Файл: Генезис понятия «гражданское общество».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 152

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Проблема гражданского общества принадлежит к числу фундаментальных научных проблем, которая волновала на протяжении многих веков лучшие умы

человечества. Она появилась с возникновением государства и разделения

общества на государственную и негосударственную сферы человеческой

жизнедеятельности. С тех пор вопрос о взаимоотношении власти и общества был в центре всеобщего внимания, часто являлся причиной многих социальных конфликтов, политических переворотов и революций. И сейчас эта проблема находится в основе глобальных общественных изменений, которые происходят во многих странах мира и будут определять перспективы развития мирового сообщества.

“Взаимоотношения государства и гражданского общества являются наиболее серьезным фактором развития социального организма в целом. Понимание комплекса отношений этих контрагентов означает обнаружение возможностей трансформации общественной системы, ее способностей к самообновлению и развитию. Особую важность такого рода задача приобретает именно для России, переживающей переходный период, когда и формирование новой государственности, и становление полноценного гражданского общества во многом зависят от успешного функционирования и взаимодействия этих основных субъектов социального и политического процессов”.[1]

Цель данной курсовой работы - разобраться в понятиях «гражданское общество» и «государство», рассмотреть взаимоотношения государства и гражданского общества.

Глава 1. Гражданское общество

1.1.Генезис понятия «гражданское общество»

Истоки понятия «гражданское общество» традиционно относят к античной философской мысли (Аристотель, Цицерон). В идеях «полиса» гражданское право (societas cirilis) имеет черты «политического общества», включающие в себя все существующие тогда сферы человеческой жизнедеятельности – семью, религию, образование, культуру, искусство и основные функции управления и организации – законотворчество и исполнение законов, ведение войны и дипломатии, повседневное регулирование отношений между гражданами города – полиса и т.п. Член такого общества, его гражданин, по своему естественному происхождению имманентно являлся членом государства[2]. Приоритет политического начала и его влияние на организацию всех важнейших сфер общества (экономической, социокультурной, религиозной и др.) определял всю систему взаимоотношений «человек – государство». Идеи полной подчиненности и неразрывности каждого конкретного человека, гражданина, с государством из Античности перешли в Средние века. Отдельный человек не мог находиться вне тех сфер общественной жизни, которые были полностью поглощены государством, растворены в нем. Государственная организация включала в себя практически все элементы и институты человеческой жизни, которые можно было бы отнести к понятию «гражданского общества» - отношения собственности, организация труда, владение и пользование средствами производства (например, землевладение), семья, сословная и корпоративная организация и т.д. Индивидуальное, частное не могло существовать вне групповой организации, элемента государства. Интересы отдельных членов общества могли реализоваться только как групповые интересы. Право, как основа свободной деятельности личности, не могло существовать, границ государства (в обществоведческом смысле этого слова) не было, равно как и политической основы конфликта между индивидом (гражданином) и государством.


На рубеже XVII-XVIII вв. гражданское общество становится объектом научного изучения. Свобода личности, как основа нового понимания смысла гражданского общества, выделения его из государства, обретает свое концептуальное выражение в индивидуалистических теориях Нового времени (Т.Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Монтескье).[3] Если в вопросах власти гражданское общество отождествляется еще с государством, то за самым обществом признается первородство, признание факта его существования в естественном, природном (Д. Локк) состоянии. Государство же, по Д. Локку, представляет собой новое образование, совокупность прав которого превосходит права отдельных граждан, оно образовано на основе уже существующих в естественном состоянии общественных отношений. Он считал, что ни для кого в гражданском обществе не может быть сделано исключений из законов данного общества.[4] Сувереном в государстве является народ, образующий общество. Государство не заменяет естественное состояние общества, а является своеобразным инструментом управления и самоорганизации общества. Эту линию дополняет теория Т. Гоббса о возникновении государства на основе общественного договора между членами общества, передавших часть своих прав правителям для обеспечения реализации важнейших задач обеспечения безопасности, внутренней и внешней, соблюдения порядка во взаимоотношениях между людьми, преодолению междуусобицы и т.д. Это важно, ибо, естественным состоянием людей, до того как они объединились для подписания договора, было «Война всех против всех»[5].

Государство и общество, таким образом, разводятся в виде равносуществующих систем. П. Гольбах рассматривал гражданское общество как общество с частной собственностью и свободой конкуренции, призванное обеспечивать интересы людей. П. Гольбах важное значение придавал суверенитету гражданского общества, ибо суверенитет принадлежит не государству, а всему обществу, так как «государство подчиняется законам, являющимся выражением воли всего общества».

Завершением формирования классических представлений о гражданском обществе и его взаимодействии с государством можно считать систему философско-правовых взглядов Г. Гегеля. Он считал, что гражданское общество по своим социальным характеристикам, структурным элементам и функциональным задачам отличается и от семьи, как первичной формы социальной организации и от государства, к которому направлены процессы трансформации. Гражданское общество имеет рыночную экономику, социальные классы, различные корпорации и институты, построенные на взаимодействии частных интересов, и все это должно обеспечивать общественную жизнедеятельность и устойчивость, проявляться в реализации гражданского права, которое само есть регулятор взаимодействия всей совокупности элементов, объектов и субъектов гражданского общества.


XIX век ознаменовался и рождением новой философско-политической доктрины, марксизма, оказавшей большое влияние на формирование концепций гражданского общества и государства. Но нужно отметить, что в общей линии развития теории гражданского общества марксизм занимает не менее значимое место, чем все предшествовавшие ему точки зрения, а также развившиеся позднее на его основе или в процессе идеологического и философского противостояния ему.

