Файл: Государственная поддержка создания и внедрения инновационных проектов (Сущность привлечения инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

1.1 Сущность привлечения инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов

1.2 Правовые основы привлечения инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В Г.О. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

2.1 Краткая характеристика г.о. Электросталь

2.2 Анализ деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов

2.3 Предложения по привлечению инвестиционных ресурсов для создания и внедрения инновационных проектов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (последняя редакция)

Булавина М.В., Ужегова А.М. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/03/24871

В таблице 3 приведены данные по инвестициям в объекты интеллектуальной собственности.

Таблица 3. Инвестиции в объекты интеллектуальной собственности (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)

2018

2019

Затраты на отдельные объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности и продуктам интеллектуальной деятельности

129067,3

204367,1

из них:

программное обеспечение, базы данных

36297,2

57291,9

оригиналы произведений развлекательного жанра, литературы и искусства

7968,7

11863,4

научные исследования и разработки

30876,3

42108,4

создание и приобретение изобретений, полезных моделей и промышленных образцов

4478,2

7763,6

разведка недр и оценка запасов полезных ископаемых, включая произведенные нематериальные поисковые затраты

49446,9

85339,8

Инвестиции на отдельные объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности и продуктам интеллектуальной деятельности в 2018 году составили 129067,3 миллионов рублей, а к 2019 году показатель увеличился и составил 204367,1 миллионов рублей. Наибольшая доля инвестиций составляет разведка недр и оценка запасов полезных ископаемых, включая произведенные нематериальные поисковые затраты: в 2018 году составили 49446,9 миллионов рублей, а к 2019 году показатель увеличился и составил 85339,8 миллионов рублей.

204367,1
из них:
программное обеспечение, базы данных
36297,2
57291,9
оригиналы произведений развлекательного жанра, литературы и искусства
7968,7
11863,4
научные исследования и разработки
30876,3
42108,4
создание и приобретение изобретений, полезных моделей и промышленных образцов
4478,2
7763,6
разведка недр и оценка запасов полезных ископаемых, включая произведенные нематериальные поисковые затраты
49446,9
85339,8
Инвестиции на отдельные объекты, относящиеся к интеллектуальной собственности и продуктам интеллектуальной деятельности в 2014году составили 129067,3 миллионов рублей, а к 2015 году показатель увеличился и составил 204367,1 миллионов рублей. Наибольшая доля инвестиций составляетразведка недр и оценка запасов полезных ископаемых, включая произведенные нематериальные поисковые затраты: в 2014году составили 49446,9 миллионов рублей, а к 2015 году показатель увеличился и составил 85339,8 миллионов рублей.


- 90
-Добыча каменного угля, бурого угля и торфа
- Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление услуг в этих областях
- Добыча


Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака
- Текстильное и швейное производство; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви
- Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели
- Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них
- Издательская и полиграфическая деятельность, тиражирование записанных носителей информации
- Производство кокса и нефтепродуктов
- Химическое производство
- Производство резиновых и пластмассовых изделий

Недостаточный спрос на продукцию;
Недостаток собственных финансовых средств;
Высокий процент коммерческого кредита;
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов;

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал;
Неопределенность экономической ситуации в стране;
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы.
Стагнация инвестиций в

