Файл: Организация и управление процессами продажи предприятий в условиях конкуренции (торговая сеть «Бон Жоли»).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты анализа продаж в розничном торговом предприятии
1.1. Основы организации деятельности розничного торгового предприятия
1.2. Методические аспекты анализа продаж
2.1. Общая характеристика торговой сети «Бон Жоли»
2.2. Методы управления продажами на предприятии
Из данных таблицы 1 видно, что снижение выручки от продаж в 2018 г. Произошло на 5,01 % по сравнению с показателем 2017 г. Численность работающих в 2018 г. увеличилась по сравнению с 2016 г. на 9,1 %, по сравнению с 2017 г. – не изменилась. Среднегодовая выработка одного работника в 2018 г. по сравнению с 2016 г. увеличилась на 13,40 %, а по сравнению предыдущим годом – сократилась на 5,01 %. Затраты на 1 рубль продаж в 2018 г. возросли по сравнению с уровнем 2016 г. на 3,17 %, а по сравнению с предыдущим годом остались на прежнем уровне.
Из данных, представленных в таблице 1 видно, что деятельность предприятия является в 2016-2018 гг. прибыльной. Однако, в 2018 г. прибыль от продажи товаров на 5,01 % ниже, чем в 2017 г. Несмотря на проблемы, связанные со снижением продаж, показатель рентабельности продаж в 2018 г. остается на высоком уровне - 35 % (на 2 пункта ниже, чем в 2016 г. и соответствует уровню 2017 г.).
2.2. Методы управления продажами на предприятии
Стратегическое планирование в магазине «Бон Жоли» основано на общей стратегии компании и ориентировано на долгосрочную перспективу. Функция координации стратегического планирования в магазине «Бон Жоли» возложена на директора.
Тактический план в магазине «Бон Жоли» составляется на 1 год. В результате тактического планирования составляется план товарооборота. Функция тактического планирования возложена на директора.
План объёмов товарооборота включает в магазине «Бон Жоли» следующие элементы:
- товарные запасы на начало отчётного периода (по ассортиментным группам);
- планируемый объём поставок товаров (по ассортиментным группам);
- планируемый объём продаж товаров (по ассортиментным группам)
- планируемые товарные запасы на конец отчётного периода (по ассортиментным группам).
Система стимулирования продавцов-консультантов в «Бон Жоли» организована следующим образом: заработная плата продавцов-консультантов включает постоянную часть – оклад и переменную часть премиальные выплаты за обеспечение прироста продаж в соотношении с базовым уровнем. Вместе с тем, система стимулирования не предусматривает поощрения за достижение целевых установок. В таблице 2 представлены результаты анкетирования продавцов-консультантов по поводу их отношения к системе оплаты труда.
Таблица 2
Отношение продавцов-консультантов к системе оплаты труда
Вопрос |
Ответ «ДА», % |
Ответ «НЕТ», % |
Ответ «НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ», % |
Устраивает ли Вас размер оплаты труда |
14,29 |
14,29 |
71,42 |
Считаете ли Вы, что существующая система оплаты труда поощряет Вас за повышение трудовой активности? |
14,29 |
14,29 |
71,42 |
Из данных таблицы 2 видно, что большую часть продавцов-консультантов не устраивает в полной мере как размер оплаты труда, так и её организация. В «Бон Жоли» в недостаточной степени увязаны цели предприятия, персональные задания и личные цели сотрудников.
Неудовлетворенность оплатой труда – одна из причин текучести кадров.
Таблица 3
Анализ движения персонала в магазине «Бон Жоли» в ТК «Парк-Хаус»
№ |
Показатели |
2016 |
2017 |
2018 |
Отклонение 2018 г. от |
|
2016 |
2017 |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1 2 |
Среднесписочная численность, всего в том числе продавцов, чел |
15 6 |
16 7 |
16 7 |
1 1 |
1 1 |
3 4 |
Принято на работу, всего в том числе продавцов, чел. |
3 3 |
3 2 |
3 3 |
- - |
- 1 |
5 6 |
Уволено с работы всего, чел. в том числе продавцов, чел. |
2 2 |
3 3 |
3 3 |
1 1 |
- - |
7 8 |
Уволено по причинам текучести всего, в том числе продавцов, чел. |
2 2 |
3 3 |
3 3 |
1 1 |
- - |
9 10 |
Коэффициент приема кадров всего В том числе продавцов |
0,20 0,50 |
0,19 0,29 |
0,19 0,43 |
-0,01 -0,07 |
- 0,14 |
Продолжение таблицы 3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
11 12 |
Коэффициент выбытия кадров всего в том числе продавцов |
0,13 0,33 |
0,19 0,29 |
0,19 0,43 |
0,06 0,10 |
- 0,14 |
13 14 |
Коэффициент оборота кадров всего в том числе продавцов |
0,33 0,83 |
0,38 0,71 |
0,38 0,86 |
0,05 0,03 |
- 0,15 |
15 16 |
Коэффициент текучести кадров всего в том числе продавцов |
0,13 0,33 |
0,19 0,29 |
0,19 0,43 |
0,06 0,10 |
- 0,14 |
В таблице 4 представлен анализ причин увольнения работников в 2018 г.
Таблица 4
Анализ причин увольнения работников в 2018 г.
