Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования (Характеристика налоговой системы России)).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.05.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) поступило более 3,4 трлн. рублей - рост на 8%, или на 252 млрд. рублей. Таким образом, доля налогового администрирования в общем приросте ненефтегазовых доходов в январе - ноябре 2019 года составила 17%.

Внедрение в практику налогового администрирования современных технологий находит прямое отражение в динамике налоговых поступлений. Если посмотреть тренды поступлений налогов за последние пять лет - с 2015 года по 2019 год - нарастающим итогом, то при росте экономики на 3,2% поступления налогов в реальном выражении, то есть без учета инфляции, выросли в 1,4 раза (+36,5%)[16].

Рисунок 2 – Динамика поступления налога на прибыль в федеральный бюджет за январь – октябрь 2018 – 2019 гг., млрд. руб.

Рисунок 3 – Структура поступлений в консолидированный бюджет РФ за январь – октябрь 2018 – 2019 гг.

В 2020 году дополнительные поступления от увеличения ставки НДС вырастут на 26%. Это связано с низкой базой 2019 года, в котором эффект повышенных сборов НДС проявился только со второго квартала (в первом квартале 2019 года бюджет получал НДС еще с продаж четвертого квартала прошлого года, когда действовала прежняя ставка).

Сборов НДС, полученных только от повышения ставки, в 2020 году хватит, например, чтобы целиком профинансировать расходы федерального бюджета по разделам «Жилищно-коммунальное хозяйство» и «Охрана окружающей среды». Они почти покроют расходы на выплаты пенсий военнослужащим и силовикам.

2.2. Перспективы развития налоговой системы Российской Федерации

Основное направление налоговой система РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее — Основные направления налоговой система). Налоговый курс государства в целом не изменится, по-прежнему основной упор делается на создании более комфортных условий взимания налогов и налогового администрирования.

Структурно основные направления налоговой система состоят из следующих частей:

1) основные итоги реализации налоговой система в прошедшем периоде;

2) меры в области налоговой система, планируемые к реализации в плановом периоде 2020 и 2021 годов;

3) сравнительный анализ налоговой нагрузки в российской экономике и зарубежных странах.


В 2018 году государством был начат налоговый маневр, заключающийся в снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и ее повышении на потребление, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов, а также в переходе к новой системе налогообложения недвижимого имущества.

В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой система остаются такими же, как и ранее - создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой система продолжают оставаться поддержка инвестиций, развитие человеческого капитала, повышение предпринимательской активности.

Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков.

Важнейшим фактором проводимой налоговой система является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала;

2. Совершенствование налогообложения финансовых инструментов и создание Международного финансового центра;

3. Упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским учетом;

4. Создание благоприятных налоговых условий для осуществления инвестиционной деятельности на отдельных территориях;

5. Совершенствование налогообложения торговой деятельности;

6. Налогообложение добычи природных ресурсов;

7. Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование.

В части мер, предусматривающих повышение доходов бюджетной системы Российской Федерации, планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

1. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества физических лиц;

2. Совершенствование налогообложения недвижимого имущества организаций;

3. Акцизное налогообложение;

4. Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций;


5. Совершенствование налогового администрирования.

Дальнейшее улучшение налогообложения физических лиц будет нацелено на поддержку инвестиций и развитие человеческого капитала.

В долгосрочном периоде будет сохранена действующая система налогообложения доходов физических лиц с единой ставкой для большинства видов доходов в размере 13 процентов.

Приоритетной задачей станет выравнивание налоговой нагрузки доходов от различных видов инвестиций (ценные бумаги, банковские вклады, реализация имущества).

Минфин предлагает перераспределить налоговое бремя таким образом, чтобы за счет урезания льгот владельцам недвижимости и вкладчикам банков инвесторы фондовой биржи получили налоговые преференции.

Упрощение налогового учета

Для сближения налогового и бухгалтерского учета Минфин подготовит проект федерального закона, предусматривающий:

1. Уточнение методов списания в расходы стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения прибыли организаций для обеспечения возможности ведения единого учета таких запасов в бухгалтерском и налоговом учете;

2. Возможность амортизации в налоговом учете малоценного имущества в зависимости от применяемой налогоплательщиком учетной система;

3. Принятие к налоговому учету безвозмездно полученного имущества по рыночной стоимости, определенной на дату получения такого имущества;

4. Признание убытков от уступки прав требования после наступления срока платежа единовременно на дату уступки права требования;

5. Изменение в налоговом учете порядка переоценки обязательств и требований, выраженных в иностранной валюте, а также учета доходов и расходов в виде суммовых разниц.

Совершенствование налогообложения торговой деятельности.

В Кодексе следует предусмотреть условия, при соблюдении которых потери по основаниям, отличным от потерь в результате естественной убыли товаров, а также потерь, относимых на виновных лиц, признаются в составе расходов организаций, осуществляющих розничную торговлю с открытым доступом покупателей к товарам.

