Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Характеристика налоговой системы России)).pdf
Добавлен: 17.05.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Характеристика налоговой системы России
1.1. Правовое регулирование налоговой системы РФ
1.2. Структура действующей налоговой системы в РФ
1.3. Виды налогов: НДС, НДФЛ, налог на прибыль
Глава 2. Анализ проблем и выявление путей совершенствования налоговой системы Российской Федерации
2.2. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации
Введение
Налогообложение играет большую роль в жизни общества. Они являются основным источником доходов государства, которые обеспечивают деятельности финансирования. Налоговая система является важной частью рыночных отношений и зависит от успеха экономических нововведений в стране.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязанности общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной связанности, форм собственности и организационной права формы предприятия. С помощью налогов предопределяются взаимоотношения налогоплательщиков с бюджетами всех уровней, а также с банками, вышестоящими организациями и другими субъектами налоговых отношений.
При переходе к рыночным соотношениям существенно меняется роль налоговой политики в урегулировании общественного производства и распределения национального дохода: возрастает роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики в поощрении и развитии приоритетных отраслей народного хозяйства, наукоемких производств, а также в ликвидации убыточных предприятий. Вместе с тем, формирование налоговой политики осложняется последствиями командно-административной системы управления экономикой, недостаточностью опыта в использовании налоговой системы для развития народного хозяйства. В этом время, налоговая система, которая способствует саморегулировавшее автоматическое увеличение налоговых поступлений, сокращение государственных расходов в период подъема, и наоборот, сокращение налоговых поступлений и увеличение государственных расходов в период спада за счет существования стабилизаторов. Налоговая политика определяющая экономическую политику и имеющая свои собственные принципы, может быть эффективным макроэкономическим инструментом действия не только на бюджетные процессы, но и на весь комплекс экономических проблем. Актуальность темы предопределяется важность и необходимость совершенствования налогообложения, реформирования и перспективы налоговой системы.
Объектом исследования является налоговая система РФ.
Предмет исследования - совокупность экономических отношений, связанных с развитием системы налогообложения в РФ.
Цель исследования – изучение структуры и специфики налоговой системы РФ и выявление проблем ее совершенствования.
В соответствии с поставленной целью выражены следующие задачи исследования:
1. Изучить понятие налоговых систем;
2. Рассмотреть характеристики налоговой системы РФ;
3. Провести анализ налоговых поступлений в бюджет РФ за 2018 – 2019 гг.;
4. Выявить проблемы и пути налоговых реформ в РФ.
Глава 1. Характеристика налоговой системы России
1.1. Правовое регулирование налоговой системы РФ
Состав налогового законодательства включает:
1) федеральное налоговое законодательство;
2) региональное налоговое законодательство;
3) муниципальные налоговые акты.
Налогообложение – это закрепленная действующим законодательством процедура установления, взимания и уплаты налогов и сборов, включающая в себя определение видов, величин и ставок налоговых платежей, порядок их уплаты различными субъектами[1].
В России главным документом, регулирующим налоги и сборы, является налоговый кодекс Российской Федерации. Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований[2].
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[3].
В более широком понимании налоги – обязательные платежи в бюджет, которые осуществляют юридические и физические лица.
Федеральное налоговое законодательство состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов, например, Закона РФ «О налоговых органах в Российской Федерации», а также норм, содержащихся в ряде иных федеральных законов: «О соглашениях о разделе продукции», «О закрытых административно-территориальных образованиях»[4].
Налоговый Кодекс РФ занимает особое место в системе налогового законодательства. В частности, только им могут устанавливаться виды налогов и сборов, взимаемых в РФ; основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; принципы установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов и сборов РФ и местных налогов и сборов; права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых отношений; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений; порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК)[5].
Региональное налоговое законодательство включает в себя законы субъектов РФ. Налоговая компетенция субъектов РФ ограничена. Они уполномочены устанавливать региональные налоги, вводить указанные налоги на территории субъекта РФ и определять некоторые элементы налогообложения (налоговые ставки и налоговые льготы в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по региональным налогам).
Муниципальные налоговые акты складываются из актов представительного органа местного самоуправления, которыми устанавливаются и вводятся местные налоги и сборы. Налоговая компетенция местного самоуправления так же ограничена, налоговые акты могут регулировать лишь налоговые ставки местных налогов и сборов в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налогов, а также формы отчетности по местным налогам.
Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России[6].
Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) Ст. 8 Налогового Кодекса РФ[7].
Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики.
К налогоплательщикам относятся, в частности:
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми агентами;
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы).
Также должны быть определены элементы налогообложения:
1) Субъект налогообложения (налогоплательщик) – обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое в соответствии с НК РФ возложена юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств.
2) Предмет налогообложения – реальная вещь (земельный участок, машина) и нематериальное благо (экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств.
3) объект налогообложения - юридический факт, который обуславливает обязанность субъекта уплатить налог (право собственности, факт совершения следки купли-продажи, совершение оборота по реализации того или иного товара).;
3) налоговая база: обязательный элемент налога, который представляет собой количественное выражение объекта налогообложения и являющееся основой для исчисления суммы налога, т.к. именно к ней применяется налоговая ставка (ставка налога).
Налоговые базы:
- по стоимостным показателям (стоимость имущества при исчислении);
- с объемно-стоимостным показателем (объема реализованных услуг при исчислении НДС);
- с физическими показателями (объем добытого сырья при исчислении налога на добычу полезных ископаемых);
4) налоговый период (ст.55) - срок, в течение которого формируется налоговая база и окончательно определяется размер налогового обязательства.
5) налоговая ставка (ст.53) - размер налога на единицу налогообложения, ставка налога представляет собой норму налогового обложения.
Причем налогоплательщик самостоятельно считает сумму налога, которая подлежит уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Для невыполнения обязанностей по утрате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.
Главный федеральный орган, использующий власть, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС).
Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
Налоговые органы действуют с законодательством Российской Федерации и в пределах своей компетенции. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами, коротый исполивует власть, исполнительный власти субъектов Российской Федерации, местный самоуправление и государственные внебюджетные фонды посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, правовое управлении налоговой системы РФ осуществляется на основе Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов. Основу эффективности налоговой системы составляют принципы ее построение, несоблюдение которых приводит к существенным проблемам.
1.2. Структура действующей налоговой системы в РФ
В состав налоговой системы входят:
- виды налогов, установленные на территории государства;
- субъекты налога (налогоплательщики);
- законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения;
- органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.
В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень действующих налогов и сборов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ[8].
Федеральные налоги и сборы:
- Налог на добавленную стоимость;
- Акцизы;
- Налог на доходы физических лиц;
- Налог на прибыль организаций;
- Налог на добычу полезных ископаемых;
- Водный налог;
- Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- Государственная пошлина;
- Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (с 19.07.2018)