Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 159
Скачиваний: 5
4) взимание налогов.
Особая публичная (политическая) власть - один из главных признаков государства. Выступая в роли арбитра между различными слоями, группами и классами населения, государственная власть приобретает политический характер. Особенность этой власти в том, что она не совпадает с обществом, а стоит над обществом, отделена от него. Эта власть обладает относительной самостоятельностью по отношению к обществу и другим источникам власти. Публичная власть институционализирована, - ее осуществляет государственный аппарат. Он обслуживается слоем людей, чиновниками, для которых работа в государственном аппарате служит профессией.
Суверенитет означает верховенство государственной власти внутри страны, т.е. ее самостоятельность в определении содержания своей деятельности, внутренней и внешней политики, и независимость во взаимоотношениях с другими государствами. Однако суверенитет современных государств самоограничивается исходя из необходимости соблюдения естественных и неотчуждаемых прав человека, а также - международных договоров.
Общеобязательный характер актов государства вытекает из исключительных полномочий государства осуществлять правотворчество, т.е. издавать, изменять или отменять юридические нормы. Только государство посредством общеобязательных актов может устанавливать правовой порядок в обществе и принуждать к его соблюдению.
Налогообложение также составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Только государство вправе устанавливать налоги и распространять обязанность их уплаты абсолютно на всех, кто находится на его территории, либо освобождать от них отдельные категории людей и организаций.
С учетом перечисленных признаков государство - это исторически выделившаяся из общества политическая организация особой суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы различных социальных групп, а также обеспечивающая выполнение общих дел, вытекающих из природы общества.
Глава 3. Взаимодействие гражданского общества и государства
Категория «гражданское общество», отличная от понятий государства, семьи, племени, нации, религиозной и других общностей, стала предметом изучения в XVIII-XIX вв. и обстоятельно разработана в «Философии права» Гегеля, определившего гражданское общество как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок), внешний порядок (полицию и корпорации)[16]. В «Философии права» отмечено, что правовыми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд, в том числе суд присяжных. Под гражданским обществом Гегель понимал современное ему
буржуазное общество. «Гражданское общество, - писал он, - создано, впрочем, лишь в современном мире…»[17]
Выводы Гегеля о самостоятельности гражданского общества как сферы частных интересов по отношению к государству (воплощению публичного интереса), о частном праве и равенстве его субъектов, о зависимости общественного строя от разделения труда и форм собственности стали громадным шагом вперед в развитии общественных наук.
Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами – едва ли не главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового способы производства являлась привилегия, неравное для каждого из феодальных сословий право, то выражением современного способа производства, подчеркивали Маркс и Энгельс, является «просто право, равное право»[18].
Становление и утверждение в качестве основы общественной жизни юридического равенства людей, положившие начало Новому времени, - столь же глубокий переворот в истории, как, скажем, разрушение первобытной общины доисторического времени и переход к кастово-сословному строю Древнего мира. Громадное социальное значение имело то, что впервые в многовековой истории человечества все люди независимо от их социального происхождения и положения были признаны юридически равными участниками общественной жизни, обладающими рядом признанных законом прав и свобод, дающих каждому возможности проявить себя как личность, наделенную свободной волей, способную отвечать за свои действия и их правовые последствия.
Становление и развитие гражданского общества связано с существенным изменением социальных связей и структур, правовых и государственных отношений. Само гражданское общество возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно разгосударствления ряда общественных отношений. В сословно-кастовых обществах господствующая социальная группа была организована в государство, которое поддерживало сословные границы и охраняло привилегии высших сословий, от имени которых (или их предводителя) и осуществлялась государственная власть. В сословных обществах государственная регламентация охватывала многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни общества.
Отделение общества от государства, а государства – от общества поставило ряд острых социальных проблем их соотношения, проблем, решаемых при помощи права.
К ним относится прежде всего проблема прав граждан (равенство, свобода, собственность). Эти права постоянно попирались чиновниками абсолютистских государств и представителями высших сословий феодального общества.
В борьбе против феодального и чиновничьего произвола революционные движения XVII-XVIII вв. добивались закрепления этих прав в законодательстве и такой организации государственной власти, которая гарантировала бы неприкосновенность прав человека и гражданина.
В результате преобразования государства право разделилось на две обширные группы норм, одни из которых регулировали отношения и деятельность государства, его органов и должностных лиц (публичное право), другие – сферу отношений между индивидами (частное право). Свобода и равенство членов гражданского общества, избавление от сословной скованности привели к расцвету индивидуализма. В сфере частного права утвердился принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом».
В сфере публичного права (для должностных лиц и государственных органов) действует другой принцип: «Разрешено только то, что вытекает из компетенции и (или) предписано законным распоряжением».
Смешение или нарушение сфер действия этих принципов способно причинить обществу существенный вред.