Во-первых, налогоплательщиком должна быть организована система учета и контроля за использованием материально-производственных запасов, соответствие которой установленным требованиям должно быть подтверждено аудиторской организацией.

Во-вторых, акт инвентаризации о выявленных недостачах должен подтверждаться аудитором, включенным в состав инвентаризационной комиссии.


Потери (недостачи) предлагается учитывать в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 0,75 процента выручки от реализации.

Перечень продукции, недостача которой может быть учтена при налогообложении прибыли в соответствии с предлагаемым порядком, предлагается устанавливать в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Учет товарных потерь для целей налогообложения прибыли в размере, определяемом как процентная доля выручки от реализации, широко применяется за рубежом (в Германии, Великобритании, США и др.). Возможность учета для целей налогообложения убытков от товарных потерь соответствует мировому опыту, позволит снизить издержки торговых организаций, и тем самым улучшить инвестиционный климат в розничной торговле, что позитивно повлияет на уровень потребления.

Налоговое администрирование

В ряде названных ниже случаев Минфин предлагает изменить формат камеральной проверки таким образом, что для налогоплательщика она станет практически как выездная проверка.

Будет усилен контроль при налоговой проверке деклараций по НДС и по налогу на прибыль организаций, в которых указаны убытки, а также уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размерах, меньших ранее заявленных.

Для этого налоговым органам предоставят право истребовать выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговые декларации (расчеты), счета-фактурыи первичные документы, а также проводить мероприятия налогового контроля, предусмотренные ст. 91, 92, 95 — 97 НК РФ.

Если же такие уточненные декларации представлены налогоплательщиком по истечении двух лет со дня, установленного для подачи соответствующей налоговой декларации, налоговый орган вправе будет истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы названные показатели до и после их изменения.

Кроме того, планируется увеличить до одного месяца срок для подготовки лицами, в отношении которых проводились проверки, возражений по актам соответствующих проверок и установить обязанность налогоплательщиков сообщать в налоговые органы информацию о заключении и прекращении договоров простого товарищества и об участниках этих договоров.

НДС

В 2020–2022 годах федеральный бюджет получит более 2 трлн. руб. от повышения ставки НДС до 20%, которое вступило в силу с этого года: в 2020 году — 639 млрд. руб., в 2021-м — 686 млрд. руб., в 2022 году — 737 млрд. руб. Это следует из обновленных проектировок Минфина, содержащихся в проекте федерального бюджета на следующие три года[17].


Минфин провел факторный анализ ожидаемых поступлений от НДС, выделив эффекты расширения налоговой базы в результате роста номинального ВВП, усиления администрирования этого налога Федеральной налоговой службой (ФНС) и повышения ставки на 2 п.п.

Таким образом, рост дополнительных поступлений исключительно от повышения ставки НДС (более 7% ежегодно в 2021 и 2022 годах) превысит инфляцию (по 4% ежегодно), то есть эти дополнительные доходы будут расти в реальном выражении.

Изначально были сомнения, что повышение ставки НДС оправдает себя с точки зрения собираемости. Правительство критиковали за решение поднять налоговую нагрузку на фоне слабого экономического роста. Например, британская Oxford Economics подсчитала, что именно из-за повышения ставки вклад инвестиционных нацпроектов в рост российского ВВП будет сведен практически к нулю.

Но чисто фискальный эффект от повышения ставки оказался на уровне первоначальных ожиданий Минфина. Доходы от внутреннего НДС на товары, проданные в России, выросли на «рекордные» 25 и 22% во втором и третьем кварталах по сравнению с предыдущим годом. Основной эффект от роста ставки НДС проявился во втором и третьем кварталах 2019 года.

Налоговая база расширяется, в том числе за счет вовлечения тех, кто раньше НДС не платил.

Поступления бюджета от НДС будут расти не только из-за повышения ставки, но и благодаря усиленному администрированию со стороны ФНС.

Отметим запуск на полную мощность системы АСК НДС-2 (автоматически выявляет уклонение от уплаты НДС), а также расширяющуюся практику борьбы с «необоснованной налоговой выгодой», доначисления по результатам проверок и т.д.

НДС — самый собираемый налог в России. Это крупнейший источник доходов бюджета, не считая поступлений от нефти и газа. В 2018 году государство получило за счет НДС более 6 трлн. руб., или 31% всех доходов. Хотя НДС перечисляет бизнес, оплачивают его потребители — налог включен в цены товаров и услуг.

Больше всего после повышения НДС подорожали недвижимость, автомобили, бензин, одежда, бытовая техника, платные медуслуги и услуги ЖКХ — товары с длинной производственной цепочкой и высокой наценкой. Не отразился рост налога на стоимости ограниченного числа социально значимых товаров и услуг с льготной ставкой (10% — продукты, книги, обувь, некоторые лекарства и медизделия; 0% — диагностика и лечение, пассажирские перевозки, уход за детьми и обучение в школах).

Заключение