Файл: Государственная поддержка создания и внедрения инновационных проектов (Сущность привлечения инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

1.1 Сущность привлечения инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов

1.2 Правовые основы привлечения инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В Г.О. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

2.1 Краткая характеристика г.о. Электросталь

2.2 Анализ деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов

2.3 Предложения по привлечению инвестиционных ресурсов для создания и внедрения инновационных проектов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 N 39-ФЗ (последняя редакция)

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 N 160-ФЗ (последняя редакция)

Булавина М.В., Ужегова А.М. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2019. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2019/03/24871

1.2 Правовые основы привлечения инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов

Реформирование экономики, ее структурная перестройка требует значительных средств. Опыт передовых стран свидетельствует, что для эффективного осуществления структурной перестройки и реформирование экономики в целом необходимым является привлечение необходимых инвестиционных ресурсов для инновационных проектов.

Основными факторами, которые тормозят развитие инвестиционных процессов и выполнение государственных программ экономических преобразований на современном этапе, являются крайне ограниченные возможности внутренних источников пополнения финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов. Это в равной степени распространяется и на инертность зарубежных инвесторов, которые тенденциозно воздерживаются от активного инвестирования свободных ресурсов в экономику России [9].

Сегодня в России принят ряд законов, в которых зафиксированы определенные определения сроков и установлены общие и специальные нормы в сфере инвестиционной деятельности. Инвесторы, действуя в едином правовом поле, вступают между собой, третьими лицами и государством в правовые, финансовые и хозяйственные отношения, что наряду с экономическим анализом и экономическими расчетами требует от них учета особенностей разнообразных вариантов проведения экономико-хозяйственных операций с целью выбора оптимальной стратегии и тактики инвестирования [8].

Рисунок 1. Нормативно-правовые акты, регулирующие инвестиционные отношения в РФ [7]

В последние годы принято немало законодательных и нормативных актов, направленных на правовое регулирование инвестиционной деятельности. Специальные правила стратегии и тактики инвестирования установлены целым рядом кодексов (бюджетный, налоговый, хозяйственный, гражданский) и законов России. Среди последних отметим: законы России «Об инвестиционной деятельности», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «О финансовой аренде (лизинге)».

Что касается правового регулирования инвестиционных ресурсов, то оно осуществляется по ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», другими законодательными актами России и действующими международными договорами, согласие на обязательность которых предоставлено Государственной думой РФ. Если международным договором установлены иные правила, чем те, что предусмотрены законодательством России об иностранных инвестициях, то применяются правила международного договора.


Разработка механизма привлечения прямых инвестиционных ресурсов в любом государстве должна исходить из особенностей глобализации экономики [20]. Именно нежелание западных компаний вкладывать деньги в себя дома объясняется наличием жестких государственных правил о занятости, крупными выплатами по безработице, значительными выплатами работодателя в социальные фонды, высоким уровнем минимальной зарплаты и компенсациями в случае увольнения.

Следовательно, создаваемый в России механизм привлечения инвестиционных ресурсов должен иметь явные преимущества в рассуждениях как с государствами, откуда они уже поступают, да и с другими потенциальными государствами-реципиентами. Принятие решений инвестиционного характера, как и любой другой вид управленческой деятельности, должен базироваться на использовании организационно-экономического механизма управления финансовыми ресурсами. В отечественной и зарубежной практике известен целый ряд формализованных методов, с помощью которых принимаются конкретные решения в области инвестиционной политики [18].

Формирование экономико-правового механизма привлечения и использования инвестиционных ресурсов на мезоуровне, что представляет собой политику привлечения капитала региональной властью (региональную инвестиционную политику), целесообразно исследовать в контексте различных организационных форм (свободные, специальные экономические зоны, приграничное сотрудничество и др.).

Как показывает мировой опыт, даже в условиях развитой рыночной экономики органы регионального управления вынуждены брать на себя много хозяйственных функций, связанных, прежде всего с созданием инвестиционного капитала, что определяется степенью разделения власти между государством и регионом. Правовой статус местной государственной администрации определяется Конституцией и положениями о областной, местной и районной государственной администрации [11].

Согласно с этими нормативными актами местная государственная администрация принимает непосредственное участие в управлении инвестиционными ресурсами.

Несмотря на факт существования и функционирования организационно-экономического механизма привлечения капитала, для него свойственны некоторые недостатки. Так, на самом деле регионы не имеют достаточных экономических полномочий, чтобы самостоятельно реализовать указанные проекты и программы без участия государства. Вероятность возникновения противоречий в отношениях государства и регионов проявляется чаще всего именно на этом уровне, образуется слабое звено в механизме государственного управления инвестиционными ресурсами в России, поэтому этот этап нуждается в первоочередной корректировке


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СОЗДАНИЯ И ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В Г.О. ЭЛЕКТРОСТАЛЬ

2.1 Краткая характеристика г.о. Электросталь

Электросталь - один из крупнейших промышленных центров Подмосковья. Приоритетные отрасли развития: промышленность, сфера услуг, строительство, ЖКХ.

Электросталь - это интенсивно развивающийся город, крупный промышленный, культурный и спортивный центр, занимающий площадь 135,37 кв. км и расположенный в 52 км от Москвы и 38 км от МКАД. Г.о. обладает мощным промышленным потенциалом - на территории города работают крупнейшие в России предприятия по производству ядерного топлива, высококачественной стали, тяжелого машиностроения и химической продукции, развиваются малый бизнес, инженерно-коммунальная инфраструктура и социальная сфера.

