Файл: Основы конституционного строя Российской Федерации (Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 5317
Скачиваний: 138
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
1.1. Понятие конституционного строя. Принципы конституционного строя, их развитие
1.2. Российская Федерация — светское, федеративное, суверенное государство. Свобода совести
ГЛАВА 2. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РФ
2.1. Политические основы конституционного строя Российской Федерации
2.2. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации
2.3. Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации
Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и характерной его чертой является наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы общества. В демократическом государстве норма права должна быть равна для всех граждан. Поэтому подлинно правовым может быть лишь такое государство, в котором обеспечено равенство всех его граждан перед законом.
По Конституции РФ (ст. 10) в Российской Федерации все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Грубым нарушением равноправия граждан является установление ничем не оправданных привилегий для отдельных граждан, введение номенклатурных должностей, на которые не распространяются общие правила приема на работу и увольнения, давление лиц, пользующихся служебным положением, на правоохранительные органы для обеспечения так их решений этих органов, которые, устраивали бы их подопечных, и т. п.
Для правового государства характерны такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лица служат всему обществу. Правовое государство мыслится как инструмент для эффективной реализации интересов личности. Цель правовой государственности — служение потребностям личности и общества. Отсюда — приоритет личности в отношениях между личностью и государством.
Правовое государство предстает как сочетание субъективных прав гражданина и объективного порядка государственной деятельности. Для формулирования такого рода взаимоотношений требуется прежде всего знание и понимание гражданами своих прав и обязанностей, умение пользоваться этими правами не только в своих, но и общественных интересах. Все законы должны быть опубликованы.
«Закон подлежит официальному опубликованию, — указывается в Конституции РФ (ч. 3 ст. 15). — Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».
Одной из важных характерных черт правового государства, связанных с его взаимоотношением с гражданами, является наличие развернутых юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми могут столкнуться граждане.
2.2. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации
Экономическую основу конституционного строя Российской Федерации составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляется посредством рыночных отношений. Участниками их выступают частные субъекты хозяйствования, которые находятся между собой в отношениях конкуренции. Российская Федерация поддерживает эту конкуренцию, принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль.
«В Российской Федерации, — указывается в Конституции РФ (ст. 8), — гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансов, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». [13]
В Российской Федерации также действует Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. Он определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения монопольной деятельности и недобросовестной конкуренции, и направлен на создание условий, способствующих созданию и эффективному функционированию товарных рынков.
Законом запрещаются такие действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции или ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или граждан, в том числе такие действия, как изъятие товаров из обращения с целью создания или поддержания их дефицита на рынке или повышения цен; включение в договор дискриминирующих условий, ставящих конкурента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами; создание препятствий для доступа на рынок другим хозяйствующим субъектам; нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и т. д.
Законом запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными достигнутые в любой форме соглашения конкурирующих хозяйствующих субъектов, занимающих в совокупности доминирующее положение на рынке, если такие соглашения имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции, в том числе согласованные действия, направленные, в частности, на установление цен, скидок, надбавок, наценок: повышение, снижение или поддержание цен на аукционах и торгах; раздел рынка по территориальному принципу, объему продаж или закупок, ассортименту реализуемых товаров, кругу продавцов или покупателей.
Органам власти законом запрещается принимать акты и совершать действия, ограничивающие самостоятельность хозяйствующих субъектов, создающие дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия для деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты имеют своим результатом существенное ограничение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
В целях предупреждения завоевания отдельными хозяйствующими субъектами доминирующего положения закон предусматривает осуществление предварительного государственного контроля за созданием, слиянием и присоединением союзов, ассоциаций, концернов и других объединений предприятий; преобразованием органов управления и хозяйствующих субъектов в такие объединения, а также за созданием, слиянием, присоединением и ликвидацией акционерных обществ, товариществ с ограниченной ответственностью и других хозяйствующих субъектов.