проектам программы можно отнести следующие: поставки электроэнергии из Амурской области в Китай (в2014 г. увеличились на 32,8% до 3,49 млрд. кВт/ч, в частности, за счет ввода в строй межгосударственной ЛЭП 500 кВт «Амурская – Хэйхэ»); освоение Березовского железорудного и Нойон-Тологойского полиметаллического месторождений в Забайкальском крае (накопленные инвестиции КНР в оба проекта – 96,31млн. долл.);строительство железнодорожного моста через р. Амурна участке Нижнеленинское–Тунцзян (26 февраля2015 г. состоялась торжественная церемония начала строительства); действует совместный промышленный район «Канцзи» в г. Уссурийске; реализуется проект комплексного освоения сельхозугодий в Еврейской АО с участием 22 предприятий из провинции Хэйлунцзян и др.
К числу наиболее крупных инвестиционных проектов, реализуемых российскими компаниями в Китае, можно отнести следующие:
- строительство завода по производству пентооксида ванадия в г. Шуаняшань провинции Хэйлунцзян с участием ГК «Петропавловск» (китайский партнер – Heilongjiang Jianlong GroupCo., Ltd), производство запущено в 2010 г., российские инвестиции составили порядка 18 млн. долл.;
-­ строительство завода по производству титановой губки в г. Цзямусы провинции Хэйлунцзян с участием ГК «Петропавловск», заявленная общая сумма инвестиций 350 млн. долл.;
- в 2005, 2008 гг. ГК «Русал» инвестировала 15 млн. долл. в покупку двух заводов по производству катодных блоков для алюминиевых заводов в провинции Шаньси;
- строительство нефтеперерабатывающего завода в г. Тяньцзине с участием ОАО «НК «Роснефть» и Китайской национальной нефтяной корпорации. Общая сумма инвестиций 5 млрд. долл. (российская часть 49%), закладка завода начата в2010 г., в настоящее время заканчивается подготовка ТЭО. В данный момент прорабатывается ТЭО проекта, который должен быть завершен по плану в 2019 г.
Таким образом, приоритетными направлениями для привлечения китайских инвестиций в Россию являются:
1. экономическое сотрудничество – стимулирование взаимных экономических проектов и торговли в целом, устранение перекосов во взаимной торговле, увеличение в российском экспорте в КНР доли машинно-технической и наукоемкой продукции.
2. Строительство нефтепровода из Восточной Сибири в Китай при соблюдении российских интересов: получение­ гарантий, что КНР не воспользуется положением монопольного покупателя для занижения цен на нефть.
3. Сотрудничество в области атомной энергетики, а также энергетики на возобновляемых источниках.
4. Участие китайских компаний в развитии инфраструктуры и обрабатывающей промышленности на российском Дальнем Востоке, которое выглядело бы логичным на фоне интереса, который проявляют к проектам в этой области Япония и Южная Корея.
5. Осуществление совместных проектов в области разработки природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.
7. Сотрудничество в области высоких технологий, в том числе разработка военных самолетов, навигационных систем, исследования космоса (по примеру сотрудничества с Индией).
8. Совершенствование механизмов взаимных расчётов в рублях и юанях.
В этой связи представляется необходимым:
содействовать в организации встреч между китайскими и российскими компаниями (обладателями ноу-хау) по вопросам НИОКР;
проводить совместные круглые столы, семинары и др. научные мероприятия на базе Российской академии наук или других научно-исследовательских институтов
создать каталог (информационную базу) российских инновационных предприятий на китайском­ языке;
проводить инновационные выставки с участием российских компаний на территории России;
содействовать основанию совместных российско-китайских научных центров на территории России;
поощрять создание российско-китайских венчурных фондов;
создать организацию, занимающуюся продвижением российских ноу-хау на китайском рынке, или закрепить эту функцию за торговым представительством или Россотрудничеством при получении ими соответствующего финансирования на конкретные проекты.
Со стороны государства целесообразно разработать отдельную поощрительную фискальную политику в отношении российских инновационных предприятий, которая включала бы такие элементы, как снижение или полное освобождение от налогов на определенный период, субсидирование расходов на НИОКР и научно-технический персонал, субсидирование расходов на энергоносители, капитальные затраты, льготные кредиты и т.д.
Сейчас у России появилась возможность наполнить стратегическое партнерство с Китаем качественно новым экономическим содержанием. К традиционным факторам, которые определяют заинтересованность Китая в России (Россия – это сосед, с которым должны быть хорошие отношения в интересах китайской­ модернизации, Россия обладает ёмким рынком для китайских товаров, которые не находят спроса в других странах), добавился новый – Китай усиливает позиции на мировой арене и Россия нужна ему как балансир для выстраивания отношений с США и другими мировыми державами. Кроме того, Россия является источником ресурсов – это естественное преимущество, которое через механизмы адекватной финансовой и инвестиционной политики может быть использовано для выравнивания структуры экономических отношений с Китаем.
Таким образом, в настоящих условиях напряженности в отношениях России с рядом западных стран объективно Россия заинтересована в Китае значительно больше, нежели Китай– в России. Китай – это серьезный игрок на рынках развивающихся стран и, соответственно, конкурент России. Важно минимизировать потери от конкуренции и трансформировать конкуренцию в сотрудничество, первоначально даже на основе российских ресурсов, далее на основе инвестиционно-инновационной модели российско-китайского торгово-экономического взаимодействия.


В таблице 4 приведены данные по инвестициям в основной капитал организаций с участием иностранного капитала.

Таблица 4. Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала (в фактически действовавших ценах)

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Инвестиции в основной капитал всего, млрд. руб.

667,3

1159,3

1602,2

1675,1

1841,9

1849,8

из них за счет инвестиций из-за рубежа

133,4

218,4

194,7

154,9

138,1

74,6

в процентах от общего итога

20,0

18,8

12,2

9,2

7,5

4,0

Инвестиции в основной капитал организаций с участием иностранного капитала в 2018 году составили 1841,9 млрд. руб., а в 2019 году 1849,8 млрд. руб. из них за счет инвестиций из-за рубежа 74,6 это в процентах от общего итога 4%.

В таблице 5 приведением данные распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность.

Таблица 5. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность

Недостаточный спрос на продукцию

21

19

19

19

21

23

Недостаток собственных финансовых средств

65

67

60

64

59

60

Высокий процент коммерческого кредита

31

31

25

25

27

29

Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов

17

15

14

13

14

16

Инвестиционные риски

25

23

27

27

27

30

Неудовлетворительное состояние технической базы

9

5

6

7

8

7

Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал

14

11

11

10

13

13

Неопределенность экономической ситуации в стране

18

32

31

26

26

34

Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы

17

10

10

11

9

11


Таким образом, сделаем вывод, что стагнация инвестиций в инновационной сфере в немалой степени связана с недостаточным вниманием к интенсификации и продвижению новаций в реальный сектор экономики со стороны государства. Несмотря на то, что финансирование науки из средств федерального бюджета из года в год увеличивается, наблюдается недостаточная финансовая поддержка по сравнению с развитыми странами. Государство должно создавать благоприятный инвестиционный климат.