Среди конкурентных преимуществ г.о. Электросталь можно также назвать стабильный рост численности и высокую долю (более 58%) трудоспособного населения округа, удобное транспортно-географическое положение, непосредственную близость города к федеральным и региональным трассам, высокую долю работников с высшим и средним специальным образованием.

Администрация г.о. Электросталь проводит активную инвестиционную политику на подведомственной территории, информирует активных предпринимателей и потенциальных инвесторов об инвестиционном климате на территории округа, свободных производственных площадях и земельных участках [14].

Городской округ Электросталь открыт для сотрудничества с инвесторами по всем видам деятельности во всех сферах муниципальной экономики, а администрация в целях расширения инвестиционной деятельности делает ставку на поддержку эффективного предпринимателя. На сайте Администрации создан Инвестиционный Паспорт округа, который в доступной форме оповещает всех заинтересованных пользователей о наличие свободных производственных площадей и земельных участков на территории г.о. Электросталь, которые могут заинтересовать потенциальных инвесторов и привлечь дополнительные инвестиционные ресурсы в муниципалитет.


В целях реализации задач муниципальной инвестиционной политики в г.о. Электросталь с 23.04.2016 года создан и действует МКУ «Департамент по развитию промышленности, инвестиционной политике и рекламе», состоящий из трех отделов. В области инвестиционной деятельности сотрудники департамента решают весь круг задач, направленных на повышение инвестиционной привлекательности, содействие организации и реализации инвестиционных проектов, развитие инновационной сферы, инфраструктуры и конкурентоспособности территории городского округа Электросталь.

По мнению Администрации г.о. Электросталь привлечение инвестиций в экономику и социальную инфраструктуру лежит в основе развития городского округа. Основными механизмами привлечения инвесторов и создания благоприятного инвестиционного климата в округе являются открытость муниципальной власти, отсутствие административных барьеров, подбор и адаптация инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов, развитие государственно-частного партнерства.

2.2 Анализ деятельности по привлечению инвестиционных ресурсов для реализации инновационных проектов

В таблице 1 проиллюстрируем структуру инвестиционных ресурсов по институциональным секторам г.о.Электросталь.

Таблица 1. Структура инвестиционных ресурсов по институциональным секторам (в процентах к итогу)

2015

2016

2017

2018

2019

Корпорации

43,0

51,6

45,7

48,9

54,3

в том числе:

нефинансовые корпорации

46,1

41,0

42,7

45,4

финансовые корпорации

5,5

4,7

6,2

8,9

Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства

0,3

0,5

0,5

0,5

0,6

Домашние хозяйства

23,0

46,2

30,7

31,5

36,1

Государственное управление

33,7

1,7

23,1

19,1

9,0

Итого

100

100

100

100

100


Инвестиции в нефинансовые активы включают в себя следующие элементы: инвестиции в основной капитал, инвестиции в не произведенные нефинансовые активы.

В таблице выше указано, что инвестиционные ресурсы нефинансовых корпораций составили за анализируемый период более 40 %, финансовых корпораций около 5-8%. Инвестиционные ресурсы некоммерческих организаций, обслуживающие домашние хозяйства составили от 0,3 до 0,6% за анализируемый период. Инвестиционные ресурсы домашних хозяйств составили от 23 до 36%.

В таблице 2 приведена структура инвестиций в основной капитал по направлениям в 2019 г.

Таблица 2. Структура инвестиций в основной капитал по направлениям в 2019 г. (в фактически действовавших ценах)

Новое строительство

Модернизация и реконструкция

Приобретение новых основных средств

млрд. руб.

в процентах к итогу

млрд. руб.

в процентах к итогу

млрд. руб.

в процентах к итогу

Инвестиции в основной капитал - всего

6137,4

100

1813,0

100

2426,4

100

в том числе: жилища

663,7

10,8

5,3

0,3

12,7

0,5

здания (кроме жилых) и сооружения

3735,6

60,9

1169,2

64,5

158,0

6,5

машины, оборудование, транспортные средства

989,0

16,1

528,5

29,2

2069,7

85,3

прочие

749,1

12,2

110,0

6,0

186,0

7,7

Как видно из таблицы инвестиции в основной капитал в 2019 году на новое строительство составило 6137,4 млрд. руб., в том числе на жилища 663,7 млрд. руб., на здания (кроме жилых) и сооружения 3735,6 млрд. руб., на машины, оборудование, транспортные средства 989 млрд. руб.

Инвестиции на модернизацию и реконструкцию составили 1813 млрд. руб., из них на жилища 5,3 млрд. руб., на здания (кроме жилых) и сооружения 1169,2 млрд. руб. и на машины, оборудование, транспортные средства 528,5 млрд. руб.

Инвестиции на приобретение новых основных средств составили 2426,4 млрд. руб., на жилища 12,7 млрд. руб., на здания (кроме жилых) и сооружения 158 млрд. руб., на машины, оборудование, транспортные средства 2069,7 млрд. руб.

Таким образом, в структуре инвестиций в основной капитал наибольшая доля составляют инвестиции на приобретение новых основных средств