Закон предусматривает также государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций, паев, долей, участие в уставном капитале хозяйствующих субъектов. [14]
Создавая социальное рыночное хозяйство, Российская Федерация стремится к тому, чтобы обеспечивать свободу экономической деятельности, предпринимательства и труда, чтобы регулирование государством хозяйственной жизни осуществлялось в интересах человека и общества.
Вместе с тем государство в различных формах несет ответственность за наиболее важные стороны организации производства и распределения в стране в целом. Речь идет в первую очередь о надежности снабжения населения всем необходимым: о гарантиях роста производства и обеспечения участия в производстве и распределении всех работоспособных лиц; о смягчении последствий нестабильности в экономике; о снятии внутреннего напряжения в регионах и между отдельными сферами жизни и группами людей.
Для экономической системы Российской Федерации характерно многообразие форм собственности. Правовое регулирование отношений собственности осуществляется посредством различных правовых норм, центральное место среди которых принадлежит конституционным нормам, служащим основой для всего правового регулирования отношений собственности в государстве. [15]
Конституционное регулирование определяет главной задачей юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.
Конституция РФ (ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах — частной, государственной, муниципальной и др.
В Конституции РФ также устанавливается (ст. 9), что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В Конституции РФ указывается (ст. 36), что иметь землю в частной собственности вправе граждане и их объединения. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это нe наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона, то есть Земельного кодекса РФ и др.
Важнейшим направлением создания рыночного хозяйства в России являются приватизация и разгосударствление экономически значимой собственности. При всем критическом подходе к ваучерной приватизации, методам и формам приватизации в стране в целом нельзя отрицать, что в ее результате в России заложены основы рыночной экономики. Главное, что формируется принципиально иная экономика, система экономических отношений.
Конституция РФ устанавливает (ст. 35), что в Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В Российской Федерации отношения собственности, предусмотренные Конституцией РФ, регулируются Гражданским кодексом и иными законодательными актами Российской Федерации, а также законодательными актами субъектов Федерации, изданными в пределах их полномочий.
2.3. Социальные основы конституционного строя в Российской Федерации
Согласно Конституции РФ (ст. 7) Российская Федерация считается социальным государством. Под социальным принято понимать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности. Социальное государство призвано помогать слабым, стремиться влиять на распределение экономических благ в целях обеспечения каждому гражданину достойного человека существования.
Социальное государство стремится обеспечить каждому гражданину достойный человека прожиточный минимум. При этом оно исходит из того, что каждый взрослый должен иметь возможность зарабатывать на себя и на содержание своей семьи. Вмешательство государства необходимо лишь тогда, когда такая возможность по разным причинам не может быть реализована. [16]
Личная ответственность каждого за его собственное благополучие неразрывно связана с семьей. Семья — важнейший компонент общества, связывающий его с государством. Социальный потенциал семьи — это ее возможный вклад в жизнедеятельность и развитие общества, ее роль в решении стоящих перед ним задач.
Семья находится под защитой общества и государства, как в правовом, так и в социальном плане. Поэтому социальное государство в тех случаях, когда возможность зарабатывать для удовлетворения определенных потребностей превышает силы работающих в семье, несет особую ответственность за доступность для таких семей жизненно важных благ. Одной из важнейших целей социального государства является обеспечение социального равенства. Правовое государство обеспечивает равенство всех перед законом. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства. Одной из разновидностей социального неравенства является неравенство, связанное с положением, приводящим к утрате средств к существованию из-за болезни, старости и т. д., а также к особого рода расходам (похороны, утрата имущества в результате пожара и других стихийных бедствий). Средством социального государства, противостоящим этим превратностям судьбы, становится социальное обеспечение.
Демократическое социальное государство стремится к равенству граждан на основе роста благосостояния.
Главная задача социальной политики Российской Федерации — достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности.
Основная задача социального развития российского общества определяет основные направления социальной политики Российской Федерации, реализация которых на практике обеспечит создание основных элементов социальной государственности в Российской Федерации. В их число входят: охрана труда и здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, инвалидов и пожилых людей; развитие системы социальных пособий и иных гарантий социальной защиты.