К. Маркс, так же, как и Гегель, исходил из постулата, что формирование гражданского общества – это исторически закономерный процесс, связанный с определенной ступенью развития социализма. Но, в отличие от Гегеля, который видел в существующих формах и элементах социальной структуры общества воплощение Абсолютной идеи в ее развитии и самопознании, Маркс выделял экономические отношения, как фундаментальный фактор исторического процесса, в основу организации общественной жизни. «Гражданское общество обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил»[6]. Дальнейшее формирование взглядов на происхождение и природу гражданского общества с середины XIX века проходило под влиянием идеологического и философско-мировоззренческого противостояния различных концептуальных подходов. Марксизм же на долгие годы занял прочную позицию теоретического оплота революционного реформаторства различной «окраски» анархистской, большевистской, маоистской, и т.д. И только в 70-80-х годах на Западе, и в начале 90-х гг. в России проблематика гражданского общества вновь оказалась в центре общественного внимания.

1.2.Современные трактовки понятия «гражданское общество»

Для современных подходов к раскрытию содержания понятия «гражданское общество» характерно при всем многообразии взглядов, позиций авторов, разделение сфер действия гражданского общества и государства.

В качестве наиболее характерных вариантов в определении гражданского общества обычно рассматриваются два подхода:

  1. гражданское общество, как наиболее широкая социальная универсалия,

объединяющая весь комплекс общественных отношений, противоположных государству в любой его форме; все, что не относится к государству, власти, администрации.


  1. гражданское общество, как продукт развития буржуазных рыночных

отношений; как феномен западной цивилизации с только ему присущей формой организации общественных отношений. В зависимости от позиции исследователей, выводятся и определения гражданского общества:

«Гражданское общество – это сфера социальных отношений, реально существующих (если они существуют) вне, помимо и в противовес более строгим и категоричным действиям государства и экономики».[7]

«Гражданское общество – это та часть общества, которая взята как бы вне политической власти, включающие неполитические отношения, т.е. совокупность всех негосударственных общественных отношений и институтов выражающих разнообразие ценностей, интересов и потребностей людей»[8].

«Это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающих возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающих разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества»[9].

«…наивысшая стадия и наиболее совершенная форма человеческой общности, включающая в качестве структурных элементов добровольно сформировавшиеся первичные общности людей – семьи, корпорации, ассоциации»[10];

«…сложно структурированная система межличностных отношений и порожденных ими частных интересов, в основе которых лежит частная собственность, а следствием является индивидуальная свобода и правовая защищенность каждого его члена, обеспечиваемая государством»[11];

«…устойчивая система горизонтальных связей, общественно-политических ориентаций и норм общественного поведения, вырастающая непосредственно из отношений собственности, но не сводящаяся к ним»[12];

«гражданское общество – всего лишь часть общества, но наиболее активная его часть. Это – разнообразные общественные организации, профсоюзы и творческие союзы, а также политические партии и религиозные организации.».[13]

Различия в этих определениях относятся скорее к вопросу о природе и происхождении гражданского общества, а не к его современным проявлениям. Так, авторы «первого подхода» подчеркивают негосударственный характер структурных образований внутри него, независимость индивидуальных проявлений и самоорганизацию взаимодействий между элементами гражданского общества; соответственно такому подходу наличие гражданского общества или его элементов можно выделить в любых конкретно-исторических формах организации общественной жизни – от глубокой древности до наших дней. Вторая точка зрения связывает появление гражданского общества, а следовательно, и выделение его признаков, с развитием буржуазной демократии: «Фактически гражданское общество – общий знаменатель подлинной демократии и эффективной рыночной экономики»[14].


В этой традиции в качестве основной посылки возникновения гражданского общества рассматривается весь спектр различных капиталистических экономических отношений – от института частной собственности до рыночных отношений.

Основополагающим принципом формирования понятия «гражданское общество» является неотъемлемое право конкретного человека, индивида, на личную свободу, самореализацию. В социальном пространстве гражданского общества происходит конкретизация этого принципа – все входящие в состав данного гражданского общества индивиды взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом на свободной, но – зависимой основе, в том числе и по отношению к государству, выражением которой служит личный интерес (или групповой, корпоративный и т.д.). Гражданское общество обеспечивает воспроизводство и жизнедеятельность социально, социокультурной и духовной сфер, формируя внутри себя систему независимых от государства структурных элементов общества для обеспечения условий самореализации отдельных его членов и их частных интересов и потребностей, а также основанных на их базе коллективных, групповых и т.п. интересов и потребностей[15].

Глава 2. Государство

2.1.Понятие и сущность государства

Государство представляет собой сложное явление. Попытки дать его определение, предпринимаемые различными учеными, политическими деятелями, мыслителями, сводились главным образом к перечислению признаков государства.

Многие исследователи подчеркивали, что государство представляет собой объединение, корпорацию, общность людей, проживающих на определенной территории и подчиненных политической власти, способной применять принуждение.

Рассматривая государство с разных позиций - философской, исторической, социологической, юридической, географической и др., можно выделить лишь те или иные аспекты (характеристики) государства. Юридический подход позволяет выделить следующие основные признаки государства, отличающие его от других организаций современного общества. К ним обычно относят:

1) наличие особой публичной (политической) власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения;

2) государственный суверенитет;

3) общеобязательный характер актов, издаваемых государством;