Работник |
Стаж работы в магазине «Бон Жоли» |
Причина увольнения |
1 |
1 год 2 месяца |
Устройство на новое место работы. Низкая заработная плата |
2 |
8 месяцев |
Низкая заработная плата. Отсутствие перспектив карьерного роста |
3 |
9 месяцев |
Низкая заработная плата. Конфликты с коллективом |
Из данных таблицы 4 видно, что все уволившиеся работники были не удовлетворены размером оплаты труда.
Основные проблемы в управлении продажами в «Бон Жоли» и возможные пути их решения представлены в таблице 5.
Таблица 5
Основные проблемы в управлении продажами в «Бон Жоли» и возможные пути их решения
Проблемы |
Пути решения |
Высокий уровень конкуренции на рынке парфюмерно-косметических товаров |
Привлечение новых покупателей и удержание постоянных на основе формирования и развития систем лояльности |
Недостаточная эффективность работа продавцов |
Внедрение принципов мерчендайзинга и совершенствование оплаты продавцов |
Выводы
На сегодняшний день сеть магазинов парфюмерии и косметики «Бон Жоли» занимает прочное лидирующее положение на российском рынке. Однако, выручка от продаж в 2018 г. на 5,01 % ниже по сравнению с показателем 2017 г. Деятельность предприятия является в 2018 г. прибыльной. Однако, прибыль от продажи товаров на 5,01 % ниже, чем в 2017 г. Несмотря на проблемы, связанные со снижением продаж, показатель рентабельности продаж в 2018 г. остаётся на высоком уровне - 35 % (на 2 пункта ниже, чем в 2016 г. и соответствует уровню 2017 г.).
В Тольятти основными конкурентами магазинов «Бон Жоли» являются магазины сети «ILE DE BEAUTE» и «RIVE GAUCHE». Все конкурирующие предприятия находятся примерно в равных позициях, что обостряет конкурентную борьбу. На три сети в Тольятти приходится почти половина всего парфюмерно-косметического рынка. При этом доли, занимаемые «Бон Жоли», «ILE DE BEAUTE» и «RIVE GAUCHE» практически одинаковые (с некоторым преимуществом «Бон Жоли»).
Проведённое исследование позволило сделать вывод, что «Бон Жоли» работает на рынке с высоким уровнем неценовой конкуренции. Возможности развития продаж также существенно ограничены негативной экономической ситуацией в городе и низким уровнем покупательского спроса.
Проведённое исследование управления продажами в магазине «Бон Жоли» позволило выявить ряд проблем:
- во-первых, существует риск потери части доли рынка из-за высокого уровня конкуренции;
- во-вторых, по показателям эстетики торгового зала, размещению товаров предприятие уступает основному конкуренту.
Глава 3. Мероприятия, направленные на совершенствование управления продажами в торговом предприятии «Бон Жоли»
Проведённое исследование показало, что на рынке парфюмерно-косметических товаров отмечается высокий уровень неценовой конкуренции. В связи с этим для магазина «Бон Жоли» актуальна проблема повышения лояльности покупателей, то есть максимальное удовлетворение требований потребителей без ущерба для бизнеса.
В целях повышения лояльности покупателей предлагается продление времени работы магазина в предпраздничные дни: 30 декабря, 22 февраля, 7 марта до 24 часов. Введение данного мероприятия обусловлено тем, что в предпраздничные дни пик продаж приходится на последние час-полтора перед закрытием. Именно в это время теряются клиенты.
Мерчандайзинг - важнейший фактор, обеспечивающий конкурентное преимущество, поскольку от того, как представлены в точке продаж товары и насколько они заинтересовали целевые группы потребителей, в итоге зависит конечный результат деятельности розничного торговца. В «Бон Жоли» комплекс мерчандайзинга должен формироваться на основе блока рационально-функциональных инструментов организации продаж (расположение, запас, представление) и блока эмоционально-чувственных инструментов, воспринимаемого как материальное окружение, реализующегося через основные сенсорные посредники атмосферы магазина, оказывающих непосредственное влияние на чувство удовлетворенности покупателя и его настроение. Структура инструментов комплекса мерчандайзинга, предлагаемых для использования в «Бон Жоли» представлена на рис. 4.
Блок рационально-функциональных инструментов мерчандайзинга предоставляет максимальные удобства покупателям при движении, осмотре и выборе ими товаров, облегчает нахождение товарных групп и обеспечивает постоянное наличие товаров на складе и в торговом зале магазина.
Блок рационально-функциональных инструментов мерчандайзинга
Блок эмоционально-чувственных инструментов мерчандайзинга
Расположение
Запас
Представление
POS-инструментарий
Окружение
Параметры атмосферы торгового зала
Планировка торгового зала
Размещение товаров
Выкладка товаров
Планирование, организация и контроль уровня товарных запасов
Визуальный параметр
Акустический параметр
Обонятельный параметр
Тактильный параметр
Вкусовой параметр
П О Т Р Е Б И Т Е Л Ь
КОМПЛЕКС МЕРЧАНДАЙЗИНГА
POS–материалы наружного оформления места продаж
POS-материалы, размещаемые во входной группе места продаж
POS-материалы, размещаемые в торговом зале
POS-материалы, размещаемые в местах выкладки товаров
POS-материалы, размещаемые в прикассовой зоне
Рисунок 4. Структура инструментов комплекса мерчандайзинга магазина «Бон Жоли»
Организация процесса мерчандайзинга в «Бон Жоли»
Разработка и внедрение сетевых стандартов мерчандайзинга