Запрет гражданам делать всё, что не разрешено (дозволительный порядок совершения юридических действий), существенно ограничивает свободу и инициативу людей, вынужденных каждый раз испрашивать специальные разрешения для заключения большинства договоров у государственных органов и (или) должностных лиц; бюрократическое согласование сделок и обязательств сковывает инициативу граждан, порождает застой, создает условия для взяточничества и коррупции.
Не менее пагубно распространение частноправового принципа «разрешено все, что не запрещено» на сферу публичного права. Справедливо отмечалось, что в нашей стране участие должностных лиц в приватизации государственной собственности под лозунгом» разрешено все, что не запрещено» придало приватизации грабительский характер, привело к невиданному обогащению ряда высших должностных лиц, ставших за время пребывания в должности мультимиллионерами или миллиардерами[19].
В начале Нового времени становление гражданского общества сопровождалось существенным изменением права и государства. «Новое государство призвано было совершить процесс уравнения общественных элементов и превратить сословное общество с его многочисленными разделениями в общество гражданское, построенное на началах равной правоспособности»[20].
Само понятие государства, отличного от общества, получило широкое признание лишь в Новое время. Суть дела в том, что при докапиталистическом, сословно-кастовом строе государство практически совпадало с какой-то частью общества и было обособлено от основной массы населения. В кастовых и сословных обществах Древнего мира и Средних веков господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословное деление и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых (или их предводителя) и осуществлялась государственная власть. Соответственно, в Древнем мире и в Средние века существовали государства кастовые, варновые, деспотические (опирающиеся на бюрократию и армию), рабовладельческие (аристократические, тиранические, демократические, олигархические), феодальные, в которых господствующее сословие осуществляло функции государственной власти, монархические (самодержавные или сословно-представительные), республиканские, теократические и др.
Совпадение организационных структур общества и государства в конечном счете определялось существовавшими в тот период истории формами собственности и разделения труда. Примитивные формы разделения труда, поясняли Маркс и Энгельс, порождали кастовый строй в государстве, вели к огосударствованию ряда сфер общественной жизни, так как первоначальные формы частной собственности несли на себе печать общности. «Выражение «гражданское общество» возникло в XVIII века, когда отношения собственности уже высвободились из античной и средневековой общности, - писали Маркс и Энгельс. - … Благодаря высвобождению частной собственности из общности, государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его…»[21].
Именно это обусловило возможность разделенного исследования проблем общества и государства, возникновения и развития социологии, государствоведения, политологии и других наук, изучающих структуру и динамику общества и государства как самостоятельных явлений. Еще важнее социальные и правовые последствия обособления общества от государства, государства от общества. Одной из острых проблем существования и развития гражданского общества является далеко не абстрактная возможность такого вмешательства государства в общественные отношения, которое, взламывая коренные устои общества, основанного на равноправии, способно привести к возрождению сословнообразных иерархий. Поэтому понятие «гражданское общество» чаще всего используется именно в сопоставлении с понятием государства. «Государство, - пишет профессор Боннского университета И. Изензее, - существует в виде того, что противостоит «обществу».
Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражены в различии их структур, принципов организации и правового регулирования.
Выше отмечено, что государство организовано как руководимая единым центром вертикальная система, иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и государственной дисциплины. Эта система содержится за счет общества (налоги, сборы, государственные займы). Постоянная и главная цель государства, его оправдание и легитимация – охрана общества и управление им.
В отличие от государства гражданское общество представляет собой систему многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов, отношений, основанных на равенстве и личной инициативе, в том числе и в самостоятельности добывания средств к существованию (это относится и к объединениям, которые содержатся за счет добровольных взносов их участников). Цели граждан и их объединений разнообразны и изменчивы в соответствии с их интересами.
Различие структур гражданского общества и государства предопределяет разные способы правового регулирования частных и публичных отношений, а тем самым налагает отпечаток на систему права.
Государственные органы и должности создаются правом, существуют и действуют (должны действовать) строго на основе права. Жизнь и деятельность членов гражданского общества правом не обусловлены. Создание и деятельность их объединений могут регулироваться законом, но создаются и существуют эти объединения только по доброй воле их участников.
Граждане имеют правоспособность, дающую им самые широкие возможности совершать любые сделки, кроме запрещенных, в разных сферах общественной и частной жизни. В отличие от граждан государственные органы и должностные лица наделены компетенцией, определяющей довольно узкие параметры их деятельности, предопределенные их целью, предметов ведения.
Права граждан – это гарантированные возможности пользоваться каким-либо благом, которые они реализуют или не реализуют по своему усмотрению и желанию. Использование права не является обязанностью гражданина. должностные лица и государственные органы наделены правомочиями, которыми они обязаны пользоваться при осуществлении своих функций для решения стоящих перед ними задач.
Отношение между гражданами, их объединениями, союзами (и внутри этих объединений) основываются на соглашениях, договорах, строятся на началах равенства, свободы, координации. Образно говоря, гражданское общество основано на горизонтальных отношениях равноправных лиц.