяются общественные отношения, относящиеся к сфере реализации права на тайну переписки и разговоров по телефону. В том числе его объектом считается определенный законодательством РФ порядок изготовления, продажи или оборота технических средств, предназначенных для негласного получения данных.

В качестве субъекта выступает дееспособный гражданин, достигший 16 лет.

Исходя из статьи УК РФ за незаконный оборот специальных технических средств можно сделать вывод, что наказание назначается в случаях, когда речь идет об устройствах, благодаря которым можно получать сведения, предназначенные для дальнейшего просмотра и исследования. Изучением вопроса о соответствии того или иного устройства техническим средствам, указанным в ст. 138.1 УК РФ, занимаются эксперты. Они исследуют объекты и составляют заключение. Последнее должно основываться на положениях, которые могут подтвердить обоснованность и аргументированность доводов экспертов.

При наличии в действиях гражданина состава подобного преступления ему назначаются следующие виды наказаний: штраф суммой до 200 000 рублей или в размере заработной платы за 1,5 года; ограничение передвижений на 4 года; принудительные работы на тот же период с наложением запрета на занятие некоторых должностей или осуществление определенных видов деятельности на срок 3 года; лишение свободы на 4 года с применением указанной санкции по усмотрению судьи. Конкретная мера ответственности избирается исходя из обстоятельств произошедшего и типа устройства, которое было конфисковано у гражданина.

В случае хранения указанных технических средств по причине того, что гражданин использует их для работы, можно предоставить лицензию, оформленную приобретателем подобных устройств.

Из судебной практики можно заключить, что не стоит рассчитывать на оправдательный приговор при обвинении по ст. 138.1 УК РФ. За 2016 год по ней было возбуждено 228 дел, из которых только по одному был вынесен оправдательный приговор.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пресечение, раскрытие, выявление преступлений является важнейшей составляющей правоохранительных органов. Вообще одной из важных направлений деятельности является именно деятельность по пресечению данных преступлений, так как государство в этом случае является единственной правовой защитой против общественно опасных деяний. Оперативно-розыскные мероприятия являются одним из важнейших составляющих деятельности оперативников, которые совершает действия по установление источников фактов.

12.08.1995 был принят Федеральный закон N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", в котором статья 1 определяет, что оперативно-розыскная деятельность - вид деятельности, осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом (далее - органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность), в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • установление имущества, подлежащего конфискации.

Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

Органы (должностные лица), осуществляющие ОРД, при проведении ОРМ должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.

Не допускается осуществление ОРД для достижения целей и решения задач, не предусмотренных Законом об ОРД.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 (ред. от 09.07.2019) "О мерах нетарифного регулирования"
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
  4. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ
  5. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ
  6. Постановление Правительства РФ от 10 марта 2000 г. N 214 "Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и списка видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, ввоз и вывоз которых подлежат лицензированию"
  7. Постановление Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, и перечня видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности"
  8. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.В. Бриллиантова. - М.: Проспект, 2010. - 1392 с.
  9. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. А.И. Чучаева. - 2-е изд., испр., перераб. и доп. - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010. - 1032 с
  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-Издат, 2007. – 408 с.
  11. Боровиков В. Б. Уголовное право. Общая и Особенная части. / Боровиков В. Б., Смердов А. А. - Юрайт - Москва, 2013. - 672 c.
  12. Костенко, Р. В. Понятие и признаки уголовнопроцессуальных доказательств / Р. В. Костенко. – М., 2006.
  13. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: краткий курс. / С.М. Кочои. - М.: КОНТРАКТ, Волтерс Клувер, 2010. - 416 с.
  14. Уголовное право России. Части общая и особенная. Учебник. // под ред. проф. Рарога А.И. – М.: Проспект, 2008. – 540 с.
  15. Уголовное право России. Учебник для вузов. // под ред. проф. Дуюнова В.К. – Москва. РИОР, 2009. – 554 с.
  16. Уголовное право. Общая и особенная части. Учебник для вузов. // под общ. ред. проф. Журавлёва М.П. и Никулина С.И. – Москва, НОРМА, 2008. – 497
  17. Уголовный процесс: учебник для бакалавриата юридических вузов / О. И. Андреева [и др.]; под ред. О. И. Андреевой, А. Д. Назарова, Н. Г. Стойко и А. Г. Тузова. — Рос тов н/Д : Феникс, 2015. — 445с.
  18. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко. — 24е изд., перераб. и доп. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2006. — 784с.
  19. http://www.consultant.ru - справочная правовая система «Консультант Плюс»
  20. http://www.garant.ru - справочная правовая система «Гарант»