На территории г.о. Электросталь в последние годы действует 15 инновационных программ. Объемы финансирования и их фактическое выполнение в разрезе источников за последние три года представлены в таблице 6.

Таблица 6. Финансирование инновационных программ г.о. Электросталь в 2017-2019 гг.

Год

Источник финансирования

Объем финансирования

Профинансировано (тыс. руб.)

Процент финансирования

Фактическое выполнение (тыс. руб.)

Процент выполнения

2019

Средства Федерального бюджета

253 863,60

238 651,09

94,01%

238 556,78

93,97%

Средства областного бюджета

2 898 079,91

2 762 459,46

95,32%

2 762 459,46

95,32%

Средства муниципального бюджета

1 941 583,06

1 876 564,45

96,65%

1 869 606,66

96,29%

Внебюджетные источники

1 670 306,93

526 083,10

31,50%

525 833,10

31,48%

ВСЕГО

6 763 833,50

5 403 758,10

79,89%

5 396 456,00

79,78%

2018

Средства Федерального бюджета

44 277,30

8 458,46

19,10%

8 458,46

19,10%

Средства областного бюджета

2 198 501,11

1 903 636,61

86,59%

1 898 818,80

86,37%

Средства муниципального бюджета

1 787 438,11

1 661 277,75

92,94%

1 658 791,66

92,80%

Внебюджетные источники

3 314 729,00

3 095 919,40

93,40%

3 095 690,77

93,39%

ВСЕГО

7 344 945,52

6 669 292,22

90,80%

6 661 759,69

90,70%

2017

Средства Федерального бюджета

25 311,51

25 274,12

99,85%

25 035,33

98,91%

Средства областного бюджета

1 777 763,11

1 671 770,21

94,04%

1 670 481,02

93,97%

Средства муниципального бюджета

1 573 880,38

1 520 958,22

96,64%

1 520 120,06

96,58%

Внебюджетные источники

2 646 008,00

2 527 690,64

95,53%

2 527 692,64

95,53%

ВСЕГО

4 617 878,17

4 400 573,59

95,29%

4 401 606,74

95,32%


Средства муниципального и областного бюджета увеличиваются стабильно. В 2019 году темпы прироста средств, выделенных из бюджета Московской области, увеличились более значительно. В 2019 году наблюдается прирост средств, полученных из Федерального бюджета и значительное сокращение внебюджетных источников.

Структура источников финансирования инновационных программ в динамике представлена на рисунке 2.

Рисунок 2. Динамика источников финансирования инновационных программ г.о. Электросталь, тыс. руб.

Из представленных данных видно, что в динамике происходит изменение структуры источников финансирования. Основная доля инвестиций в основной капитал (80-85%) приходится на крупные и средние предприятия городского округа.

В 2019 году согласно данных таблицы объем финансирования составил 86019,13 тыс. руб., прибыль составила 39493,06 тыс. руб.

На территории г.о. Электросталь созданы крупные индустриальные парки, готовые предоставить свои площади и инфраструктуру для развития бизнеса, и вливания инвестиций частного сектора в развитие муниципального округа, информация о которых размещена на всех доступных источниках информационных ресурсов Администрации.

Индустриальный парк «ПРОМИНВЕСТ» – это современный комплекс общей площадью 17 га с готовыми производственными и складскими площадями, развитой инфраструктурой и необходимыми коммуникациями для размещения производства, имеет тип «brownfield» и транспортные пути.

Индустриальный парк «ЭЛКО» создан на базе действующего торгово-производственно-складского центра, включающего объекты индустриальной недвижимости, инженерную инфраструктуру и перспективные участки застройки. Имеет тип «brownfield» и общую площадь 16 га. Площадь производственных помещений составляет 24 400 кв. м. Комплекс имеет также железнодорожные подъездные пути.

Во всех индустриальных парках в наличие газопровод, водопровод, электроснабжение, транспортные и ж/д пути.

Производственный корпус, на базе предприятия АО «ЭНПО «Неорганика» общей площадью 12464 кв. м. имеет также зал для конференций, рассчитанный на 250 посадочных мест, пассажирский и грузовой лифты. Свободные площади ОАО «ЭХМЗ им. Н.Д. Зелинского» под производство или аренду составляют более 13 500 кв. м.

С апреля 2019 года ведётся плановая работа по созданию индустриального парка с рабочим названием «МЕТТАЛУРГ» на базе старо-промышленных площадок двух системообразующих предприятий (ОАО «ЭЗТМ» и АО «МЗ «Электросталь»). Индустриальный парк имеет тип «brownfield» общей площадью 38,07 га. Площадь производственных помещений составляет 17 630 кв. м. Еще одним плюсом индустриального парка «МЕТТАЛУРГ» является наличие вертолетной площадки.